Posted 14 июля 2014,, 14:12

Published 14 июля 2014,, 14:12

Modified 31 марта, 12:37

Updated 31 марта, 12:37

Грузинская оттепель на фоне Украины

14 июля 2014, 14:12
Сокращая торговлю с Украиной и Молдовой, Россия наращивает ее с третьим подписантом Ассоциации с ЕС – Грузией. И это при отсутствии дипотношений и в преддверии нового этапа сближения Грузии с НАТО. Что же случилось?

Сокращая торговлю с Украиной и Молдовой, Россия наращивает ее с третьим подписантом Ассоциации с ЕС – Грузией. И это при отсутствии дипотношений и в преддверии нового этапа сближения Грузии с НАТО. Что же случилось?

В отличие от Украины и Молдовы, Россия пока не «наказала» Грузию за подписание ею Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Более того, на днях Грузия получила от России официальную ноту с предложением возобновить регулярное авиасообщение между Москвой и Тбилиси, прерванное российской стороной в одностороннем порядке в 2006 году после «шпионского скандала» с задержанием на грузинской территории нескольких граждан РФ.

По информации замминистра экономики Грузии Натии Микеладзе, полеты начнутся 15 сентября. До первого сентября авиационные власти двух стран представят друг другу список компаний, которые станут осуществлять регулярное авиасообщение. По информации МИД России, в дальнейшем регулярные рейсы могут быть восстановлено и между другими грузинскими и российскими городами.

На днях Россельхознадзор расширил номенклатуру грузинского импорта, разрешив ввоз лука, моркови, свеклы, сладкого перца, дынь и арбузов. Сейчас, после многолетнего эмбарго, на российском рынке реализуется грузинская алкогольная продукция, минеральные воды, мед, специи, чай, орехи, хурма, вишня, черешня, бахчевые и многое другое.

Таким образом, и до подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, и после него, Россия поэтапно открывает свой рынок для грузинской продукции. Хотя предупреждает: если документ, предусматривающий режим свободной торговли между подписантами, отрицательно отразится на российском рынке, Москва примет «защитные меры». Но пока она этого не делала.

Во избежание этих «защитных мер», а скорее, из далеко идущих политических соображений, переговорщики от Грузии и России – спецпредставители Зураб Абашидзе и Григорий Карасин, а также эксперты - стали обсуждать степень влияния подписанного Грузией европейского соглашения на российскую экономику.

«Необходим открытый и конкретный разговор о том, каким будет влияние на двусторонние торговые отношения. В последнее время в результате совместных усилий экспорт грузинской продукции увеличился в четыре раза. Оборот в целом увеличился на 50%. На что мы должны быть ориентированы в будущем, какими будут тарифы ... То, что влияние будет, это понятно, и нужно взвесить и оценить, чтобы это не стало неприятным сюрпризом», - сказал Карасин после встречи с Абашидзе.

МИД России приветствовал и первый раунд консультаций на уровне экспертов. Карасин, по информации РИА Новости, сказал следующее: «Я считаю, что не нужно заранее запугивать ни себя, ни партнеров возможными мерами и санкциями. Нужно спокойно и взаимоуважительно сесть и тщательно подсчитать, в какой именно сфере и в каком масштабе могут произойти изменения в торгово-экономических отношениях между нашими странами в связи с недавним подписанием Грузией Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. А потом уже из этого исходить в своих последующих решениях».

Он также прокомментировал возможность восстановления дипломатических отношений между Грузией и Россией, прерванных в 2008 году после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии: «Если Грузия примет такое решение, то, я думаю, Россия не будет воздерживаться. Мы всегда были заинтересованы и не скрывали это, ведь мы не разрывали отношения».

Словом, тон России в отношении Грузии сейчас более чем благостный, что бросается в глаза на фоне больших неприятностей с Украиной и торговой «войны» с Молдовой, тоже подписавших Соглашение об Ассоциации с ЕС. Кстати, Грузия, по информации спикера парламента страны Давида Усупашвили, ратифицирует документ 18 июля. Он не исключил, что в этот день в Тбилиси прибудут «высокие гости».

Следует также отметить, что грузино-российские консультации проходят в преддверии саммита НАТО в Уэльсе, на котором Грузия, вместо желанного Плана действий по членству в альянсе (ПДЧ) получит «утешительный приз» - некий «пакет», который усилит интеграцию Грузии с НАТО. Как обещает спецпредставитель генсека альянса в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, этот самый пакет направлен на усиление безопасности Грузии и большей интеграции страны с НАТО.

Возможно, Россия воодушевилась тем, что Грузия «пролетела» с грозным ПДЧ, и теперь пытается продемонстрировать Тбилиси выгоды торгово-экономических и иных связей с Россией. Возможно также, что Москва не видит перспектив для скорого вступления Грузии в Евросоюз, и, соответственно, не спешит с введением санкций.

