Posted 10 февраля 2015,, 13:50

Published 10 февраля 2015,, 13:50

Modified 31 марта, 09:28

Updated 31 марта, 09:28

УПЦ ушла в «подполье»

10 февраля 2015, 13:50
Священники УПЦ Московского патриархата, чьи приходы находятся в зоне АТО, предпочитают не высказываться о событиях в Донбассе. Однако от подозрений в симпатиях к «сепаратистам» это их все равно не избавляет.

- Сегодня РПЦ в Славянске практически не идет на контакты с внешним миром, - рассказал “Росбалту” сотрудник отдела по связям мэрии Славянска Денис Бегунов. - И это не удивительно: ведь во время оккупации города террористами эта церковь служила им. Против священника из Славянска Виталия Веселого возбуждено уголовное дело за пособничество сепаратистам, но сам он успел скрыться. Такая позиция РПЦ привела к тому, что многие верующие перешли в лоно Украинской автокефальной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Уточним, что Денис, говоря о Русской православной церкви, имеет в виду Украинскую православную церковь Московского патриархата, самоуправляемую и фактически от последнего независимую, прихожанами которой себе считают большинство православных Украины. Но, давайте, здесь будем называть ее РПЦ, чтобы не запутаться, тем более, что формально она является ее частью.

Также для справки: УПЦ Киевского патриархата — церковь, отколовшаяся в 1992 году от Московской патриархии, канонической не признана до сих пор, однако имеет достаточное число как приходов, так и последователей. Ее руководство и, прежде всего, «непризнанный» предстоятель Филарет (кстати, в свое время чуть было не ставший патриархом Московским и Всея Руси) занимает ярко выраженную воинствующую позицию по отношению к "сепаратистам", призывая к борьбе с ними. Ну, и есть еще Украинская автокефальная церковь, «базировавшаяся» до 1989 года за границей, которая сегодня осуществляет свою деятельность в основном в западных областях страны, хотя имеет приходы и на Востоке.

Насчет ухода прихожан из РПЦ судить не берусь, но то, что сейчас "московское» духовенство в зоне АТО практически «ушло в подполье», похоже на правду. Так, настоятель Свято-Успенской Cвятогорской Лавры (крупнейшая православная святыня Восточной Украины, находящаяся в 30 километрах от Славянска) не только отказался дать мне интервью, но и запретил мне говорить с монахами и снимать на территории монастыря. Отказались беседовать со мной и священники РПЦ в Славянске. Свою некоммуникабельность все священнослужители объясняли одинаково: «Время сейчас слишком сложное, опасаемся провокаций».

То, что священнослужители РПЦ в Славянском районе, по крайней мере, сочувствовали ополченцам, является секретом полишинеля. К примеру, на баррикадах вместе с «сепарами» зачастую стояли с иконами местные старушки. Выполнить этот "священный долг" женщин призвали настоятели городских храмов. Периодически появлялись там и сами батюшки. Наиболее заметную роль в организации сопротивления «киевской хунте» играл священник Виталий Веселый. Батюшка также был известным в городе поэтом. Вот одно из его стихотворений:

«Люблю я русского великого солдата,
Насмерть готового за Родину стоять,
Ее – Любимую от монстров типа НАТО
И прочих хищных террористов защищать!»

Заметим, что сами ополченцы, «владея» Славянском, с явным недоверием относились к протестантским церквям, которые рассматривали как «американских агентов». Вот, что рассказал мне руководитель протестантского центра «Добрая весть» Алексей Демидович.

- Наш центр довольно большой. И, наверное, поэтому он приглянулся ополченцам. Они просто отобрали его у нас и поселили здесь своих боевиков. Меня арестовали и несколько часов продержали в подвале. Потом, правда, извинились, сказав, «простите, это недоразумение», и отпустили. Но верующим из другой протестантской церкви повезло меньше. Там троих прихожан забрали прямо с богослужения и расстреляли.

Про этот случай писали в свое время украинские СМИ и блогеры. Правда, судя по тем публикациям, расстреляно было от 4 до 8 человек.

Надо сказать, что противная сторона также активно искала «врагов» в рядах РПЦ. Про расположенную всего в 30 километрах от Славянска Святогорскую Лавру в украинской прессе распространяли самые разные нелепицы. Сообщалось даже, что там прячется Виктор Янукович, и что в лавре находится крупный российский диверсионный центр. Все это, конечно, чушь, но заметим все же, что монахи, например, не стали публично «предавать анафеме» "агрессора-Россию» или «террористов», сохраняя «нейтралитет».

Интересно, что охрану монастыря осуществляет так называемый «Святогорский казачий полк» (по украинским законам - общественная организация). Снимать казаков мне не разрешили, а вот с их атаманом Виталием Кушиным удалось поговорить. Господин Кушин сообщил, что уволился из Вооруженных сил СССР после «предательского беловежского соглашения», так как не хотел присягать на верность Украине. Этот человек не скрывает, что является сторонником воссоздания «Российской империи" и считает распад Советского Союза делом рук предателей. Ну, и как вы думаете: нанял бы настоятель для монастыря такую охрану, если бы его и командира казаков взгляды были диаметрально противоположными?

Вот как раз за «взгляды», полагают многие приверженцы РПЦ, украинские власти скоро и начнут их «раскулачивать». Спрашиваю у служительницы расположенного на центральной площади Славянска Свято-Духовского собора: принадлежит ли эта церковь Московской патриархи? Этот, казалось бы, безобидный вопрос вызывает у женщины бурную реакцию: «Относимся к Московскому патриархату. И будем относиться. Не дождетесь!».

Из приватных разговоров с верующими удается выяснить, что слухи о том, что собор передадут то ли УПЦ КП, то ли Украинской автокефальной церкви появляются постоянно. «Конкурентов» подозревают в намерении решить «жилищный вопрос» кардинально, поскольку те в этом крайне заинтересованы: храм "киевской» УПЦ располагается в Славянске чуть ли не в мазанке, да и Украинская автокефальная церковь занимает достаточно скромное здание (на фото). Кстати, в отличие от служителей РПЦ настоятель последней, отец Савва охотно пошел со мной на контакт.

- Это неудивительно, что РПЦ не хочет с вами разговаривать – у них рыльце в пушку. Мне же от вас скрывать нечего. С УПЦ у нас великолепные отношения, а вот с РПЦ мы в глухой конфронтации. Это чушь, что мы требуем их храмы. Другое дело, мы надеемся, что скоро прихожане сами не захотят, чтобы их церкви принадлежали РПЦ .

Между тем, гнев недовольных деятельностью «москалей» может принять достаточно экстремистские формы. Правда, уже довольно давно, в апреле прошлого года, кто-то поджег Крестовоздвиженский храм в городе Изюм Харьковской области, расположенный в 30 километрах от Святогорской лавры. Ходили слухи, что это месть настоятелю, который будучи уроженцем Западной Украины, служит в РПЦ. Стоит ли говорить, что когда я в Изюме попытался встретиться с настоятелем Крестовоздвиженской церкви, батюшка отказал мне, сославшись на занятость.

Игорь Ротарь, Славянск – Святогорск – Изюм - Краматорск, фото автора