Posted 7 октября 2011,, 13:00

Published 7 октября 2011,, 13:00

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Афганский блеф Обамы

7 октября 2011, 13:00
За десять лет с начала вторжения в Афганистан, ни США, ни НАТО так и не смогли выполнить «миссию в Кабуле».

За десять лет с начала вторжения в Афганистан, ни США, ни НАТО так и не смогли выполнить «миссию в Кабуле». В то же время, американские генералы заявляют, что военнослужащие США останутся в Афганистане и после 2014 года, который был объявлен президентом Обамой как дата окончательного вывода войск.

Президент США Барак Обама не назначил никаких публичных мероприятий или встреч по поводу десятилетней годовщины начала войны в Афганистане. Объясняя это, заместитель помощника главы Белого дома по национальной безопасности Бен Родс сказал журналистам, что «во многих отношениях, как начало войны отмечается 11 сентября 2001 года». Между тем в Вашингтоне прекрасно понимают, что афганская кампания, старт которой 7 октября 2011 года был дан операцией «Несокрушимая свобода», все-таки потерпела крушение. Западную «свободу» в очередной раз «не приняли» на Востоке.

Напомним, в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года США вместе с союзниками вторглись в Афганистан, стремясь ликвидировать «Аль-Каиду» и ее главаря Усаму Бен-Ладена, а также свергнуть радикальное исламское движение «Талибан» (обе организации запрещены в Российской Федерации). Операция, начавшаяся ракетно-бомбовым ударом по Кабулу и Кандагару, не была согласована с ООН. Великобритания и США уведомили СБ ООН о начале военных действий, квалифицировав их как «реализацию права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Союзниками в операции выступили 43 страны, предоставившие воздушные коридоры, аэродромы, передвижную армейскую инфраструктуру. Непосредственно участвовавшая в боевых действиях американо-британская оперативная группировка насчитывала до 55 тысяч военнослужащих. Из техники были задействованы авианосцы, подводные лодки, боевые корабли, многоцелевые истребители, бомбардировщики.

К декабрю 2001 года радикально-фундаменталистский режим талибов был свергнут. После этого, на конференции стран-членов ООН по урегулированию в Афганистане было подписано мирное соглашение, в котором определялись рамочные условия двухлетнего переходного периода для страны. В спешном порядке были созданы миротворческие силы, главой временной администрации Афганистана, а позже и президентом стал лояльный прозападный Хамид Карзай. В январе 2004 года была принята новая конституция и страна получила название Исламская Республика Афганистан. В дальнейшем, при западной поддержке были проведены первые за 30 лет парламентские выборы. Между тем, долгожданный мир на афганской земле так и не наступил.

Тогда в марте 2009 года администрация Барака Обамы объявила о новой стратегии в Афганистане. Она заключалась в том, что наряду с военной силой, в целях урегулирования ситуации использовались дипломатические меры, а в регион направлялась гуманитарная помощь. Но и после этого страна продолжала воевать. Американские стратеги оказались в недоумении. Казалось все хорошее, что могла дать западная демократия, Афганистану было предоставлено с избытком. И вот в декабре того же 2009 года США решили увеличить американский воинский контингент еще 30 тысяч человек, а афганским силам безопасности был передан контроль над конкретными районами страны.

Наконец, в июне 2011 года Барак Обама, которому, помимо прочего, нужно было оправдать выданную ему авансом Нобелевскую премию мира, обнародовал план вывода из Афганистана американских войск. До конца 2011 года планировалось вывести десять тысяч военнослужащих, а к лету 2012 года еще двадцать три тысячи. Оставшиеся шестьдесят восемь тысяч планировалось полностью вывести до конца декабря 2014 года.

