Posted 4 февраля 2014,, 10:07

Published 4 февраля 2014,, 10:07

Modified 30 января, 20:21

Updated 30 января, 20:21

Карабах: джокер в рукаве

4 февраля 2014, 10:07
Азербайджан стягивает к Карабаху танки, на границе гремит канонада. Что стало причиной размораживания конфликта - вступление Армении в Таможенный союз или сближение Ирана с Западом? И как поступит Россия, если война все же начнется?

Азербайджан стягивает к Карабаху танки, убиты почти 40 армян, передают иностранные СМИ. Что стало причиной размораживания конфликта - вступление Армении в Таможенный союз, или сближение Ирана с Западом? И как поступит Россия, если война все же начнется?

Азербайджанская армия стягивает к линии соприкосновения войск в Нагорном Карабахе большое количество танков, сообщают иностранные средства массовой информации. Только в последние дни в конфликтной зоне убиты 39 военнослужащих-армян. Ереван столь серьезные человеческие жертвы не подтверждает и говорит о двух убитых и нескольких раненых. «Статистику» не оглашает и Азербайджан – он информирует о «значительных потерях» противника и «ежедневном отражении» Министерством обороны страны «вылазок армянских диверсантов».

Ежесуточно, и это подтверждают и армянские, и азербайджанские источники, режим прекращения огня нарушался до трехсот раз. Разумеется, ответственность за открытие огня первой не берет на себя ни одна из сторон – традиционно они тычут пальцем друг в друга. Отметим, что обострение обстановки в зоне карабахского конфликта происходит на фоне договоренности о встрече в феврале президентов Армении и Азербайджана. Тема переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ – мирное урегулирование карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов.

Вполне возможно, что канонада на линии соприкосновения направлена именно на срыв переговоров, а, по сути, на разжигание войны, которая с большой вероятностью охватит весь регион. То есть похоже на то, что замороженное состояние конфликта и поиски компромиссов для мирного урегулирования кого-то перестали устраивать. Кого и почему? Эксперты говорят о неких «силах», заинтересованных в войне для срыва американо-иранских переговоров, однако преимущественно безадресно.

Как уже писал «Росбалт», сближения Ирана и США опасаются многие страны, включая Азербайджан, Турцию, Израиль, Саудовскую Аравию и т.д. Альянс Тегерана и Вашингтона, строго говоря, не должен устроить и Россию. Но, судя по всему, Москва, сделавшая максимум для снятия напряженности вокруг иранской ядерной программы и смягчения финансово-экономических санкций США и ЕС против Тегерана, имеет достаточно серьезные основания (на данном этапе, по крайней мере) не опасаться вероломства ирано-американской «дружбы».

Однако странам, прорвавшимся на американскую политическую орбиту во многом благодаря их антагонизму с Ираном, подобного рода дружба вряд ли выгодна.

Признаки того, что война в Нагорном Карабахе может начаться, видит и эксперт Ассоциации военных политологов России Александр Перенджиев. «… Есть все признаки начала самых активных и полномасштабных боевых действий. Собственно говоря, и руководство Азербайджана не скрывало своих намерений решить проблему Нагорного Карабаха любым путем, в том числе, военным», - сообщил он агентству «Новости – Азербайджан».

Говоря о реакции России на возможный вооруженный конфликт в регионе, эксперт отметил, что военно-политическое руководство РФ постарается не вмешиваться в него открыто, и попытается ограничиться военной помощью Еревану. «Предполагаю, - пояснил он, - что пока военное противоборство будет происходить на территории Нагорного Карабаха, официальная Москва может все время оставаться на данной позиции. И только в случае вступления азербайджанских войск на территорию самой Армении существует высокая вероятность начала активных боевых действий подразделений российской армии на стороне официального Еревана».

Президент Армении Серж Саргсян не скрывает, что уповает на помощь России. В ходе своей недавней пресс-конференции в Праге он заявил, что Армения полностью контролирует ситуацию на своих границах, и у нее есть все возможности защиты территориальной целостности республики. «И, кстати, должен добавить, что этим нашим возможностям способствуют, в том числе, и усилия России», - сказал он.

Армения является членом ОДКБ и, в случае военной угрозы со стороны Азербайджана, на ее защиту должны встать все государства, участвующие в Договоре о коллективной безопасности. Но не подведет ли их Казахстан, имеющий с Азербайджаном особые отношения? И, если война затронет только территорию Нагорного Карабаха, не распространившись до собственно армяно-азербайджанской границы, как тогда поведет себя Москва?

С одной стороны, при очень серьезных политических разменах, она может никак не вмешаться в конфликт, заявив, что де-юре Нагорный Карабах является территорией Азербайджана, целостность которого Москва признает. Но в таком случае Россия радикально испортит отношения со своим главным стратегическим партнером на Южном Кавказе – Арменией, и омрачит – с Ираном.

