Затишье перед бурей

22 августа в Кишинев прибывает Ангела Меркель. В Молдове хотят, чтобы Германия нейтрализовала Россию на осенних переговорах, где Приднестровье будут склонять к отказу от государственности ради вхождения в ЕС в составе "Единой Румынии".

22 августа в Кишинев прибывает Ангела Меркель. В Молдове хотят, чтобы Германия усыпила бдительность России на осенних переговорах, где новых лидеров Приднестровья будут принуждать к отказу от государственности ради вхождения в ЕС в составе молдо-румынской унии.

Из Берлина с любовью

В СМИ Молдовы звучат предположения, что канцлер Германии будет склонять Кишинев к федерализации. Но в это не очень верится: все высшие руководители Молдовы категорически против таких форм урегулирования конфликта, как федерализация и конфедерализация бывшей Молдавской ССР.

«Мы готовы предоставить приднестровскому региону широкую автономию, отталкиваясь от принципа суверенитета Республики Молдова, - заявляет ее президент, сторонник объединения с Румынией, Николай Тимофти. - Наша позиция остается неизменной: Российская Федерация должна вывести войска и вооружение в согласии с обязательствами, которые она взяла на себя начиная с саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году».

Конечный пункт назначения Приднестровья в составе унитарного государства Молдова также четко обозначен: «Мы хотели бы быть с Румынией в Европейском Союзе. До тех пор, в том числе с помощью наших братьев и партнеров из Румынии, мы унифицируем законодательство, процедуры, менталитет. Другими словами, устраняем несправедливость, совершенную с момента установки стены на реке Прут после Второй Мировой войны».

Ближайший переговорный партнер нынешних приднестровских руководителей премьер-министр Молдовы Влад Филат тоже конкретен: «Мы сейчас не говорим о федерализации. Нужно в рамках Конституции определить статус, который даст достаточно гарантий приднестровскому региону и широкую автономию в управлении. Мы предлагаем, чтобы Республика Молдова шла в этот процесс реинтеграции с финальным результатом: присоединение к ЕС в качестве целостного государства».

Можно предположить, что не Германия будет уламывать Молдову согласиться на федеративную модель, а кишиневские руководители постараются убедить Берлин в необходимости надавить на Россию с тем, чтобы русская армия покинула берега Днестра. А тогда и ПМР, став посговорчивее, согласится, по их мнению, войти в состав унитарной Молдовы.

Корзина с сюрпризами

Хуже всего то, что приднестровское руководство само создало условия для такого давления, которое с осени, безусловно, усилится.

Читатель помнит, что новое приднестровское руководство дало санкцию на включение в повестку дня переговоров в формате «5+2» (ПМР, РМ, Россия, Украина, США, ЕС, ОБСЕ) так называемой «Третьей Корзины». В ней прописано, что отныне можно обсуждать «всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности». Причем эти вопросы могут ставиться «среди прочих и в произвольном порядке».

Глава делегации ПМР, специальный представитель президента ПМР по переговорному процессу и министр иностранных дел Нина Штански легко могла бы заблокировать «корзину» №3. Об опасностях согласия на включение этой «авоськи» в повестку дня пришедших в 2011 году к власти в Приднестровье руководителей многократно предупреждали политики, общественные деятели, эксперты. Но тандем Шевчук-Штански демонстративно (как теперь очевидно) игнорировал все предупреждения о рисках и угрозах для государства.

Не приходится сомневаться, что согласие на сдачу позиций ПМР в Вене 12-13 июля Нина Штански, с учетом многочисленных сигналов тревоги в ее адрес, дала осознанно. О мотивах согласия гадать не будем. А вот последствия очевидны: уже в сентябре что-либо из «Третьего пакета» Молдова и ее союзники потребуют подать на стол.

То, что именно так и может быть, подтверждают слова главы миссии ОБСЕ в Республике Молдова Дженнифер Браш: «Наша задача - помощь сторонам конфликта в ведении переговоров о прочном политическом урегулировании конфликта, способствующем упрочению независимости и суверенитета Республики Молдова, при достижении договоренности относительно особого статуса Приднестровского региона. Даже когда мы обсуждаем социально-экономические темы, возникают вопросы статуса и институциональных механизмов. Ясно, что статус-кво – это проигрыш для всех сторон. Поэтому, невозможно представить повестку дня для «5+2», которая бы не включала вопросы «третьей корзины»».

