Posted 3 февраля 2016,, 14:56

Published 3 февраля 2016,, 14:56

Modified 31 марта, 04:29

Updated 31 марта, 04:29

«Трампа сложно назвать политиком»

3 февраля 2016, 14:56
В президентской кампании в США интрига будет сохраняться до последнего дня, прогнозирует политолог Павел Шариков.

О том, насколько велики шансы Хиллари Клинтон в битве за пост президента Соединенных Штатов, почему Дональда Трампа рано списывать со счетов и какую неприятность он, нарушив ранее данные обещания, может устроить Республиканской партии, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков.

- На ваш взгляд, результаты первичных выборов в Айове внесли ясность в президентскую гонку в США или еще больше запутали ситуацию?

- Я считаю эти результаты вполне объяснимыми и в значительной степени ожидаемыми. У нас везде пишут, что для демократов выборы закончились ничьей. Это совсем не так. Они закончились победой Хиллари Клинтон. На кокусе в Айове демократы разыгрывали 52 голоса делегатов, из которых 28 голосов в итоге получила Клинтон. Берни Сандрес получил только 21 голос.

Следует сказать, что, в отличие от процедуры праймериз, когда голосуют непосредственно избиратели, кокус - это голосование внутри партийных организаций. Организация выборов делегатов для участия в партийном съезде у демократов намного сложнее, чем у республиканцев, столь сильная разница между результатами общего голосования и количеством делегатов объясняется особенностями административных границ избирательных округов Айовы.

Даже если в итоге оставшиеся три голоса отойдут Сандерсу, победа Клинтон очевидна. Сразу после оглашения результатов третий кандидат от демократов, Мартин О’Мэлли, снял свою кандидатуру. Так что, если проводить аналогию с романом Агаты Кристи, у демократов «осталось только два негритенка».

- Стоит ли ждать, что и в других штатах борьба между Клинтон и Сандерсом будет столь же напряженной?

- Хиллари Клинтон очень популярна сегодня. По своей программе она ближе к американскому народу. Ее программа в основном соответствует традиционным идеологическим установкам демократической партии США: поддержка среднего класса, умеренное ужесточение корпоративного налогообложения, толерантность по отношению к сексуальным меньшинствам и иммигрантам.

Во многом Хиллари продолжает политику Обамы, которого нельзя назвать популярным президентом, но который все-таки сумел достичь определенных успехов. Клинтон более вероятный кандидат, чем Сандерс. Но ее победа не будет убедительной без хотя бы формальной конкуренции.

- Вам не кажется, что для «формальной конкуренции» Сандерс получил слишком много голосов? И как вообще можно объяснить тот факт, что сенатор от штата Вермонт добился такого успеха?

- Берни Сандерс также довольно заметная в США фигура. Он довольно давно и последовательно продвигает свои идеи, которые для американцев можно назвать даже ультралевыми. У него есть определенная логика, и не так удивительно, что многие голоса отошли к нему. Кстати, журналисты писали, что Клинтон в ряде случаев агитировала участников кокусов голосовать за Мартина О'Майли, чтобы сдержать поддержку Сандерса.

- Тем не менее, вы считаете, что среди демократов победу одержит именно Клинтон?

- Американская политика - вещь непредсказуемая. Так что, конечно, правильным будет сказать, что определенные шансы у Сандерса есть. Но вероятность того, что кандидатом от демократов в итоге станет Клинтон, намного больше. Я бы сказал, что шансы 99 к 1.

Здесь надо учитывать весьма существенный фактор - финансовый. С недавнего времени кандидаты обязаны рассекречивать информацию о собранных средствах. И денег на ведение предвыборной кампании у Хиллари Клинтон в разы больше, чем у Берни Сандерса. Что очень важно, у нее есть солидная поддержка крупных корпораций. У Сандерса же предвыборный фонд в основном складывается из небольших пожертвований. Ведь его избиратели – это преимущественно низшая ступень среднего класса, небогатые пенсионеры и малообеспеченные молодые люди. С одной стороны, это немалочисленная категория, а с другой – вряд ли за ее счет он сможет привлечь на свою сторону дополнительные голоса.

- Недавно стало известно, что ФБР может начать расследование деятельности Клинтон на посту Госсекретаря по обвинениям в коррупции. Насколько это может осложнить ей жизнь?

- Конечно, может. Но судя по тому, как виртуозно Хиллари Клинтон справлялась с подобными проблемами в прошлом, не удивлюсь, что она и это расследование сможет обратить в свою пользу. Хотя ей, конечно, еще много чего припомнят, в первую очередь, республиканцы.