Последний занимает в армяно-азербайджанском конфликте позицию, близкую к армянской. Оно и понятно: Азербайджан стремится к влиянию на севере Ирана, в так называемом «Иранском Азербайджане», и неизвестно еще, какие территориальные неприятности ожидают Тегеран в среднесрочной перспективе. Таким образом, вопрос Нагорного Карабаха является своего рода козырем Тегерана против Баку: ведь Иран, к тому же, граничит с Нагорным Карабахом.

Джокер в рукаве может держать и Россия, которая, напомним, в свое время признавала и территориальную целостность Грузии. Но после вооруженных событий августа 2008 года в регионе, по определению официальной Москвы, сложились «новые реалии», и Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Официально Иран выступает за мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Но, надо думать, реально его больше устроит замороженный конфликт; на худой конец - де-юре независимость Нагорного Карабаха: в интересах беспроблемного соседства с дружественной страной или наличия буферной зоны с Азербайджаном. Напомним, многие эксперты не исключали возможность предоставления Азербайджаном своей территории для военной интервенции против Ирана.

Но есть и другая версия, рассматриваемая аналитиками армянского оппозиционного издания Lragir, которое весьма критичекси настроено к России в целом. По мнению авторов публикации в Lraigr, Москва, Баку и Анкара пытаются совместными усилиями сорвать сближение Ирана с Западом, и «одним из мероприятий может стать карабахская война». То есть, «черное дело» попытаются провернуть руками Азербайджана, после этого в регион войдут «российские освободительные войска».

И далее: «Одной из причин включения Армении в Таможенный союз является как раз намерение изолировать Иран и пресечь вероятные пути его энергетических проектов. Для этого необходима постоянная эскалация в Карабахе, чтобы протяженная ирано-карабахская граница перешла под контроль русских. А для реализации этого плана Москва нуждается в помощи Азербайджана. Пожалуй, этим обусловлено и агрессивное поведение Азербайджана по всей линии соприкосновения».

Впрочем, гораздо более популярно мнение, что военная активизация Азербайджана связана именно с предстоящим вступлением Армении в Таможенный союз, что поставит крест на возвращении азербайджанцами Нагорного Карабаха. И, кроме того - с перспективой фактического вступления в ТС самого Нагорного Карабаха.

Между тем МИД России выразил свою обеспокоенность обострением ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта и жертвами среди военнослужащих. В комментарии, распространенном российским внешнеполитическим ведомством, также подчеркивается, что при дальнейшей эскалации напряженности «неизбежны негативные последствия для процесса нагорно-карабахского урегулирования». Россия призвала стороны конфликта принять дополнительные меры, направленные на стабилизацию ситуации, включая задействование механизмов, предусмотренных Соглашением об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 года.

Но, похоже, процесс так называемого «урегулирования» формально существует сам по себе, и параллельные процессы на линии соприкосновения с ним не пересекаются. Хотя заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян и заверяет, что нынешний формат карабахского урегулирования при участии Минской группы ОБСЕ способствует «сохранению ситуации ни войны, ни мира, не позволяя ей вылиться в войну».

По его словам, международное сообщество стремится «вывести Азербайджан в конструктивное пространство». «С одной стороны, - сказал он, - очевидно, что Азербайджан использует переговоры как ширму для проталкивания своей пропаганды». Но с другой стороны «страны-посредники не желают возобновления военных действий – переговоры для того и ведутся».

Размышляя здраво, война есть война, и вряд ли в таком взрывоопасном и стратегически востребованном для разных сил регионе она может обернуться быстрой военно-политической разрядкой. Помимо смуты военной и больших жертв, война откроет огромные возможности для террористической активности на Северном Кавказе, что, по идее, никак не должно устроить Москву.

Словом, справиться с Азербайджаном быстро, как с Грузией, не получится, даже если, как на то уповают в Ереване, Армении поможет Россия. Численность азербайджанской армии превышает численность грузинской и армянской армий вместе взятых. Сравнивать оснащенность вооруженных сил этих государств, а также их финансовые возможности, тоже не приходится.

Кроме того, Россия не граничит с Арменией, и перебросить сюда дополнительную военную технику и личный состав ей будет сложно: разве что прорубив коридор через Грузию или прорвав дагестанский участок российско-азербайджанской границы. Но это равносильно еще одной войне.

Возникает также вопрос – кто поможет Азербайджану, точнее, кто рискнет связываться с Россией – Запад, Турция? Этот вопрос остается открытым – он зависит от не прогнозируемой политической конъюнктуры и меняющихся мировых геополитических раскладов.

В общем, ситуация странная: война вроде бы никому не нужна, и, в первую очередь Азербайджану и Турции, поскольку она похоронит крупные энергетические и транспортные проекты, в которых участвуют оба государства, и в которых заинтересованы США и Европа. Но при этом война все более ожидаема.

Возможно, конечно, Азербайджан берет Армению, что называется, на испуг, чтобы простимулировать активность международных посредников. Либо давит на Ереван и Карабах из соображений, связанных с Ираном и Таможенным союзом.

Кто или что может предотвратить карабахскую войну? По всей вероятности – Москва и Вашингтон. Если они договорятся, работать им придется синхронно. Вопрос в том, захотят ли они это сделать.

Ирина Джорбенадзе