Posted 10 октября 2011,, 11:29

Published 10 октября 2011,, 11:29

Modified 1 апреля, 04:44

Updated 1 апреля, 04:44

Тбилиси отверг «дикую идею» Путина

10 октября 2011, 11:29
Президенты Грузии и Белоруссии разошлись в оценке инициативы российского премьер-министра создать Евразийский союз. Саакашвили обвиняет Москву в имперском реваншизме, а Лукашенко заявляет, что ждал такое предложение давно.

Президенты Грузии и Белоруссии резко разошлись в своей оценке предложения Владимира Путина по созданию Евразийского союза. В то время как Михаил Саакашвили назвал это «дикой идеей русских националистов», Александр Лукашенко приветствовал новый интеграционный проект и уже заявил о готовности в нем участвовать. Интересно, что неделей ранее грузинский лидер на саммите Восточного партнерства в Варшаве фактически выступил лоббистом белорусских интересов в Евросоюзе.

Объяснение неожиданной лояльности Москвы к саммиту Восточного партнерства ЕС нашлось через несколько дней после его окончания - Путин инициировал создание Евразийского союза. Очередную «домашнюю заготовку» России в Тбилиси назвали «дикой идеей русских националистов» и показали ей фигу из-под дырявого пока «козырька» Европы.

Саммит Восточного партнерства Евросоюза прошел в Варшаве помпезно и достаточно благостно по крайне мере для двух из шести государств-участниц программы – Грузии и Молдовы. Европа вербально обласкала обе эти страны за большие и разнообразные успехи и пообещала до конца года начать переговоры о введении режима свободной торговли.

На саммите присутствовал президент Грузии Михаил Саакашвили, который сообщил, что множество лидеров Евросоюза выступают за членство его страны в этой организации. «Еще несколько месяцев назад об этом невозможно было громко говорить. Это очень большое для нас изменение», - сказал он. Сближение Грузии с Евросоюзом президент назвал «решающим с точки зрения развития и безопасности». «Мы не можем оставаться одни, мы находимся в очень сложном регионе и стоим перед большими вызовами. Для нас это вопрос жизни и смерти. Мы должны находиться в каком-нибудь объединении. А какое-то объединение для нас – это европейский дом», - заявил он.

Саакашвили, кроме того, попытался выступить в качестве "белорусского лобби" в ЕС – официальный Минск в работе саммита участвовать отказался. Как считает грузинский президент, без Белоруссии европейское партнерство не может быть полноценным. «Очень важно, чтобы Евросоюз не потерял контроль над этим процессом, и чтобы он не попал в руки другому большому соседу (России – прим. ред.)», - сказал он. Александр Лукашенко поблагодарил коллегу за поддержку.

Словом, саммит Восточного партнерства ЕС прошел почти на пятерку. К тому же Евросоюз решил увеличить бюджет этой программы, и дополнительно к 2 миллиардам евро выделить до 2014 года 150 миллионов евро. И это еще не все: Евросоюз выразил готовность увеличить финансирование Восточного партнерства на период с 2014 по 2020 год. Напомним, в программе участвуют Грузия, Армения, Азербайджан, Украина, Молдова и Белоруссия.

Отметим, что Россия неожиданно лояльно отнеслась к саммиту. Раньше она крайне болезненно реагировала на любые попытки сближения бывших советских республик с Евросоюзом, и особенно с НАТО. Осеннюю «расслабленность» Москвы можно списать на бытующее мнение о затянувшейся инертности Евросоюза в отношении постсоветского пространства, традиционно долгой «раскачке» этой организации, ее проблемах, отодвинувших на задний план «обхаживание» Восточного партнерства.

Но, вероятно, «хорошая мина» России, все же, была связана с припасенной «бомбой», которая если и не взорвалась, то уже покатилась в сторону бывших советских республик – премьер-министр Владимир Путин инициировал создание Евразийского союза. Как заметил Саакашвили, «когда они (Россия – прим. ред.) выдвигают такие идеи, как правило, следуют им». Евразийский союз, полагает он, то же самое, что Советский Союз. «Это самая дикая идея русских националистов», - заявил грузинский президент.

А известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что инициатива создания Евразийского союза станет новым испытанием для нервов всех, включая Грузию. «Модели, представленные Путиным, всегда предусматривали доминирующую роль России. Модели эти не были развиты. Сейчас все зависит от конкретных моментов, вложенных в эту инициативу»- считает он. По его словам, присоединение Грузии к предполагаемому Евразийскому союзу маловероятно.

Но вспомним признание Саакашвили, что Грузия не может оставаться в одиночестве, и единственным домом для нее является Европа. Впрочем, не только Грузия, но и почти все постсоветские государства должны к кому-то прилепиться, чтобы выжить. Теоретически исключение могут составить только страны, богатые углеводородами, и, к тому же, не обремененные серьезными территориальными тяжбами с соседями. К таковым относятся Казахстан, Туркмения и частично Азербайджан (некоторая кастрация независимости и суверенитета последнего связана с проблемой Карабаха). Но, все же, Азербайджан, ввиду наличия приличных запасов нефти и природного газа, а также соседства с Ираном, находится в привилегированном положении: расположения Баку пытаются добиться как Россия, так Евросоюз и США. При этом все три крупных политических игрока закрывают глаза на то, что вышеуказанные государства далеки от демократической модели управления, к которой так «чувствительны» европейцы и американцы.

Вернемся, однако, к собственно государствам Восточного партнерства. С большой долей уверенности можно сказать, что участницы этой программы после решения Путина снова стать президентом, и особенно после его инициативы по Евразийскому союзу, с удвоенной энергией, но в разной форме будут рваться к интеграции с ЕС. Вероятно, путинская активность повысит и градус энергетических затрат Европы на оттягивание влияния России от постсоветского пространства. Таким образом, можно прогнозировать, что Европа, если ее не подкосит серьезный финансовый, или, что менее вероятно, политический кризис, станет более расторопной и менее снобистской во взаимоотношениях с восточными соседями. Она, вместе с США, постарается не упустить, в первую очередь, стратегически важные Южный Кавказ с Каспием и Прикаспийским регионом - они напичканы углеводородами и альтернативными российским путями их транзита и экспорта.

То есть, Европа вряд ли захочет, чтобы пока еще гипотетический Евразийский союз, в котором, несомненно, будет доминировать Россия, подмял под себя интересующие ее регионы, и выступил впоследствии посредником и (или) ментором между ними и ЕС. Это небеспочвенные подозрения, они подсказаны проектом Путина. Сказано в нем следующее: «Вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу».

Понятно, однако, что постсоветские государства пытаются самостоятельно сблизиться с ЕС, вплоть до гармонизации собственного законодательства с европейским. Понятно также, что ЕС является для них перспективой смены российского «козырька» на европейский, с сохранением некоторых особенностей «национальной охоты». Так что для европейской интеграции постсоветских государств совершенно необязательно создавать новый, зависимый от России и громоздкий союз.

И вообще, в той или иной форме интегрироваться с Европой бывшим советским республиками будет проще поодиночке или в маленькой, более или менее одношерстной компании, чем в смычке с Россией. Хотя бы потому, что они более маневренны, легче приспосабливаются к европейским законам и правилам игры, ими проще управлять и манипулировать, и, в конце концов, на их поддержку требуется не так уж много денег. А отдача – и политическая, и материальная - может с лихвой перекрыть затраты.

Впрочем, новый интеграционный проект вызывает далеко не один только скепсис у лидеров стран, ранее входивших в Советский Союз. На высшем дипломатическом уровне положительный ответ Путину пришел из той же Белоруссии. Лидер этой страны Александр Лукашенко в минувшую пятницу заявил, что его страна «готова участвовать» в интеграционных проектах с Россией. На пресс-конференции для российских СМИ белорусский лидер отметил, что «Россия заявила устами кандидата в президенты о том, как мы всегда рассуждали сами и думали», добавив: «И мы это приветствуем. И готовы в этом участвовать».

Более того, Лукашенко заявил журналистам, что готовит «развернутую статью» по проблемам интеграции, которую он рассчитывает опубликовать в той же газете «Известия», на страницах которой Путин предложил создать Евразийский союз.

Ирина Джорбенадзе