Posted 3 февраля 2016,, 14:17

Published 3 февраля 2016,, 14:17

Modified 31 марта, 04:29

Updated 31 марта, 04:29

«Меркель удержит свой пост до выборов»

3 февраля 2016, 14:17
В Германии нет речи о кризисе коалиционного правительства, который мог бы привести к его досрочной отставке, полагает политолог Владислав Белов.

Прибытие в Германию почти миллиона сирийских беженцев, которых, руководствуясь гуманитарными соображениями, пригласила в эту страну ее канцлер Ангела Меркель, создало достаточно серьезное напряжение в немецком обществе. Российские СМИ смакуют как реальные, так и сомнительные случаи непозволительного поведения мигрантов и с удовольствием публикуют данные соцопросов, согласно одному из которых уже 40% немецких граждан выступают за отставку федерального канцлера. О том, насколько кризис вокруг мигрантов осложнил положение Меркель и о том, кто потенциально может прийти ей на смену, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

— Насколько серьезные проблемы для Меркель создает ситуация с мигрантами? Сможет ли она удержать свой пост в этой ситуации?

— Начну с последней части вашего вопроса. Я считаю, что удержать свой пост Меркель сможет. Она остается председателем партии (Христианско-демократический союз, ХДС), которая является основной в коалиционном правительстве в союзе с Христианско-социальным союзом (ХСС) и социал-демократами (СДПГ).

Критика справедливая, недовольство электората объяснимо, проблема сложнейшая. В свое время Ангела Меркель приняла единственно правильное решение, что согласно статье 16 Основного закона любой гражданин, считающий себя беженцем, может претендовать на получение этого статуса в Германии. Другое дело, что в тот момент ни у госпожи Меркель, ни у вице-канцлера, председателя СДПГ господина Зигмара Габриеля, ни у главы ХСС Хорста Зеехофера никаких конкретных решений не было.

Последний кризис подобного рода случился в начале 1990-х годов в связи с распадом Югославии, но он был совершенно другого масштаба и другого качества. Поэтому сейчас решения ищутся, постепенно они приобретают конкретные очертания, ужесточается контроль, принимаются, например, решения, что не будет автоматического воссоединения семей, и так далее.

Да, есть недовольство миграционной политикой среди партнеров по коалиции, внутри ХДС, но это естественно в условиях миграционного кризиса. Однако именно в этих условиях находятся и воплощаются в жизнь способы его решения.

Основной итог деятельности Меркель будет подведен на выборах 2017 года. Предвыборная борьба начнется тогда же, в 2017 году. Но на сегодня, на мой взгляд, нет речи о кризисе коалиционного правительства, который мог бы привести к вотуму недоверия в Бундестаге и отставке правительства с последующим переизбранием федерального канцлера.

— А если мы все-таки гипотетически представим, что такой кризис случился, то кто тогда может прийти ей на смену?

— У Меркель прямых «наследников» нет, это особенность ХДС. По разным причинам она не смогла подготовить себе явных преемников.

На эту тему можно спекулировать, имея в виду министра обороны Урсулу фон дер Ляйен, можно говорить о министре внутренних дел Томасе де Мезьере. В принципе, можно назвать и министра финансов Вольфганга Шойбле. В силу того, что ХДС остается системообразующей партией в коалиционном правительстве, канцлер, теоретически, будет избираться из названных кандидатов. Но таких фигур, как Меркель, на сегодня в партии нет.

— В четверг ожидается встреча Владимира Путина с премьером Баварии и главой ХСС Хорстом Зеехофером. Что можно ожидать от этих переговоров?

— У визита Зеехофера такая же цель, как и у визита другого партийного лидера, главы СДПГ господина Габриэля, который прошлой осенью был в Москве. Правда, этой поездке уделялось гораздо меньше внимания. Возможно, тогда так было потому, что миграционный кризис разгорелся еще не так сильно, и не было таких противоречий в коалиционном правительстве.

Поездка Зеехофера — это визит председателя партии ХСС, которая входит в правительство Германии. Его надо рассматривать в контексте визита в Москву Габриэля.

Хотя здесь, возможно, и чуть выше уровень. Все-таки Зеехофер еще и глава кабинета ведущей в экономическом отношении земли Бавария, с которым у Владимира Путина давние хорошие связи.

Бавария и для Германии, и для России выступает примером и образцом для подражания с точки зрения проведения реформ и определения векторов развития, и политических, и в решении миграционного кризиса. Бавария, наверное, самая активная земля Германии, которая предлагает соответствующий инструментарий.

Плюс к этому, коль скоро решением Брюсселя контакты между нашими странами на высшем уровне заморожены, это возможность продолжения рабочего диалога, который ведут и Меркель, и Габриэль, и теперь Зеехофер. Это вполне вписывается в повестку дня наших отношений. Может быть, его особенность еще и в том, что визит последнего проходит накануне Мюнхенской конференции по безопасности.

— В Германии перед этой поездкой Зеехоферу, с учетом его известной позиции по мигрантам, напоминали, что внешняя политика страны формируется канцлером, а не Баварией. Что хочет от него в этом плане Москва?

— Еще раз. Господин Зеехофер — председатель партии, которая является частью коалиционного правительства, поэтому говорить, что ХСС не определяет эту политику, это неверно. ХСС и Зеехофер — партнеры, правда, с учетом того, что они занимают весьма критическую позицию, не только по миграционной политике, но и по ряду других вопросов, которые мы сейчас не обсуждаем. Цель его визита — продолжение общения. Слава богу, что такие возможности есть, и они не запрещены. Политического диалога на высшем уровне у нас с Германией нет. Рабочий диалог есть, господин Зеехофер в него вполне вписывается, и я думаю, что он будет обсуждать не только те вопросы, которые относятся к Баварии, но и представлять точку зрения коалиционного правительства.

Беседовал Александр Желенин