Posted 27 января 2016,, 08:40

Published 27 января 2016,, 08:40

Modified 31 марта, 04:35

Updated 31 марта, 04:35

Назарбаев собирается упредить «майдан»

27 января 2016, 08:40
В Казахстане внеочередные парламентские выборы, вероятно, успеют провести еще до наступления пика экономического кризиса.

Казахстан продолжает «славную» традицию внеочередных выборов. В прошлом году здесь состоялись досрочные выборы президента, а на днях Нурсултан Назарбаев подписал указ о роспуске парламента и назначении новых выборов – они состоятся 20 марта. По официальной информации, о досрочном роспуске мажилиса главу государства очень попросили едва ли все народные избранники, то есть депутаты. Особую «удовлетворенность» роспуском парламента выразила Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл». Она распространила заявление, в соответствии с которым весть о проведении внеочередных выборов воспринята ею «с огромной радостью», и что президент «принял единственно правильное решение».

«В преддверии новой волны мирового экономического кризиса, - сказано в обращении партии, - мы должны быть уверены в своих силах и завтрашнем дне. Перед страной стоит задача минимизировать последствия мирового кризиса за счет успешной реализации пяти институциональных реформ, предложенных президентом. Внеочередное проведение … позволит нам выбрать самых достойных, компетентных, настоящих патриотов Казахстана».

«Ауыл» также полагает, что внеочередные выборы дадут шанс «проявить свои способности» и другим партиям на ответственном для страны новом этапе государственного строительства. В общем, партия, в соответствии с обращением, выразила Назарбаеву «глубокую благодарность».

Проведение внеочередных выборов означает, кстати, что до 2020 года Казахстану уже не светят никакие избирательные кампании. А нынешняя не ляжет тяжким бременем на бюджет страны, поскольку государство не будет финансировать агитацию политических партий, и последним придется делать это за свой счет и на добровольные пожертвования. По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, государство раскошелится только на политические дебаты партий.

Но это второстепенный вопрос. Первостепенным является, почему пожизненный президент Нурсултан Абишевич решил распустить парламент, ничем ему, в принципе, не мешающий. Вполне возможно, что к этому его подтолкнули риски, перед которыми стоит страна, и которые могут вызвать в народе майданные настроения. А тут нате вам: меняем парламент, не дожидаясь конца его полномочий в конце текущего года, привносим «свежую струю», выводим страну на новые рубежи развития, даем возможность внепарламентским партиям принять участие в законодательном органе: авось они туда попадут и не будут скулить по поводу отсутствия конкурентной политической среды.

Но после выборов расстановка политических сил в стране наверняка не изменится, и власть Назарбаева по-прежнему будет единоличной. Однако видимость демократических и иных преобразований будет создана. Впрочем, не исключено, что Назарбаев готовит изменения во внешнеполитической и экономической стратегии, и для этого ему надо создать новое внутриполитическое «паспарту».

Основания для изменения стратегии есть. Это и украинский кризис, и события в Молдове, и нефтяной обвал, и международный контекст, включая террористический, в котором надо менять правила игры с США, ЕС, Китаем, Россией, Турцией, Ираном, странами ОПЕК, а также государствами, явно вырывающимися в лидеры или теряющими свое былое величие и движущимися к лагерю политических аутсайдеров. К примеру, из мировой опалы выходит Иран, но Турция становится настолько одиозной, что даже теряет для Казахстана притягательность тюркской общности.

Не все ясно и с Россией, в лице которой Казахстан, несмотря на свои суверенные позиции, имел большую поддержку. Времена, однако, меняются, и РФ с ее «деревянным» рублем сама нуждается в поддержке. Но Казахстан тоже нуждается в «плече» и неизвестно, что он выберет – тонуть с Россией или попытаться выплыть без нее.

Еще вопрос: как выстраивать отношения с Китаем, в котором тоже не все уже ладно в экономическом плане. А также как дальше действовать в формате Евразийского союза, сулившего золотые горы, а на деле ограничившегося всего лишь позолотой.

Такая ситуация, естественно, требует изменения Астаной как экономической, так и внешней политики, которая непременно вызовет в стране политические брожения. И новым парламентом Назарбаев пытается подстраховаться – продемонстрировать железное доверие и поддержку народа не только законодательному органу, но и правительству – оно тоже будет новым. Что же касается самого Нурсултана Абишевича, на опять таки внеочередных президентских выборах прошлого года за него проголосовал едва ли не весь Казахстан.

