Posted 12 декабря 2014,, 13:43

Published 12 декабря 2014,, 13:43

Modified 31 марта, 10:15

Updated 31 марта, 10:15

Эти хитрые белорусы

12 декабря 2014, 13:43
Неплохо заработав на реэкспорте запрещенных европейских продуктов в Россию, белорусские поставщики отступают под натиском Россельхознадзора. Но надеются, что инфляция в РФ вновь позволит им отвоевать российский рынок.

На заседании в Москве Экономический совет СНГ по инициативе белорусской стороны сегодня рассмотрит вопросы транзита товаров, попавших под эмбарго в России, и экспорта белорусских продуктов. Речь идет о запрете Россельхознадзора на поставки продовольствия с более чем 20 белорусских предприятий, который был обоснован обнаружением в белорусской мясной и молочной продукции микробов и антибиотиков, а также о недобросовестном белорусском транзите попавшей под санкции РФ европейской мясной и плодоовощной продукции через Россию в Казахстан.

Белоруссия в ответ усилила контроль за российскими транспортными средствами, въезжающими в страну, заявив, что это необходимо для «предотвращения контрабанды». Это позволило некоторым СМИ даже объявить о "конце Таможенного союза".

Напомним, что режим продуктовых санкций был введен Россией в отношении ряда западных стран 7 августа. За неполные четыре месяца с момента введения эмбарго в реестр были внесены 424 новых предприятия из 27 стран мира. При этом 260 предприятий из этого списка пришлись на производителей рыбы и морепродуктов. Под ограничения попали продукты из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В то же время белорусам Россия разрешила поставлять в РФ молочные продукты из закупленного в ЕС молока – правда, при условии, что уровень микробов и антибиотиков там не будет выше нормы.

В Москве убеждены, что режим санкций Минск нарушает, причем злостно, зарабатывая на реэкспорте запретных товаров из ЕС. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт еще в октябре предупредил о возможном ограничении потока транзитных грузов из Белоруссии.

Реэкспорт происходит обычно либо под видом поставок товаров белорусского производства («переклейка этикеток»), либо под видом транзита в Казахстан или другие страны, при котором отследить прохождение транспорта затруднительно. В первом случае это, например, нашумевшие поставки «пармезана из Белоруссии», на котором, сняв упаковку, можно было обнаружить знакомый штамп Parmigiano Regiano. Известны также случаи, когда испанский хамон поставлялся в Россию под брендом «Шинка белорусская» - притом, что технологии производства шинки и хамона разные, и результат, соответственно, тоже.

Впрочем, «белорусский» хамон с пармезаном или лавинообразный рост поставок «белорусских» мидий после ведения ответных санкций против ЕС – это лишь наиболее очевидные и яркие примеры реэкспорта запрещенных продуктов. Куда большую долю в нем занимают поставки мяса, овощей и фруктов. Каковы их реальные объемы, учитывая открытую границу между Белоруссией и Россией, никто точно не знает, но все признают, что они весьма велики и исчисляются сотнями миллионов долларов. Участники рынка оценивают, например, контрабанду мяса в 50% от всего рынка.

В начале декабря глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что не доверяет данным Белоруссии. По его словам, на просьбу выставить совместные посты на границе из Минска последовал отказ. «226 машин пришли с документами из Бразилии. Белорусские коллеги ни одну машину не вскрыли, иначе они увидели бы этикетки голландского и польского мяса. По странному стечению обстоятельств, они не пригласили ни одного ветеринара – и пропустили все 226 машин в Казахстан. А мы до сих пор не можем сказать, сколько машин в результате до него доехало », - сказал Данкверт в интервью РБК. По его данным, из ЕС незаконно ввезено около 7,5 тыс. тонн мяса.

Что касается запрета поставок белорусской «молочки», то, по словам главы Россельхознадзора, контрабанды здесь нет - проблема в зашкаливающем содержании антибиотиков, поскольку белорусы закупают в ЕС напичканное ими самое дешевое молоко. «Мы об этом уже предупреждали белорусских коллег, но месяц прошел, а реакции так и не было. Поэтому нам пришлось закрыть несколько белорусских предприятий», - сказал Данкверт.

