Posted 17 июня 2013,, 09:15

Published 17 июня 2013,, 09:15

Modified 30 января, 16:11

Updated 30 января, 16:11

Гомосексуализм: и Лукашенко туда же

17 июня 2013, 09:15
Под шумок кремлевской медиавойны с геями Батька решил вернуть в уголовный кодекс статью за мужеложство. Причем тонкого расчета тут, видимо, нет: белорусский лидер просто «высекает в граните» то, что ему не нравится лично.

Под шумок кремлевской медиавойны с геями Батька решил вернуть в уголовный кодекс статью за мужеложство. Момент более чем удачный: пример соседей показывает, что народ его поддержит. Причем тонкого расчета тут, видимо, нет: белорусский лидер просто «высекает в граните» то, что ему не нравится лично.

Пока информация о том, что в белорусский уголовный кодекс вернут забытую со времен СССР статью за мужеложство, носит неофициальный характер. Первым новость по об этом опубликовал оппозиционный "Белорусский партизан". Издание ссылалось на источник в аппарате белорусского парламента. Корреспонденту "Росбалта", однако, эту же информацию подтвердили и в парламенте, и в правительстве. Слухи о том, что Лукашенко хочет запретить половые контакты геев на законодательном уровне, в стране ходили давно. Теперь, видимо, всем в Минске стало очевидно: лучшего момента, чем сейчас, для того, чтобы провести этот закон, просто нет.

В России принимают все новые законы против «нетрадиционной» любви. Напомним, геям и лесбиянкам по прямому указанию Владимира Путина запретили усыновлять детей. Причем, речь идет не только о россиянах, но и об иностранцах, которые хотели бы усыновить детей из России. Закон о запрете пропаганды гомосексуальности в России ввели чуть раньше. Но вот на что Путин еще явно не решился - так это на лишение свободы за сам факт занятий нетрадиционным сексом.

Белорусскому президенту Александру Лукашенко полумеры никогда не нравились. Поэтому ограничиваться законами по российскому образцу он явно не будет. Просто запретит "гомосятину", как он выражается, и все. Говорят, что соответствующие поправки в Уголовный кодекс Белоруссии депутаты собираются принять в ходе осенней сессии. Источники утверждают, что за половые отношения между мужчинами в Белоруссии будут сажать в тюрьму на срок до десяти лет. А вот за пропаганду гомосексуализма, кстати, наказание ожидается мягче: всего пять лет тюрьмы и штраф. Официального подтверждения или опровержения этой информации пока не поступало.

Было бы наивно рассчитывать на то, что против нового закона в Белоруссии выступит хотя бы один гей-активист. Во-первых, в Минске куда жестче, чем в Москве, относятся к любым протестам против действий власти. Во-вторых, геев в Белоруссии де-факто преследуют уже много лет, только до сих пор это никак не афишировалось.

Работает это главным образом так. Сотрудники милиции из управления "К" регистрируются под видом геев на сайтах знакомств и ищут себе "пару". А как только ловля на "живца" заканчивается успехом, и мужчина предлагает своего нового товарища встретиться "на кофе", его в условленном месте задерживают оперативники и инкриминируют статью по "проституции". Геев и лесбиянок обвиняют то в занятии проституцией, то в склонении к этому других. Если наказать человека нетрадиционной сексуальной ориентации таким образом нельзя, милиция часто просто сообщает об этом "нарушении" начальству по месту работы. Если фирма государственная - большая вероятность, что такого сотрудника просто уволят. Был бы гей - причина найдется.

На общественно-государственном уровне степень гомофобии просто зашкаливает. В середине 2000-х гг. белорусский депутат Сергей Костян предлагал всех, кто ведет неподобающую сексуальную жизнь (а это не только мужеложство, но и просто «беспорядочные половые связи»), кастрировать. Мол, если такие люди будут лишены возможности иметь детей, то через одно-два поколения проблема будет решена естественным путем. Другой депутат, Виктор Кучинский, высказывался, пожалуй, еще более резко. «Моя позиция как депутата такова: всех этих "голубых" и прочих надо по полной программе валить», — заявлял он.

Сам Батька много раз говорил, что не приемлет "гомосятину". "Я не приемлю, как там называется это... гомо.. когда мужик с мужиком, гомосексуализм», — отмечал он в одном из интервью.

К этому, вероятно, примешалась еще и личная обида Лукашенко на конкретного открытого гея - министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Накануне выборов 2010 года глава немецкого внешнеполитического ведомства обхаживал Лукашенко, сулил ему надежды на "Восточное партнерстве" и обещал "перезагрузку" отношений с Западом. А в это время на польские и немецкие деньги в стране готовился государственный переворот. Цепкость Лукашенко на Западе тогда недооценили. А сразу после выборов Батька заявил: "Лучше быть диктатором, чем голубым".

В общем, культурно-политический бэкграунд для криминализации гомосексуализма в Белоруссии есть. Но идти в разрез с общемировыми тенденциями, которых придерживались даже в России, Лукашенко не решался. А теперь Путин дал коллеге отличный медиа-повод. И в то, что в Белоруссию вернется статья за "мужеложство", сегодня тут верят почти что все.

Впрочем, не стоит путать мотивы Владимира Путина и Александра Лукашенко. Ибо, делая "одно дело", они наверняка преследуют разные цели.

Путин с самого начала своего третьего президентского срока "закрывает" в обществе тему с незаконной приватизацией госсобственности. Герои «большого хапка» испытывают понятное желание увековечить его итоги, сделать их священными, чтобы, ни дай бог, потом не отобрали. Тем более, что антиофшорная кампания на Западе может рано или поздно вынудить имущих россиян репатриировать капиталы на родину. Население же России в целом как не считало клептократию легитимной, так и не считает. Мало того, недовольство крайним имущественным расслоением растет: если до кризиса денег там хватало всем, то сегодня правящий класс, не желая умерять свои аппетиты, пытается восполнить дефицит нефтяной ренты, вытрясая деньги из граждан. Поэтому антигомосексуальную истерию в публичной политике РФ следует рассматривать в общем контексте с националистическим и религиозным мракобесием - как попытки направить растущее социальное недовольство в безопасное для олигархии русло.

В Белоруссии олигархов нет. Здесь все еще почти социализм, и хотя уровень жизни населения в РБ, как и во всем мире, неуклонно падает, на основы государственного строя пока никто особенно не покушается. Так что мотивы Лукашенко вряд ли аналогичны путинским. Кажется, Батька просто нашел удачный момент для реализации своих персональных комплексов.

Максим Швейц