Кстати, в отношениях Тбилиси и ЕС уже обозначилась трещина, что тоже на руку России: глава миссии ЕС в Грузии Филипп Димитров заявил, что Евросоюз может приостановить переговоры о введении безвизового режима с Грузией из-за громких арестов бывших высокопоставленных чиновников страны. Напомним, что недавно силовики задержали экс-мэра Тбилиси и ближайшего соратника Михаила Саакашвили – Гиги Угулава. Ему предъявлено несколько обвинений, в том числе, в отмывании денег.

В интервью информационному агентству «Пирвели» Димитров призвал власти Грузии, в контексте арестов, «прислушаться к мнению ЕС, чтобы избежать неприятных сюрпризов». В ответ на ироничное замечание госминистра Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили – «А может, Францию исключат из ЕС из-за ареста Саркози?», - Димитров ответствовал: «Францию, конечно, не исключат из ЕС, но не могу с такой же долей уверенности утверждать, что Грузии гарантирован безвизовый режим с Евросоюзом».

Словом, чтобы переплюнуть ЕС, России сейчас надо срочно снять визовый режим с Грузией и ввести в отношении нее еще более масштабные преференции. Но, говоря серьезно – почему вдруг Россия стала столь лояльной к Грузии, и не затишье ли это перед бурей?

Как считает ведущий специалист Московского Центра Карнеги, эксперт по экономическим вопросам Николай Петров, в настоящее время главной головной болью России является Украина. «Не думаю, что Россия активно захочет испортить торгово-экономические отношения с Грузией и Молдовой, во всяком случае – сейчас. Тут можно предположить абсолютно не симметричные реакции со стороны России – расширять или нет авиасообщение с Грузией, упразднять или нет визовый режим, и так далее», - сказал эксперт агентству «Интерпрессньюс». Он также назвал «малой» вероятность повышения тарифов на грузинскую продукцию со стороны России: «На мой взгляд, … будет работать система приоритетов. Разумеется, для России приоритетнее введение санкций против Украины».

Как считает Петров, Соглашение об Ассоциации между Грузией и РФ принципиально ничего не меняет в грузино-российских торговых отношениях. «Если в отношении Украины Россию пугает то, что европейская продукция будет поступать в страну путем реэкспорта, в отношении Грузии такой режим не может действовать практически. … Другое дело, что проблемы могут быть связаны с тарифами, стандартами, качеством, но понятно, что в рамках соглашения с ЕС грузинская продукция скорее улучшится, чем ухудшится, поэтому в этом направлении особенных и дополнительных проблем между Россией и Грузией не возникнет. Проблемы могут быть связаны лишь с политико-психологическими аспектами, которые имеет Россия в отношении европейского выбора Грузии», - пояснил Петров.

Между тем весьма сомнительно, что Россия никак не отреагирует на сближение Грузии с ЕС, поскольку Южный Кавказ остается для нее стратегически важным и сложным регионом с точки зрения безопасности, энергетической активности и политической стабильности. Поэтому реакция Москвы на европейское соглашение Грузии может быть парадоксальной – не отрезать, а постараться приблизить страну к себе. Тем более, что сейчас нет никаких военных угроз со стороны Тбилиси на абхазском и южноосетинском направлениях, а также предпосылок интеграции государств Южного Кавказа: с Арменией все ясно – она отошла к России, но оглядывается на Запад, хотя последний пока не может дотянуться до Еревана.

Что касается Азербайджана, он держится особняком, старается закрыться от политического влияния Запада, враждует с Арменией, и никак не может поделить границу с транзитной страной для своих энергоносителей - Грузией, что время от времени выливается в небольшие скандалы. Сама же Грузия заинтересована в нормальных отношениях как с Арменией, так и с Азербайджаном: последний является практически единственным поставщиком природного газа в страну и едва ли не главным ее инвестором. При этом Грузия стремится к европейской и евроатлантической интеграции, но соответствующий процесс продвигается черепашьими шагами.

Таким образом, задачи у государств Южного Кавказа разные, но их объединяют территориальные конфликты, в которых замешаны все три закавказских государства и Россия. Именно это обстоятельство не позволяет Грузии, Армении и Азербайджану окончательно разбежаться от России и забаррикадироваться по разным квартирам: принято считать, что ключи к урегулированию конфликтов на Южном Кавказе лежат в кармане у Москвы. Стоит также напомнить, в каком геополитическом окружении находятся государства Закавказья, и какие неоднозначные отношения связывают их и Россию с основными политическими игроками региона – Турцией и Ираном.

Кроме того, от России во многом зависит безопасность Грузии в контексте проникновения (или выдавливания) на ее территорию группировок радикальных исламистов – Грузия граничит с северокавказскими республиками РФ.

Словом, нынешняя непривычная лояльность России к Грузии может быть замешана на самых разнообразных интересах и планах, которые с течением времени могут меняться и приобретать совершенно разную конфигурацию – как в плане геополитическом, так и в вульгарно-бытовом. Уж что-что, а статичность Южному Кавказу не грозит.

Ирина Джорбенадзе