Война в Афганистане является самой продолжительной для США после вьетнамской. Но, по большому счету, все, чего смогли добиться Америка и ее союзники, это превратить страну в оккупированную зону с разрушенной государственностью, абсолютно неспособную к каким-либо действиям, кроме производства наркотиков в мировом масштабе. По данным ФСКН РФ, Афганистан производит почти 93% всех опиатов в мире, занимая первое место по производству героина, гашиша и марихуаны.

Что же касается широко разрекламированного «вывода войск», то на деле это оказывается блефом. В августе 2011 года стало известно, что Афганистан и США подготовили стратегическое соглашение, согласно которому контингент военнослужащих США в несколько тысяч человек останется в Афганистане до 2024 года. «Мы планируем победить. План должен быть успешно исполнен. Поэтому, хотя многие слышат, что по итогам Лиссабонской конференции мы уходим в 2014 году, мы в действительности собираемся остаться здесь надолго», — заявил на днях в одном из интервью командующий международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) американский генерал Джон Аллен.

Кстати, в настоящее время в стране находится 130-тысячный контингент ISAF, в который входят подразделения из 28 стран — членов НАТО и 20 стран-партнеров, включая 100 тысяч американцев. При этом с 2001 года в Афганистане погибли более 2300 иностранных военных, в том числе США потеряли 1522 человека, а более 12 тысяч получили ранения.

Согласно данным Пентагона, вывод войск позволит США сэкономить около $300 млн в сутки. Но в 2012 году США планируют потратить на военные операции порядка $117,8 млрд. Естественно, что эти астрономические суммы тяжким бременем ложатся на плечи налогоплательщиков. Не случайно рядовые американцы отметили годовщину начала военной операции массовыми протестными манифестациями. По информации ИТАР-ТАСС, широкая коалиция антивоенных и ветеранских организаций вывела тысячи своих активистов и сторонников на центральные площади Вашингтона. «Десятилетие оккупации Афганистана и Ирака, загубленные жизни тысяч наших солдат и потраченные впустую триллионы долларов обанкротили нашу страну», — заявили активисты антивоенного движения.

Даже среди ветеранов, воевавших в Афганистане и Ираке, все больше становится тех, кто считает, что боевые операции там вообще не следовало начинать, что они не стоят затраченных денег и усилий. По мнению 51% ветеранов, «упор на использование военной силы лишь приводит к усилению ненависти, что порождает терроризм». 60% полагают, что США нужно сконцентрироваться на решении внутренних проблем, а не международных.

Между тем, очевидно, что Америка останется в Афганистане надолго. Как отмечал ранее в беседе с «Росбалтом» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт по Афганистану Юрий Крупнов, «для США важно контролировать транзитный плацдарм Афганистана, через который никто не сможет проложить нефте- и газопровод из Персидского залива, из Ирана». «Ни газа, ни нефти в Индию или Китай без решения США — вот суть процесса. Если учесть, что американцы начинают сейчас жестко структурировать Среднюю Азию, то этот плацдарм станет надежным заслоном для любых транзитных фантазий прикаспийских государств или государств Персидского залива», — отметил эксперт.

Эти слова подтверждает информация о встрече в Душанбе спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. По информации «Интерфакса», Вашингтон поддерживает идею возрождения Шелкового пути, некогда обеспечивавшего торговлю между Центральной и Южной Азией и Азией и Европой в целом. «Идея нового Шелкового пути — это путь экономического развития и процветания важного региона, простирающегося от Центральной Азии до Нью-Дели», — заявил в пятницу Гроссман. А вот «звеньями возрождающегося Шелкового пути» он назвал проекты по строительству трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан и Индию (TAPI), а также линий электропередач из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

«Если вы подумаете об этих благостных соединениях, воздушных связях, людях перемещающихся между странами, товарах и услугах, нефти, газа, продуктов по территориям Центральной и Южной Азии то вы сможете увидеть эти возможности», — красиво сказал американский дипломат. Однако он почему-то умолчал о том, кому и какие возможности реально дает транзит нефти, газа и героина.

Дмитрий Пановкин