А вот говоря о поставках фруктов и овощей из Белоруссии в РФ, Данкверт заметил, что тут - вообще сплошной реэкспорт. «Знаете, какая продукция сейчас больше всего популярна у европейских картонажных фабрик? – Спрашивает глава Россельхознадзора. - Немаркированные ящики». Чиновник затрудняется назвать точную цифру плодоовощной контрабанды, но допускает, что это - больше половины всего рынка России.

Весь этот реэкспорт если и не сводит на нет эффективность ответных санкций России против Евросоюза, то сильно ослабляет их политический эффект. Поэтому Москва хочет «закрыть» этот вопрос до конца года. По словам источника РБК в правительстве РФ, диалог с Минском по поводу реэкспорта пока организован на уровне контрольных органов. «В самом негативном сценарии можно предположить, что мы перекроем белорусам кислород», – сказал источник. Но, по его словам, речь пока идет о жесткой дискуссии, которая должна перерасти в конструктивный диалог, а не в конфликт. «Пока они нас слышат, но не слушают. Нужно изменить эту ситуацию», – говорит собеседник.

Президент Белоруссии, как обычно в подобных случаях, выражает праведное негодование. «Не мы были причиной такого конфликта, - комментирует ситуацию Александр Лукашенко. - Ведь все этапы были пройдены, начиная от переговоров с петровыми, ивановыми, данквертами, с правительством Российской Федерации, ну, последняя уже ступень президенты". "Поэтому упрекать белорусов нечего в том, что этот скандал, если его можно так назвать, разразился. Я хотел бы посоветовать умным российским политологам и журналистам искать причину не в Беларуси, а искать ее где-то там, в Москве. Но это их проблема", - сказал глава государства.

Сами же белорусские бизнесмены, попавшие под российские «санкции», и чиновники белорусских регулирующих органов, более сдержаны в оценках. Так, например, РУП «Белтаможсервис», заявляет, что возврат Россельхознадзором семи партий отгруженной предприятием продукции «противоречит духу партнерских отношений участников Таможенного союза и наносит вред репутации белорусских предприятий". Но вместе с тем спешит уведомить, что «принимает исчерпывающие меры по недопущению попадания в Россию санкционных товаров».

Скорее всего, конфликт будет разрешен до Нового года, говорят эксперты, хотя вернувшийся фитосанитарный и таможенный контроль на белорусско-российской границе останется. После заседания Совета ЕЭК в Москве первый вице-премьер России Игорь Шувалов отдал все необходимые распоряжения, чтобы Россельхознадзор вернулся от запретительных мер на поставку белорусской продукции к проверкам предприятий. Партнер Шувалова по диалогу с белорусской стороны Сергей Румас заявил, что уже 11 декабря РФ "откроет" часть предприятий для поставок продукции в Россию. Так и случилось: Россия сняла запрет с поставок Жлобинского, Гомельского мясокомбинатов и Витебской бройлерной птицефабрики. Ранее был снят запрет на поставки в Россию продукции Калинковичского мясокомбината.

Тем не менее, зампред постоянной комиссии Палаты представителей Белоруссии по аграрной политике Владислав Цыдик призывает продолжить давление на Москву. "Нам важно "открыть" не 2-4, а сразу все предприятия", - отметил он. И чем быстрее это произойдет, тем больше шансов улучшить ситуацию с экспортом. "Если нам дадут зеленый свет 27-28 декабря, будет уже поздно, ведь предновогодний пик продаж пройдет, возможность будет упущена", - пояснил депутат.

В Минске также надеются, что цены на российские продукты, которые девальвация рубля сделала сейчас в ряде случаев дешевле белорусских, скоро подтянутся к импортным, и это снова позволит Белоруссии отвоевать место на рынке РФ. По словам помощника президента республики Кирилла Рудого, «скорее всего, в ближайшее время в России может произойти инфляционный всплеск, и это позволит частично компенсировать те трудности, которые возникли у экспортеров». А пока этого не произошло, Александр Лукашенко обещает поддержку всем поставляющим продукты в Россию - а это 40% всех экспортеров страны.

Павел Кривошеев