Posted 6 августа 2013,, 05:00

Published 6 августа 2013,, 05:00

Modified 30 января, 17:17

Updated 30 января, 17:17

Каспийский гость

6 августа 2013, 05:00
Слияние армий Турции и Азербайджана, которое анонсировал депутат парламента в Баку, может изменить карту Евразии. Появление одной из самых мощных армий НАТО на Каспии чревато для России утратой Кавказа и выходов к южным морям.

Слияние армий Турции и Азербайджана, которое анонсировал депутат парламента в Баку, может изменить карту Евразии. Появление одной из самых мощных армий НАТО на Каспии чревато для России утратой Кавказа и выходов к южным морям.

Азербайджан и Турция приступили к формированию единой армии, заявил член парламентского комитета по безопасности и обороне Азербайджана Захид Орудж. По его словам, совместные учения воинских подразделений стран свидетельствуют, что оба государства формируют единый взгляд на региональные проблемы и вопросы безопасности, и наряду с экономическими, политическими и дипломатическими основаниями этих отношений создается и самый важный их компонент — военный.

Член парламентского комитета полагает, что формула сотрудничества сторон должна отличаться от ныне принятой "Одна нация, два государства" и звучать как "Одна нация, единая армия". "В этом направлении есть возможности совершенствования армии с применением при этом стандартов НАТО. В этой сфере Азербайджан и Турция предпринимают совместные стратегические шаги", — приводит его слова Trend.

Очень значимыми в плане повышения боеготовности воинских подразделений, мотострелковых дивизий, освоения навыков управления из единого центра и демонстрации тактико-технических возможностей считаются 12 дней прошлого месяца, отметил депутат. "Курсы внесут вклад в сферы сближения связей, совместного выполнения единых тактических планов, использования совместного оружия, реализации учений соединений, передачи опыта в области наведения тяжелого вооружения на цель и других областях", — добавил Орудж.

Его заявление мгновенно собрало восторженные комментарии. Трудно сказать, как они модерируются, но среди них не было ни одного скептического: азербайджанские читатели наперебой делились хорошими предчувствиями и славили аллаха. Впрочем, скепсис вообще редок в этой стране любви и ненависти.

Нет ничего удивительного и в том, что на заявление Оруджа в тот же день отреагировали в Ереване. Армянский военный эксперт Грачья Петросянц назвал это «фантастикой». "Если армия едина, то не может быть два отдельных государства, если армия едина, то едины и государства,- передает его слова PanARMENIAN.Net. - С независимой Турцией и независимым Азербайджаном это невозможно, в том числе и из-за различий военной системы, существует большое различие и с нравственно-психологической точки зрения. Они могут очень активно сотрудничать, но объединиться не могут”.

Между тем, есть основания относиться к словам члена комитета по безопасности и обороне серьезно – и не только потому, что заявления азербайджанских парламентариев крайне редко идут в разрез с генеральной линией президента Алиева. Чтобы не утруждать себя изложением, приведу обширную цитату из недавнего исследования Stratfor, любезно переведенного коллегами из украинского портала «Хвыля».

«Военные связи Азербайджана с Турцией прослеживаются с первых лет независимости страны. В 1992 году два государства подписали соглашение об установлении связей в военном образовании. В 1993 году, на фоне войны за Нагорный Карабах, Турция наложила эмбарго на Армению в поддержку Азербайджана и впоследствии закрыла свои границы с Арменией. В последующие годы много соглашений и договоров было подписано между Азербайджаном и Турцией, включая соглашение о границах в 1997 году, а также договор об обучении и поддержке пограничной государственной службы Азербайджана турецкими вооруженными силами в 2003 году.

Когда шесть лет спустя Турция (при поддержке США - прим ред.) попыталась восстановить отношения с Арменией и открыть границы, это вызвало крайне негативную реакцию со стороны Азербайджана. Баку дал понять Анкаре, что ни о какой нормализации отношений не может идти речи, пока не решен карабахский вопрос. Азербайджан грозился поднять Турции цену на нефть и газ, и тут же демонстративно протянул руку России. Турция ответила отказом от переговоров с Арменией и любыми попытками уладить карабахский конфликт.

В декабре 2010 года Турция установила с Азербайджаном стратегическое партнерство с приоритетом в области безопасности. Договор, состоявший из 23 статей и 5 глав, гарантировал взаимную поддержку в случае, если одна из сторон становилась предметом «военного нападения или агрессии». Пакт также призывал к более близкому сотрудничеству в защите и военно-технической политике, а также совместным учениям двух государств.

Через год Баку и Анкара подписали договор о совместном производстве реактивной артиллерии калибра 107мм и 122мм. Спустя еще год Турецкая Корпорация Механической и Химической Промышленности продала Азербайджану оружие и боеприпасы стоимостью более $600 млн. А совсем недавно турки доставили в Азербайджан несколько различных моделей бронеамашин производства Otokar Kobra, и в данный момент обучают азербайджанцев их использованию. Ряд других сделок, включая производство тепловизионных прицелов и покупку Азербайджаном турецких мобильных полевых госпиталей, находятся в стадии реализации. Турки также хотят продавать Азербайджану свои самоходные гаубицы Т-155 Firtina, несмотря на возражения Германии. (Германия производит дизеля для этих установок, но турки, судя по всему, нашли им замену).

Совместные военные учения между Азербайджаном и Турцией также участились и увеличились в масштабе. В 2011 и 2012 годах вооруженные силы двух стран провели антитеррористические и тактические учения в Турции. Также в 2012 году, азербайджанские и турецкие спецназовцы (с участием грузинских) провели учения Caucasus Eagle. Это крупнейшие учения Азербайджана и Турции за последние двадцать лет. Пехотная дивизия упражнялась в Баку, а мотострелковая дивизия провела учения в азербайджанском эксклаве Нахичевань (заметим – у границы с Ираном). Стороны договорились повторять такие учения каждый год.

