Posted 16 мая 2012,, 14:33

Published 16 мая 2012,, 14:33

Modified 1 апреля, 01:18

Updated 1 апреля, 01:18

Олимпийские взрывы

16 мая 2012, 14:33
Москва намерена потратить на безопасность Олимпиады в Сочи порядка двух миллиардов долларов. В Грузии и на Западе сомневаются, что игра стоит свеч, имея в виду соседство олимпийского строительства со взрывоопасным Кавказом.

Москва намерена потратить на безопасность Олимпиады в Сочи порядка $2 млрд. В Грузии и на Западе сомневаются, что игра стоит свеч, имея в виду соседство олимпийского строительства со взрывоопасным Кавказом.

Олимпийское строительство в Сочи идет полным ходом, а параллельно по соседству - в Абхазии и на Северном Кавказе - то взрывают и убивают, то находят арсеналы с оружием и раскрывают заговоры исламских боевиков по нападению на олимпийский курорт. Сегодня МВД Абхазии выдвинуло официальные обвинения задержанным по делу о покушении на президента республики Александра Анкваба, автомобиль которого несколько месяцев назад в очередной раз пытались взорвать.

Масла в огонь подлили российский Национальный антитеррористический комитет (НАК) вместе с ФСБ. Оба ведомства сообщили об обнаружении на территории Абхазии десяти тайников с различным вооружением и боеприпасами, включая противотанковые зенитные комплексы, гранатометы, тротил и прочее. Российские спецслужбы заявили о раскрытии заговора; по их версии, боевики планировали теракты в Сочи в период подготовки и проведения Олимпиады. Правда, по данным абхазского Совбеза, вооружение и взрывчатку экстремисты собирались использовать для борьбы за власть в самой Абхазии. При этом, подчеркнули в Сухуми, арсеналы с оружием были обнаружены в рамках расследования дела о покушении на Анкваба.

Согласно провучавшим заявлениям, заговор был спланирован главой группировки «Имарат Кавказ» Доку Умаровым. Напомним, что согласно информации в СМИ, именно эта организация взяла на себя ответственность за серию терактов на территории РФ, включая взрывы в московском метро и аэропорту. В тесных связях с Умаровым Москва традиционно обвинила спецслужбы Грузии.

В Тбилиси возмущаются: «Подобными заявлениями, - считают в местном МВД, - власти России пытаются ввести в заблуждение международное сообщество и вызвать эскалацию напряженности в регионе». В Тбилиси также парируют, что, напротив, «серия террористических актов на территории Грузии, большинство из которых были пресечены, планировалась и осуществлялась с территорий, оккупированных Россией». То есть, из Абхазии и Южной Осетии. Напомним, что в мае текущего года МВД Грузии задержало в Зугдиди на западе страны человека, установившего взрывное устройство у здания местной прокуратуры. Силовики утверждают, что оно было доставлено из Абхазии. Вскоре после этого в Абхазии нашли схроны и «грузинский след».

Взаимным упрекам не видно конца, но вопрос стоит гораздо шире – в плоскости высокой террористической активности на всем Северном Кавказе, которая не может не отразиться на безопасности подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи. Даже в условиях, когда, по данным различных российских источников, на безопасность Игр Москва потратит около $2 млрд. Для сравнения: Канада вложила в безопасность Зимних Олимпийских Игр 2010 года в Ванкувере $900 млн.

Многие считают обеспечение мира в Сочи очень дорогостоящим, но малоэффективным мероприятием, когда под боком – Северный Кавказ. Берлинская Tageszeitung напоминает, что «разрозненные группировки северо-кавказского эмирата еще до объявления Сочи местом проведения Олимпийских игр творили свои бесчинства недалеко от горнолыжного курорта», но «это обстоятельство ускользнуло от внимания Международного Олимпийского комитета», и в настоящее время «эта тема полностью умалчивается".

«Теракты, в том числе с участием смертников, которые продолжают происходить на Северном Кавказе, и характерная для региона глубоко укоренившаяся коррупция делают безопасность Олимпиады в Сочи серьезной головной болью для Москвы, - вторит британская Business New Europe. - Хотя и предполагается, что Олимпийские игры должны подчеркнуть возвращение России к статусу сверхдержавы, аналитики сомневаются, что Кремль сможет должным образом подготовиться к подобному мероприятию».

До Олимпийских Игр остается совсем мало времени, а проблема терроризма в регионе по-прежнему остается без надежд на ее успешное решение. Между тем большое олимпийское начальство в лице МОК вправе ожидать от России полную безопасность Сочи, которую гарантировать сегодня никто не может. Возникает вопрос: для чего вообще Россия взяла на себя столь тяжкую ношу, как Олимпиада рядом с Кавказом – регионом вялотекущей, но постоянной неофициальной войны? Регионом, где, вне всякого сомнения, усиливается активность радикальных группировок на фоне ослабления российского государственного поля? И не опасаются ли российские власти собственной дискредитации, если во время Олимпиады или в период подготовки к ней где-то что-то рванет?

Не стоит также забывать, что власти России уже неоднократно становились объектом шантажа со стороны соответствующих элементов с педалированием темы срыва Олимпиады и «окрашивания ее в красный цвет».

Хочется верить, что Олимпиада пройдет гладко – в первую очередь, из соображения безопасности ее участников, организаторов и гостей. Что же до политической и экономической компоненты этого сюжета, в случае негативного развития событий Москва в очередной раз станет заложницей собственной ошибочной политики на Кавказе.

Ирина Джорбенадзе