Posted 3 января 2014,, 20:02

Published 3 января 2014,, 20:02

Modified 31 марта, 15:38

Updated 31 марта, 15:38

Белоруссия в 2014-м: депрессия и распродажа

3 января 2014, 20:02
Для Белоруссии, управляемой едва ли не самым труднопредсказуемым политиком на постсоветском пространстве, 2014-й будет непростым годом. Проблемы ожидают республику и в экономике, и в общественно-политической жизни.

Так уж сложилось, что лейтмотивом всех возможных общественных преобразований в Белоруссии может быть только экономика. За курсом доллара в этой стране следят абсолютно все. У всех родственников и друзей, живущих за границей, белорусы обычно выясняют только один коэффициент: соотношение цен и зарплат. Когда белорусы выезжают за рубеж, то в первую очередь их всегда интересует шоппинг. Поэтому если какие-то перемены в белорусском обществе и возможны, то только под влиянием экономического фактора.

Президент республики Александр Лукашенко это хорошо понимает, а потому заботится об экономике, как никто другой. Чтобы иметь хоть какие-то минимальные гарантии на следующий год, Батька уже выпросил кредит на $2 млрд у Владимира Путина. Однако всерьез рассчитывать на то, что этими деньгами можно закрыть течь в белорусской экономике, все же не стоит. Дело в том, что в 2014 году в Белоруссии могут обрушиться сразу две финансовых пирамиды, которые держава строила последние несколько лет.

Для того чтобы сдержать отток квалифицированного персонала за рубеж, Лукашенко в последние полтора-два года спешно раздувал зарплаты и социальные выплаты. Они росли непропорционально ВВП на душу населения или даже "производительности труда". Попутно республика активно наращивала объемы кредитования на внешнем рынке. В следующем году Белоруссия будет обязана выплатить по внешнему долгу более 2,4 млрд долларов. Рост обусловлен главным образом наступлением сроков погашения кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Вот как описывает экономическую ситуацию в стране экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич: "До конца года осталось мало времени, и все негативное уже случилось. Мы имеем провал по выполнению основных показателей, по росту производства и валового продукта, мы наблюдаем падение объемов золотовалютных резервов и многое другое. Продолжение галопирующей инфляции очень больно бьет по населению, особенно по той части, которая получает фиксированные доходы: по пенсионерам, учителям, врачам и студентам. Также растут долги. По последним данным, валовый долг страны превысил $37 млрд, а это на $3 млрд больше, чем было на начало года".

Курс доллара на белорусской валютно-фондовой бирже растет медленно, но уверенно - почти каждый день. Но местные власти вряд ли решатся на очередную масштабную одномоментную девальвацию. Все понимают: если население обнищает, то это грозит властям "откатом назад" и необходимостью вновь решать уже, казалось бы, решенные вопросы: и с оттоком профессионалов за рубеж, и с эмиграцией, и с ростом криминогенной напряженности. Поэтому девальвация в 2014 году как инструмент исправления сложной ситуации в экономике Белоруссии сейчас не подходит.

Но решить проблему будет не так просто. Состояние платежного баланса страны продолжает ухудшаться: по итогам девяти месяцев дефицит счета текущих операций платежного баланса составил $4,8 млрд. Помимо этого, продолжает расти и валовый внешний госдолг: на 1 октября 2013 года он составил $37 млрд и вырос с начала года на 9,8%.

Остается другое очевидное решение: распродажа госсобственности. "Похоже, что белорусские власти серьезно настроены относительно перезапуска программы приватизации государственной собственности, о которой было заявлено в октябре», - пишет журналист Сергей Кузнецов в блоге на сайте издания Financial Times.

Уже в конце этого года правительство предложило продать часть акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода "Роснефти". Также власти заявили о готовности продать целиком Минский завод колесных тягачей. В 2014 году, и это уже очевидно, МАЗ станет частью КамАЗа. Вполне вероятно, что власти также договорятся о продаже 51-процентного пакета акций белорусского филиала сотового оператора "МТС" российскому соучредителю. Причем, если раньше речь шла о том, чтобы выручить за этот пакет по меньшей мере $1 млрд, то сейчас видно, что дисконт может составлять как минимум 20% от заявленной стоимости. Ближе к концу года, если ситуация не изменится, скидка может составить и 50%. Не исключено, что возобновятся переговоры и по продаже как минимум трети акций "Беларуськалия". Эту сделку можно было провести еще несколько лет назад, но причиной срыва переговоров, судя по всему, была личная неприязнь Лукашенко к тогдашнему собственнику потенциального покупателя, "Уралкалия", Сулейману Керимову. Теперь этой проблемы нет.

В пользу разговоров о грядущей приватизации говорит и тот факт, что Белоруссия очень нуждается в беспошлинных поставках российской нефти, но Кремль на это не соглашается уже несколько лет.

Уже в 2013 году галопирующая инфляция сделала Белоруссию из прежде дешевого социального государства республикой, в которой по-прежнему уютно, чисто и безопасно, но жить при этом почти так же дорого, как в российских городах-миллионниках. Цены на продукты питания и транспорт в Белоруссии сегодня ощутимо, на десятки процентов, выше, чем, скажем, в соседней Украине. Или Польше.

Государство уже де-факто отказалось от прежнего контроля за продуктовой розницей, и цены сейчас фактически никто не ограничивает при помощи административного ресурса.

По мере того как Белоруссия в связи с объективными причинами (главная - отказ России от субсидирования экономики республики в прежнем объеме) утрачивает свой "шарм" "идеального постсоветского государства", в ней растет уровень политической напряженности.

Буквально на днях милиционеры забрали ноутбук у могилевского гражданского активиста Антона Косцова. Этот человек пытался организовать в своем городе акцию "Стоп страх" и вывести на улицы хотя бы с десяток человек. Ничего не удалось, и теперь милиционеры читают конфиденциальную переписку активиста в социальных сетях. Но это только начало.

Исследовательский центр Economist Intelligence Unit (EIU) составил список стран, где есть вероятность возникновения социальных волнений в 2014 году. Белоруссия в нем указана среди государств c высоким риском протестов. С этими выводами трудно не согласиться. Конечно, никакого "майдана" в Минске нет и быть не может, но акции вроде тех "хлопаний в ладоши", которые уже были в разгар прошлого финансово-экономического кризиса в республике, могут быть.

Если протесты будут, то закончатся они, конечно, ничем. А в успокоившееся на недолгий период времени общество вновь вернется "усталость". Бывший премьер-министр Белоруссии Михаил Чигирь говорит, что "трудовая миграция" в республике будет принимать все более серьезные масштабы. "Я сам два года работал в России, потому что там другая зарплата и возможности, – говорит он. – Там нет такого пресса силовых структур в отношении бизнеса. Белорусы, особенно те, что занимаются бизнесом, уезжают в Россию и Украину, потому что у нас звенят наручниками и зарплата по сравнению с соседями значительно ниже".

"Это огромная потеря для национальной экономики, – продолжает он. – Ведь уезжает на заработки наиболее трудоспособная и активная часть нашего населения, которая может эффективно пополнять бюджет. И количество таких людей, к сожалению, растет".

В целом, конечно, психоэмоциональная обстановка в Белоруссии в 2014 году будет ухудшаться. Еще полгода назад в республике преобладали умеренно-оптимистичные настроения, а уже сейчас все вновь ждут кризиса - и экономического, и социального. В 2014 году Белоруссию, очевидно, захватит общенациональная депрессия. Не столько экономическая, сколько - психологическая. Белорусы устали. Но надежд на перемены у них нет.

Максим Швейц