Posted 10 июня 2014,, 08:05

Published 10 июня 2014,, 08:05

Modified 31 марта, 13:10

Updated 31 марта, 13:10

К кому рванет Турция?

10 июня 2014, 08:05
Нурсултан Назарбаев позвал Турцию в ЕАЭС. И хотя военно-политическая подоплека нового союза отрицается, входящие в него государства создают общую систему ПВО. Чего они ждут от Турецкой Республики, на территории которой размещена натовская ПРО?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил на днях, что Турция может стать ассоциативным членом созданного недавно Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он напомнил, что к тройке учредителей – России, Казахстану и Белоруссии - планируют присоединиться Армения и Киргизия.

Казахский лидер, который ранее звал Турцию в Таможенный союз, не уточнил, насколько совместимо участие государства – члена НАТО, на территории которого размещены ПРО альянса и элементы ПРО США, - в одном союзе со странами ОДКБ, имеющими единую систему ПВО.

Кстати, многие эксперты считают создание совместной системы ПВО на постсоветском пространстве ответом на размещение американских ПРО в Европе. Однако руководитель редакции военной информации ИТАР – ТАСС Виктор Литовкин полагает, что сравнивать две эти системы с военной точки зрения неправильно. «Они предназначены для совершенно разных целей», - цитирует эксперта «ЦентрАзия». Также, по его словам, системы ПРО в Европе пока не существует, идет лишь подготовка к ее развертыванию. «Это чисто американская система: США навязывают Европе свою боевую технику, а чтобы европейцы раскошелились, западная пропаганда раздувает страхи, что не сегодня-завтра Россия нападет на Восточную Европу», - пояснил он.

По его информации, в настоящее время в рамках ОДКБ существуют три направления единой системы ПВО: Западное – на нем создана совместная система ПВО Белоруссии и России; Южное, где система ПВО создается Россией и Арменией, и Центрально-Азиатское: единая система России и Казахстана.

«Польза для нашей страны от сотрудничества с Астаной многогранная. Казахстан и страны Центральной Азии становятся в этом случае «предпольем» для России. Если вражеские самолеты и ракеты будут лететь в сторону России со стороны Афганистана, Пакистана, Ирана или Индийского океана, они должны будут пролететь через страны Центральной Азии. Казахстан их первым увидит и первым будет уничтожать. А уж потом то, что останется от этих целей, уничтожит российская система ПРО, в том числе, зенитно-ракетные комплексы Центрального военного округа», - рассказал Литовкин.

И хотя Россия и Казахстан делают акцент на сугубо экономической функции ЕАЭС, президент Белоруссии Александр Лукашенко, грубо говоря, их «продал» и предрек новому союзу трансформацию в военную организацию. По данным РИА "Новости", он заявил, что ОДКБ в будущем может стать военной составляющей Евразийского экономического союза, и что страны, в него входящие, «ждет и политическая, и военная интеграция», потому что «экономика — основа всему». «Думаю, что мы скоро придем к тому, что ОДКБ станет составляющей частью этого союза. Это будет наша военная организация», — сказал президент Белоруссии.

Спрашивается, при чем тут Турция? На первый взгляд – ни при чем. Но политик такого уровня, как Назарбаев, не стал бы просто сотрясать воздух. Поэтому, надо полагать, приглашение Турции в Таможенный союз, а теперь и в ЕАЭС имеет серьезные причины. Кстати, на днях президент Киргизии Алмазбек Атамбаев выразил уверенность в том, что Турция может стать партнером Таможенного союза.

«Росбалт» уже анализировал, по какой причине Назарбаев зазывал Турцию в ТС. Тогда распространилась информация, что такое желание озвучил в беседе с президентом Казахстана его турецкий коллега Абдулла Гюль (на фото вместе с Назарбаевым). А что, сказал Назарбаев, заодно и прекратятся разговоры о том, что «мы создаем СССР». Но Лукашенко, в контексте ЕАЭС, заговорил о «военной организации», и это коренным образом меняет дело.

Если учесть, что Турция не первый десяток лет стремится вступить в Евросоюз, и ей каждый раз в этом отказывают, она вполне может выбрать для себя участие в альтернативном альянсе. Правда, этому почти наверняка воспротивится Армения. Но, как показывает новейшая история, Россия может уговорить ее «подписаться» под любым проектом.

Во-вторых, мировой баланс сил стремительно меняется, и не исключено, что Турция стала искать в нем собственное надежное место – поближе к России (несмотря на различие подходов к сирийской и другой проблематике), и к тюркскому миру. И к поиску «места» ее подталкивает ЕС своей чванливостью и, можно сказать, - «интеграционной брезгливостью».

О возможном изменении турецкого внешнеполитического вектора пусть косвенно, но все же говорит и тот факт, что несмотря на резкое ухудшение отношений России и Запада из-за украинских событий, российско-турецкие отношения остаются стабильно дружественными. И в них огромная роль принадлежит энергетическому сотрудничеству двух стран. Кроме того, Анкара серьезно подозревает, что на Турции Запад желает апробировать опыт «цветных революций».

Тема эта активно обсуждается в турецких СМИ. В частности, Yeni Safak утверждает, что «заграница», то есть, ЕС и США, готовятся к реализации украинского сценария в Турции с тем, чтобы лишить ее независимости. И что вообще гражданские протесты в Турции являются «конфликтом местного и свободного с чуждым и зависимым… Это конфликт Европы и Америки с Анатолией».

Идеологом свержения действующей турецкой власти считается проживающий в США исламский общественный деятель Фетхуллах Гюлен – к нему крайне отрицательно относятся и Москва, и правящая в Турции Партия справедливости и развития. Этот факт, возможно, тоже может заставить Турцию идти по пути сближения с Россией и объединениями, в которых она играет видную роль.

Также не будем забывать о том, что недавно тот же Назарбаев, который стал едва ли ни ведущим ньюсмейкером, поднял вопрос создания на базе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Организации по безопасности и развитию Азии (ОБРА). Президент Казахстана считает, что новая структура должна «составить здоровую конкуренцию ОБСЕ».

Отметим, что в СВМДА, помимо прочих, входят Турция, Россия, Китай и государства Центральной Азии. Таким образом, Турция, вместе с Россией, участвует не в одном интеграционном союзе. И если ОБРА будет создана (а Назарбаев воплощает в жизнь все свои международные инициативы) с участием Турции, это подтвердит стремление Анкары к большей интеграции с Россией и постсоветским пространством.

То есть Турция может стать участницей не только сугубо экономических союзов, но новой, еще нарождающейся архитектуры безопасности, ось которой смещается к Востоку. А попросту говоря – атизападной страной.

Ирина Джорбенадзе