Posted 4 октября 2012,, 11:33

Published 4 октября 2012,, 11:33

Modified 30 января, 11:55

Updated 30 января, 11:55

Узбекистан показывает зубы

4 октября 2012, 11:33
Ислам Каримов перед визитом Владимира Путина в Душанбе сколачивает коалицию против российского влияния в Средней Азии. На переговорах с Туркменией он заговорил о присоединении к проекту Баку-Тбилиси-Карс.

Ислам Каримов перед визитом Владимира Путина в Душанбе сколачивает коалицию против российского влияния в Средней Азии. На переговорах с Туркменией он заговорил о присоединении к проекту Баку-Тбилиси-Карс.

В Ашхабаде президенты Туркмении и Узбекистана подписали пакет соглашений. Среди них - протокол о внесении изменения в межправсоглашение о сотрудничестве в области эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ на хозяйственных объектах, расположенных на приграничных территориях государств (от 2008 года).

По логике этого соглашения, спорные месторождения газа на границе двух царств не должны больше мешать поставкам узбекских углеводородов и прочего сырья на Запад через Туркмению.

Обсуждался и маршрут этих поставок. Туркмения и Узбекистан высказали заинтересованность в реализации транспортного проекта "Навои – Туркменбаши – Баку – Тбилиси – Карс». Об этом говорится в совместном заявлении Бердымухамедова и Каримова. «Использование этого коридора обеспечит широкий выход на международные рынки», - говорится в заявлении.

Это очевидная угроза России, которая не хочет терять статус единственной трубы на пути транзита азиатского газа и нефти на Запад. Ведь совершенно очевидно, что присоединиться к закавказским маршрутам нельзя в полной мере без прокладки транскаспийского газопровода и нефтепровода, чему Москва отчаянно противится.

Но это также угроза Киргизии и Таджикистану. ГЭС, которые Россия готовится (на этот раз, похоже, серьезно) там построить, дадут этим странам возможность регулировать стоки рек в Узбекистан. Бишкек и Душанбе получат рычаг влияния на Ташкент и похоронят его амбиции регионального лидера. Узбекистан больше не сможет манипулировать энергодефицитными соседями при помощи газового вентиля. А российские военные базы в Киргизии и Таджикистане не позволят Ташкенту угрожать им в Ферганской долине.

Напомним, что завтра, 5 октября, Владимир Путин летит в Таджикистан говорить об условиях достройки Рогунской ГЭС российскими компаниями и об условиях сохранения российской 201-й военной базы на длительный срок. От итогов этого визита зависит, подключится ли Таджикистан к мощной водно-энергетической коалиции, которую создали в Средней Азии РФ и Киргизия. Если да, Узбекистану останется либо присоединиться к этому азиатскому «СССР-2», либо объявить холодную войну России и собственным соседям, ощетинившись американскими базами, и стать «азиатской Грузией».

До сих пор Россия не решалась вступать в водно-энергетический конфликт Средней Азии на чьей-либо стороне. Из-за этого в свое время ее компании отказались достраивать Рогун до требуемой высоты, что привело к серьезному конфликту между элитами Москвы и Душанбе. Подписанные в Бишкеке в начале сентября договоренности между Владимиром Путиным и киргизским президентом Алмазбеком Атамбаевым дают надежды, что Россия окажет поддержку и Таджикистану. Таким образом, два основных поставщика воды в регионе попадают в зону российского влияния, и вполне понятно, в чьих руках окажутся основные рычаги управления «водной заслонкой» на трансграничных реках Нарын в Киргизии и Вахш в Таджикистане.

Все это конечно не может нравиться Каримову, который, судя по всему, настроен отказаться от участия в водно-энергетической коалиции, куда его зовут Путин и Атамбаев.

Ташкент между тем все плотнее начинает сотрудничать с США. Так, с 2 по 5 октября в Узбекистан прибыли семнадцать новоназначенных генералов и адмиралов вооруженных сил США в рамках интенсивной пятинедельной программы «Кейпстоун» Университета Национальной обороны США . «Все генералы и адмиралы должны принимать участие в программе «Кейпстоун», в которой рассматриваются основные вопросы, влияющие на принятие решений в сферах национальной безопасности, военной стратегии, межведомственных отношений, а также отношения с ключевыми союзными странами», - говорится в сообщении посольства США. Приглашенные генералы и адмиралы намерены встретиться с высокопоставленными должностными лицами правительства Узбекистана, а также с экспертами из ведущих военных и исторических институтов страны.

Столь откровенные угрозы в военной сфере свидетельствуют, что фразы Каримова о возможном военном конфликте в Средней Азии из-за разногласий по вопросам водопользования - не пустые. Теперь к коалиции США – Узбекистан, о причинах формирования которой «Росбалт» уже писал, зовут подключиться и Туркмения.

Правда, некоторые из экспертов высказывают мнение, что Туркменистан, несмотря на активизацию экономических обменов, не пойдет на поводу Узбекистана политически. «Туркменский лидер очень внимательно слушает, что говорится в Москве и не станет рисковать и портить отношения, - говорит Марс Сариев, политолог из Бишкека. –Бердымухамедов ценит туркменский нейтралитет. Так что в экономических проектах с Узбекистаном он участвовать станет, а вот играть в политические игры – вряд ли. Тем более, что эти игры потребуют сближения с США».

В виду оживления интереса к этому проекту следует ожидать нового витка роста напряженности в Прикаспийском регионе. Именно тут будут затронуты интересы еще одного среднеазиатского игрока – Казахстана. Но, судя по последним событиям, казахский лидер Нурсултан Назарбаев будет придерживаться согласованной с Москвой консолидированной позиции по региону и вряд ли станет поддерживать Узбекистан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Каримов, с большой долей вероятности, окажется в региональной изоляции.

Александр Шахназаров