То есть, теперь Назарбаев может вести себя совершенно уверенно – почва для этого подготовлена: острота майданных настроений в стране притуплена. Здесь небезынтересно привести данные социологического опроса экспертов, госслужащих, бизнесменов, представителей СМИ и гражданского сектора, распространенных агентством КАЗИНФОРМ. В соответствии с ними, 98,4% опрошенных поддерживают проведение досрочных выборов в парламент, поскольку это позволит «перезагрузить» его и даст возможность государственным институтам работать уверенно и эффективно.

А «уверенность» в казахстанских реалиях – дело первостепенное, имея в виду хотя бы экономические сложности страны. Кстати, после внеочередных выборов президента казахстанская национальная валюта рухнула почти на 80%, что стало следствием, в основном, падения цен на нефть. Но в экспертной среде довольно популярно мнение, что к девальвации тенге руку приложили крупные корпорации и банки, которые заблаговременно конвертировали нацвалюту в доллары и лоббировали ее обесценивание. Но, как бы то ни было, это не стало причиной бунта казахов – пока. Но ситуация критическая, и Назарбаев действует, как может: обновляет государственную элиту и готовит страну к новым экономическим потрясениям.

«Досрочные выборы проводятся, потому что экономическая ситуация ухудшается. Власти выгодно провести выборы, пока ситуация не стала более непредсказуемой. Только с этим и связано. Все эти разговоры о новом мандате доверия и прочих вещах — разговоры в пользу бедных», - цитирует политолога Айдоса Сарыма агентство Новости – Казахстан. По его мнению, из-за отсутствия в Казахстане серьезной оппозиционной силы многое на этих выборах будет предсказуемым. «Какой-то сложной драматургии, политической игры, ярких незабываемых моментов я пока не жду. … По-хорошему, конечно, нужно нынешний парламент обновлять хотя бы на 70-80%. Чем больше будет новых, молодых, интересных, тем лучше. Но чего-то сверхрадикального и нового ожидать не приходиться», - сказал эксперт.

В общем, Назарбаев сделал правильный для власти ход – решил провести выборы до пика экономического кризиса в Казахстане, до неуправляемого уровня инфляции и девальвации тенге. Что и говорить, момент найден оптимальный, в аккурат перед «Великой депрессией», наступившей после эпохи нефтяного благоденствия.

Возможно, депрессия эта выведет Казахстан и другие государства, подсевшие на нефтяную иглу, на новые рубежи развития. Но не исключено, что все произойдет с точностью до наоборот, хотя Всемирный банк прогнозирует в текущем году рост казахской экономики на один процент. И тут очень многое будет зависеть от России, торговля с которой сократилась у Казахстана в 2015 году почти на 26%.

Кстати, по последним данным Bloomberg, в рейтинге инновационных экономик мира Россия занимает 12-ю позицию, а замыкает рейтинг из 50 стран именно Казахстан. Таким образом, Россия как ближайший партнер Казахстана, в том числе по Евразийскому союзу, может стать для него своего рода локомотивом. Неизвестно, однако, пожелает ли Назарбаев видеть Россию в роли своего тягача. И дело не только в экономике и лихорадочном поиске новых рынков, но и во внешнеполитическом балансировании – до сих пор Назарбаев был в этом деле воистину «фокусником»: многовекторность ему удавалась.

Но мир переживает сложные времена, а вместе с ним и Казахстан. На его ближайшего соседа – Россию - давят санкции, что плохо отражается на экономике Казахстана и его политическом фоне. Россия и Турция рассорились, а с последней казахов связывают тесное сотрудничество и исторические корни. На регион наступают террористы, и для Астаны, вероятно, еще не вполне понятно, как этот факт может отразиться на большой политике, перераспределении сфер влияния и на ее место в новых реалиях.

Пока в Казахстане отдают себе отчет в том, что страна должна исхитриться настолько, чтобы одновременно дружить и с Россией, и с Западом, и с Китаем, и с арабским миром, а, по сути, совместить несовместимое. Но, заметим, что по большому счету «спасательный круг» для Казахстана все же находится в «водах» России.

Поможет ли Назарбаеву в этом деле мания назначения внеочередных выборов? Вряд ли. Поскольку большую игру сильных мира сего за Центральную Азию, и особенно за Казахстан, никто не отменял, а самостоятельное определение Астаной собственной политики в условиях «безумств» мировых держав и их «прилипал», становится все более проблематичным.

Ирина Джорбенадзе