Главные новости
В мире - все новости
8 октября 2012, 18:30

Киргизы обвиняют "Газпром" в присвоении американских денег за топливо для "Манаса"

БИШКЕК, 8 октября. Поставки топлива в Центр транзитных перевозок «Манас» осуществляются из Омского нефтеперерабатывающего завода, который входит в корпорацию «Газпром». С 2001 года все деньги, которые выплачивают американцы за счет этого топлива (за 10 лет - около $4,5 млрд), уходят в «Газпром», заявил глава общественного фонда «Прогресс» Адиль Турдукулов.

По его словам, все ошибочно думают, что «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» только сейчас начала заниматься поставками.

«С 2005 по 2007 год полностью монополистом по поставкам топлива в ЦТП «Манас» был Омурбек Бабанов. Он тогда за счет двух компаний, которые создал, поставлял топливо. В 2007 году умер водитель компании «Эйркрафт Петрол Менеджмент» Александр Иванов. Компания принадлежала Омурбеку Бабанову. Этим воспользовалась компании Red Star и Mina Corp. Они создали свою субподрядную организацию совместно с «Газпромом» — Manas Aerofuels. 50% принадлежало «Газпрому» и 50% — Red Star и Mina Corp.», - сообщил Турдукулов, передает Tazabek.

По его словам, в апреле 2010 года Россия ввела пошлины на поставки топлива в Киргизию. Она это объяснила тем, что топливо направлялось в ЦТП «Манас», потому что в 2004 году Федеральная служба по техническому экспортному контролю от 2 февраля 2004 года запретила экспорт топлива иностранным государствам для военных нужд. А все топливо, которое поставлялось, в том числе и от субподрядной организации «Газпром», шло на военные нужды в ЦТП «Манас», отметил глава Фонда.

«Газпром», конечно же, был осведомлен о том, что топливо идет в ЦТП «Манас». Кроме всего прочего, «Газпром» сам лично покупал это топливо у своей же нефтеперерабатывающей компании и потом поставлял это топливо в ЦТП «Манас». Таким образом, компания «Газпром» сама нарушала закон, который был принят Федеральной службой по экспортному контролю», - сказал он.

Глава Фонда отметил, что несмотря на многочисленные заявления организации и отправленные письма, правоохранительные и судебные органы не реагируют на эти процессы.

«Я думаю, что кроме того, что это закрытая схема до сих пор существует, это связано и с тем, что наши органы, в том числе и властные, и правоохранительные, понимают, что, начав расследование, коррупционная цепочка приведет к компании «Газпром», которая занималась незаконной деятельностью. И почему-то со стороны российских правоохранительных органов никакой реакции на это нет. Они, конечно же, осведомлены об этом», - сказал Турдукулов.

Он также сообщил, что большое количество топлива проходило через Киргизию прямо в Афганистан. «Общая потребность топлива в Афганистане на сумму около $1,5 млрд. Поставки проходили через ЦТП «Манас» и через транзитную зону Кыргызстана. Администрация Бакиева получала основной кэш из-за того, что через территорию КР проходило это топливо. И это поставлялось с Омского НПЗ. То есть основную прибыль от поставок топлива все-таки получала Россия, потому что от ее корпорации «Газпром» и поставлялось это топливо», - сказал он.

1 апреля 2010 года Россия ввела пошлины на ввоз топлива и стоимость тонны была увеличена на $200. Таким образом стоимость всего топлива была увеличена в среднем на 30%. И за счет этого увеличения Киргизия за этот год понесла убытки на $140 млн, а за 10 лет - около $4,5 млрд, сказал Турдукулов.

«Сейчас у нас проблемы с бюджетом, $50 млн мы нигде не можем достать, хотя из-под нашего носа уходили эти деньги в левый карман», - заявил он.

Через центр транзитных перевозок (ЦТП) "Манас" проходят от 1800 до 2500 солдат НАТО в сутки, отсюда их доставляют на один из четырех аэродромов в Афганистане, а на обратном пути через "Манас" переправляют американских военнослужащих, возвращающихся домой. Здесь же базируются самолеты-заправщики КС-135 Stratotanker. В день заправщики совершают с "Манаса" 15 вылетов, тем самым закрывая треть потребности в дозаправке американских истребителей в Афганистане. На территории ЦТП постоянно находятся более 1000 американских военных.

Перед выборами президент Киргизии Алмазбек Атамбаев обещал России ликвидировать американскую авиабазу к 2014 году, но после консультаций с США объявил о создании на ее месте "гражданского международного транспортного узла", чем вызвал недовольство Москвы.