Закупки оружия позволяют Азербайджану наращивать свой военный потенциал в надежде на реванш в Карабахе - в противовес партнерству России с Арменией. Напомним, что в 2010 году Армения одобрила продление срока аренды военной базы России в стране до 2044 года, Москва также модернизирует для Армении вооружение.

Конечно, пока азербайджанская армия тоже использует массу оружия советской поры, так что ей еще придется поддерживать отношения с российской оборонкой. Так, недавно, к неудовольствию Армении, Баку подписал с Москвой контракт на $ 1 млрд на поставку вооружений, включая танки, самоходную артиллерию и системы залпового огня. Тем не менее, Азербайджан постепенно диверсифицирует свои системы вооружений, причем Турция является важным компонентом этого процесса».

Однако Армения и Карабах – не самодостаточные и не главные вопросы в большой игре, которая идет сейчас в Закавказье. Важность этого региона для Запада заключается не только в транзите углеводородов, но и в том, что он представляет собой кратчайший путь из Европы к богатому нефтью Каспию и Средней Азии, а также отличный плацдарм для контроля над Ираном и Северным Кавказом. Причем играет в эту игру не только Турция.

Напомним, что год назад Израиль поставил Азербайджану новейшего оружия на $1.6 млрд, включая пуск СП по производству дронов. Учитывая объемы военных закупок Баку в России и Турции (Азербайджан второй год является мировым лидером по темпам перевооружения армии – прим. ред.), можно предположить, что речь идет о подготовке к событиям куда более масштабным, чем попытка вернуть Карабах военным путем. Тут уместно вспомнить, что в прошлом году депутаты Меджлиса Азербайджана выдвинули территориальные претензии к Ирану, против которого Израиль и США планируют военную операцию. Кроме того, обязательство взаимной помощи Турции и Азербайджана при нападении извне позволяет уже сегодня говорить о выходе турецкой армии (одной из самых боеспособных армий НАТО – прим. ред.) к западному берегу Каспийского моря. А это радикально меняет весь расклад сил в его акватории, делая Азербайджан здесь потенциально сильнее Ирана и России. Если, конечно, не учитывать ядерное оружие РФ, в чьей готовности применить его есть большие сомнения.

Чем чревато для России подобное развитие событий?

Надо понимать, что мы имеем дело с попыткой эрдогановской Турции раздвинуть зону контроля до границ былой Османской империи. Причем попыткой, по историческим меркам, молниеносной. И весьма успешной, учитывая сообщения о том, что база ВВС США в Киргизии в 2014 году может отойти к Турции, чьи компании, если верить иранским СМИ, возводят там сейчас объекты американской ПРО. Будучи главным союзником Вашингтона на Ближнем Востоке, Анкара получила от него карт-бланш и стремится максимально использовать окно возможностей. А в зону влияния Османской империи, напомним, входили не только Закавказье и Каспий, но во многом и нынешний Иран, и Северный Кавказ, и Средняя Азия. По этой логике, перед Россией маячит вполне реальная, хотя и не очень близкая, перспектива утратить не только Кавказ, но также выходы к Черному и Каспийскому морям, между которыми он находится.

Впрочем, геополитический вакуум на территории бывшего СССР наперегонки спешат заполнить сегодня все былые соперники Российской империи: Польша под зонтиком все той же американской ПРО мечтает о восстановлении Речи Посполитой и возвращении Восточных кресов, Венгрия (за неимением Австро-Венгрии) расширяет свое влияние в украинском Закарпатье, а Румыния вплотную подошла к присоединению Молдовы и наращивает присутствие в украинской Бессарабии и Буковине. Кстати, интересное совпадение: незадолго до сенсационного заявления Оруджа об "единой турецко-азербайджанской армии" военный договор похожего содержания подписали Кишинев и Бухарест.

Но вернемся к Армении - единственному якорю России в Закавказье. Что бы там ни говорили в Ереване, военно-полевой роман Баку и Анкары не сулит армянам ничего хорошего. База России в Гюмри (где в последние месяцы идут постоянные учения и модернизация) и российские пограничники на армяно-турецкой границе не могут рассматриваться как сила, способная противостоять турецкой армаде. Хотя бы потому, что Армения не имеет общих границ с РФ, а военный транзит через Грузию по понятным причинам невозможен.

Очевидно, предвидя подобное развитие событий, президент Армении Серж Саргсян спешит заручиться сближением с ЕС в надежде что Брюссель предоставит армянам больше гарантий безопасности. Так, этой осенью Саргсян намерен съездить на саммит Восточного партнерства в Вильнюс и, если повезет, подписать там соглашения с ЕС о Зоне свободной торговли и об Ассоциированных отношениях. Представители Запада открыто предлагают армянам отказаться от Карабаха, вывести российских военных и перейти под зонтик НАТО с включением Армении в региональные транзитные проекты.

Россия, разумеется, против, и "Газпром" уже поднял армянам тарифы на газ. Но вряд ли в прозападно настроенном Ереване это кого-то остановит. По мнению ряда экспертов, в том числе российских, патовая ситуация в сфере безопасности – единственное, что удерживает сегодня армянскую политическую элиту на орбите Москвы. Есть в Армении, конечно, еще и российский бизнес, но, как показал опыт, зарегистрированные в офшорах "государственные" компании политической поддержки РФ почти не оказывают: в 2008 году их присутствие в экономике Грузии не помешало грузинам убивать россиян.

Виктор Ядуха