В сентябре-ноябре состоятся целых три встречи в формате «5+2». Ясно, что без разговоров о русских войсках, складах с вооружениями, статусе Приднестровья тут не обойдется.

Но какую позицию займет приднестровская делегация во главе с Ниной Штански?

Все хорошо, прекрасная маркиза

Сама Штански делает заявления, в которых отрицает согласие Тирасполя на обсуждение вопросов из «Третьей Корзины». Так, министр-спецпредставитель говорит: «Главная цель нашей внешней политики - достижение признания независимости Приднестровья». Она продолжает: нынешний формат миротворческой операции -  «единственная гарантия стабильности и безопасности в регионе». И в итоге декларирует: пока не будет комплексно разрешены вопросы из первой и второй «корзин», к третьей стороны приступать не станут.

Однако расстановка сил за столом переговоров уже изменилась. И громкие заявления в стиле «ни шагу назад!» - это махание кулаками после драки. Да и драки-то со стороны дипломатов ПМР в Австрии не было. Теперь наблюдатели в лице США и ЕС получили право вносить свои предложения по урегулированию.

До прихода нынешнего руководства дипломатия ПМР не давала согласия на такое расширение полномочий наблюдателей. И неудивительно, что после Вены Кишиневу немедленно начали усиленно подыгрывать румыны, рассчитывая получить на «блюдечке с голубой каемочкой» оба берега Днестра.

Так, глава румынского МИДа Андрей Марга в статье, опубликованной в газете «Cotidianul», поставил боевую задачу: Румыния заинтересована в разрешении молдо-приднестровского конфликта и считает переговорный процесс в формате «5+2» подходящим путем его урегулирования. Решение конфликта на Днестре, подчеркивает министр, должно учитывать «законные интересы Республики Молдова и предоставить всем гражданам, в том числе и Левобережья, шанс свободы, демократии, стабильности и процветания в рамках Европейского союза».

Как бы министр Нина Штански не заверяла, что Тирасполь впредь не отступит ни на шаг, но главное отступление уже свершилось, хотя это легко можно было заблокировать: «Третий Пакет» запущен в дело. А раз уж это произошло, где гарантия, что со стороны приднестровского руководства не последует сдача все новых позиций?

Ясно одно: Кишинев и его союзники спешат, и сильно. Почему?

Почему они спешат

В Молдове все больше происходит сближение с Румынией, и это не остается незамеченным в Москве. А подмять ПМР под себя руководство РМ рассчитывает быстро, чтобы не дать опомниться Москве и Киеву. Однако российские политики уже насторожились.

По итогам визита президента ПМР Евгения Шевчука в Российскую Федерацию спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин распространил в Интернете фразу: «Сказал Шевчуку (глава Приднестровья Евгений Шевчук), что пока в Кишиневе готовятся к объединению с Румынией, говорить о приднестровском урегулировании глупо».

Фраза интересная: вроде это президент ПМР должен всемерно убеждать российских чиновников, что Приднестровье должно оставаться независимым, что засовывание ПМР под крышу прорумынских властей РМ пагубно не только для жизни Тирасполя, но и для интересов Москвы. Однако Рогозин обращает внимание: это он сказал собеседнику об абсурдности «урегулирования» в данных условиях, а не наоборот.

Подобные вещи высокопоставленными чиновниками просто так не говорятся. Есть предположение, что Кишинев с подачи западных дипломатов попытался через высших руководителей Приднестровья прозондировать: можно ли организовать одновременный визит Евгения Шевчука и премьер-министра РМ Влада Филата в Москву и их одновременную встречу с Путиным.

Западная дипломатия убила бы таким визитом двух зайцев: во-первых, показала бы, что Приднестровье, в отличие от смирновских времен, готово обсуждать статус в составе Молдовы. Во-вторых, России было бы указано: стоит ли упираться по остаткам 14-й армии и миротворческим силам, коль скоро сближение Кишинева и Тирасполя налицо?

