Posted 19 января 2016,, 16:16

Published 19 января 2016,, 16:16

Modified 31 марта, 04:41

Updated 31 марта, 04:41

Окно в Европу закрывается надолго

19 января 2016, 16:16
Россия вынуждена изолироваться от Европы, потому что выбрала траекторию развития, ведущую к восточной системе ценностей, полагают эксперты.

Очередной дипломатический демарш России, отказавшейся посылать свою делегацию в Страсбург для участия в сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), наводит на мысль о противоречивости нынешней внешней политики Кремля.

С одной стороны, Москва в последние дни предприняла ряд новых шагов по урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины. Здесь и недавнее назначение на должность официального представителя России на трехсторонних переговорах по урегулированию конфликта в Донбассе члена Совета Безопасности РФ Бориса Грызлова, и его неожиданный визит в Киев, и состоявшаяся накануне встреча помощника президента РФ Владислава Суркова с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд, на которой обсуждалась та же тема, и предстоящая встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с главой американского Госдепа Джоном Керри, где украинский вопрос также будет одним из основных.

С другой стороны, мы видим теперь бойкот российской делегацией заседания ПАСЕ. Чем можно объяснить эти не стыкующиеся линии? Тем, что разные «кремлевские башни» в очередной раз не могут найти общий язык друг с другом, или же эти процессы в российской внешней политике только на первый взгляд кажутся разнонаправленными?

Политолог Алексей Макаркин полагает, что шаги, предпринимаемые сегодня Россией по урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины, не противоречат отказу российской делегации участвовать в сессии ПАСЕ.

«По Донбассу пока речь не идет о конкретных шагах. Суть в том, что переговоры там вышли на новый уровень, что их теперь ведут не чиновники МИДа, а люди из президентской команды», - отметил эксперт в беседе с корреспондентом «Росбалта». Однако пока, по его мнению, «на сегодняшний момент, ничего обязывающего не произошло». Что касается ПАСЕ, то в этом вопросе, по мнению Макаркина, на сегодняшний момент ничего не изменилось: «Россия оказалась там в изоляции. Идти туда российской власти невыгодно. Что она может там предложить? По сути дела, ничего».

Отказ ехать в Страсбург политолог назвал «элементом самоизоляции». Более того, он считает, что «эти элементы сохранятся, даже если удастся договориться по Украине». «Вернуться к состоянию «до Крыма» не получится. В Европе не будут доверять России, а в России не будут доверять Европе. Взаимное недоверие никуда не исчезнет», - пояснил Макаркин. Никто в стране, по его словам, не будет отказываться, например, от закона «об иностранных агентах», который также является элементом самоизоляции, а с точки зрения российской власти стал элементом обеспечения национальной безопасности. «Понятно, что и из Крыма Россия тоже не уйдет и, соответственно, отношение к РФ в Европе будет иным, нежели раньше», - уверен эксперт.

Политолог и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов призвал вообще не обращать особого внимания на ПАСЕ. «Это не та организация, про которую надо много думать. Это такой политический театр, который имеет свой смысл и играет определенную роль, как и любые форумы, где собираются представители многих стран и имеют возможность о чем-то поспорить. Но решающего влияния на положение России, как и любой другой страны, он не оказывает», - сказал он «Росбалту».

Лукьянов считает, что в нынешней позиции России, которая, с одной стороны, в последнее время предпринимает некоторые усилия по разрешению конфликта на востоке Украины, а с другой, отказалась посылать делегацию на сессию ПАСЕ, «не надо искать какие-то противоречия». По его словам, «сейчас действия любой страны в мировой политике состоят из, казалось бы, взаимоисключающих шагов. Например, США одной рукой снимают санкции с Ирана, а другой, вводят новые».

«Для решения проблем на востоке Украины, для отношений с Западом, ПАСЕ, на сегодняшний день, пожалуй, наименее существенная площадка. Визит российской делегации в Страсбург в сегодняшней ситуации будет означать публичный скандал. С этой точки зрения ее присутствие там принесет больший урон, чем ее отсутствие», - уверен эксперт.

Россия выбрала восточный тип общества и поэтому не может не заниматься самоизоляцией - так прокомментировал «Росбалту» эту ситуацию политолог Дмитрий Орешкин. «Одно дело риторика, согласно которой мы соблюдаем права человека, заинтересованы в строительстве гражданского общества, а другое - практика. Аналитики отдают приоритет практике. А она заключается в том, что Россия вынуждена изолироваться от Европы, потому что под влиянием решений высшей власти выбрала траекторию развития, ведущую к восточной системе ценностей», - считает он.

«Логика абсолютно неограниченной авторитарной власти ведет к тому, что, например, у того же ЮКОСа отбирается собственность. Логика европейской системы ценностей говорит о том, что это незаконно. Соответственно, Россия получает решение международного суда с требованием выплаты $50 млрд. У нее нет ни желания, ни возможности платить такие деньги. Значит, остается изолироваться, как минимум от европейского юридического, но скорее всего, и от политического пространства», - сказал Орешкин.

«Логика российской властной вертикали подразумевает, что тот, кто ее критикует, раскачивает лодку и стабильность, а значит, должен быть нейтрализован. Соответственно, нам приходится принимать указ, что ЕСПЧ нам не указ, и Конституционный суд такое решение принимает», - напоминает эксперт. «В ПАСЕ, где надо соблюдать простые правила поведения, нас критикуют. Если ты не можешь их соблюдать, значит приходится из этого клуба удаляться», - добавил он.

Александр Желенин