Но марши прорумынских унионистов в Молдове, их столкновения с жителями Бельц 5 августа, а также заверения лидеров РМ в любви к Румынии ломают расчеты как кишиневских, так и западных политиков. В России, да и Украине все больше обращают внимание на происходящее в Молдове.

Однако и настойчивые требования новых уступок от руководства ПМР продолжаются.

Контратака или отступление?

Руководство ПМР не желает признавать санкционирование «Третьей Корзины» необоснованной уступкой. Вместо этого оно атакует в СМИ тех, кто предупреждал об опасности давать зеленый свет постановке собранных в данной «корзине» вопросов. Так, на сайте МИДа ПМР от имени Совета молодых дипломатов при нашем внешнеполитическом ведомстве была вывешена объемная исповедь инакомыслящим. Без существенных аргументов, но с большим количеством цитат из президента Шевчука и министра Штански авторы утверждают: сдачи позиций не может быть, потому что этого не может быть никогда.

При этом творцы опуса полностью и умышленно обходят молчанием уже имеющиеся провалы руководства ПМР в отношениях с Кишиневом. Ничего не сказано о задержках на Украине по требованию РМ сырья для приднестровских предприятий. А ведь этого не было бы, если бы 26 марта руководство ПМР не поставило бы фактически всю железнодорожную сеть республики под контроль «Железной дороги Молдовы» и не позволило бы получать молдовской стороне информацию об импорте, поступавшем ранее в ПМР без санкций таможни РМ.

Кстати, действия этих провальных для Приднестровья соглашений истекают 26 сентября, и пока ничто не говорит о том, что Шевчук намеревается отказаться от них. Молчат молодые дипломаты и о штрафах, которые осмелевшие от приднестровских уступок молдовские контролирующие органы начали накладывать на приднестровские фирмы якобы за «контрабанду» импорта. Такая «несознанка» в отношении неудобных тем наводит на мысль: политика необоснованных односторонних уступок Кишиневу может быть продолжена.

Надвигается и еще одна опасность. Под предлогом демонополизации рынка связи исполнительная власть ПМР готовится выдать лицензию мобильному оператору, работающему в стандарте GSM (с 1999 года в республике работает отечественный оператор в стандарте CDMA – компания «Интерднестрком»). По мнению некоторых экспертов, наибольшие шансы получить лицензию имеет компания, считающаяся связанной с молдовской фирмой «Moldcell». Есть даже точка зрения, согласно которой ее интересы патронирует премьер-министр РМ Влад Филат, с которым Шевчук до приезда в Москву к Дмитрию Рогозину летал недавно вместе помолиться Богу на Афон.

Так это или нет, неизвестно. Однако другое куда хуже.

Во-первых, через молдовскую связь, которая будет легально работать в ПМР, иностранные спецслужбы получат возможность прекрасно прослушивать приднестровских абонентов.

Во-вторых, вторжением кишиневских структур ослабляется отечественный приднестровский бизнес в данной сфере.

В-третьих, нигде не говорится, что приднестровский «Интерднестрком» получит молдовскую лицензию на работу в РМ. А это – явное неравноправие.

В-четвертых, пока отношения ПМР и РМ не урегулированы, а во главе Молдовы стоят прорумынские силы, которые превращают РМ в антиприднестровскую силу, такой доступ Кишинева в стратегически важную для Приднестровского государства сферу связи является прямой угрозой национальной безопасности ПМР. И если это произойдет, здравый смысл  потребует отзыва лицензии у любой компании, связанной с Кишиневом.

Относительного политического спокойствия осталось где-то 2-3 недели. Как только политики ПМР вернутся из отпусков, и начнется подготовка к очередной встрече в формате «5+2», интересы Приднестровья вновь окажутся под угрозой. Решит ли приднестровское руководство жестко отстаивать интересы своего государства или необоснованные односторонние уступки будут продолжены – мы скоро увидим.

Андрей Сафонов