- А как тогда вы оцениваете результаты голосования в рядах республиканской партии? На чем споткнулся Дональд Трамп?

- А вот как раз Дональд Трамп споткнулся не так уж и сильно. Республиканцы, в отличие от демократов, разыгрывали всего 30 делегатов. Тед Круз получил 8 голосов, а Дональд Трамп и Марко Рубио - по 7. Скорее всего, эти трое и будут в итоге бороться за право избираться на должность президента США от республиканцев. Хотя пока в этой гонке от этой партии все еще официально участвуют 12 кандидатов.

Если смотреть по результатам голосования в процентном исчислении, то преимущество у Круза действительно есть. Но в итоге важно именно количество делегатов, которое получил тот или иной кандидат. А тут преимущество оказалось минимальным. В отличие от итогового голосования в ноябре, на этих выборах нет принципа «победитель забирает все».

Так что если исход борьбы у демократов я рискнул предсказать, то у республиканцев, как я предполагаю, интрига будет сохраняться почти до самого конца.

- Получается, что Трампа со счетов пока еще рано списывать?

- Трамп – не политик. Это человек, который взбаламутил воду и взбесил всю республиканскую партийную верхушку. Мое личное впечатление состоит в том, что когда летом он выдвинул свою кандидатуру от республиканцев, истеблишмент партии согласился на это только потому, что рассчитывал на финансовую поддержку со стороны миллиардера.

- То есть руководство партии поначалу не ожидало, что Трамп получит такую широкую поддержку?

- Для этого не было никаких предпосылок. Когда Трамп начинал предвыборную кампанию летом 2015 года, у него был минимальный рейтинг. Партийная верхушка республиканцев Трампа, без сомнения, не любит. Поэтому в Айове и голосовала против него.

Надо сказать, что свою идею выдвинуться на пост президента Трамп высказывал довольно давно. Он четко отдавал себе отчет в том, что на прошлых и позапрошлых выборах у него не было никаких шансов. Что же касается этой президентской кампании, то он прекрасно понимал, что соревноваться с Хиллари Клинтон почти невозможно. А вот в республиканской партии, где не было явного лидера и присутствовали серьезные партийные противоречия, можно было попытаться воспользоваться ситуацией. Что он и сделал.

- Выходит, голоса республиканцев в Айове за Теда Круза и Марко Рубио можно в какой-то степени рассматривать не только как непосредственную поддержку этих двух кандидатов, но и как голосование против Дональда Трампа?

- Я думаю, что в тех штатах, где будут проходить кокусы, а не праймериз, во многом члены республиканской партии будут голосовать именно против Трампа, а не только за того или иного кандидата. Первые праймериз пройдут 9 февраля в Нью-Гэмпшире. В этом штате популярность Трампа, согласно предварительным опросам, намного выше, чем у Круза: где-то 35% против приблизительно 10%. И мне кажется, что в Нью-Гэмпшире Трамп победит очень уверенно.

- Но, тем не менее, вы не беретесь предсказать, кто в итоге будет выдвинут на пост президента США от республиканцев?

- Нет, среди республиканцев, на мой взгляд, однозначные прогнозы делать рано. Многое определит «супервторник» (1 марта, когда в США предварительные выборы состоятся сразу в 13 штатах, - «Росбалт»). Как я уже сказал, на кокусах результаты Трампа, скорее всего, будут намного хуже, чем на праймериз. И сможет ли он собрать достаточное количество голосов к июлю (когда состоится партийный съезд по выдвижению кандидата в президенты, - «Росбалт») – это еще большой вопрос.

Трамп вообще достаточно непредсказуемый человек, его даже политиком сложно назвать. Когда были первые дебаты среди республиканцев, кандидатам был задан вопрос: будут ли они баллотироваться как независимые кандидаты, если потерпят неудачу на праймериз? И Трамп был единственным, кто сказал, что рассматривает такую возможность.

После этого секретарь Республиканской партии Райнс Прибус созвал всех республиканских кандидатов, провел с каждым из них беседу и убедил подписать документ, подтверждающий, что в случае проигрыша на республиканских праймериз выбывшие участники гонки не будут баллотироваться как независимые кандидаты. Конечно, этот документ был направлен, в первую очередь на то, чтобы его подписал именно Трамп. И он в итоге это сделал. Но несколько недель назад он снова заявил, что не исключает того, что нарушит это обещание. Уголовное преследование ему за такой поступок, в конце концов, не грозит. С его агрессивным стилем ведения бизнеса это даже нельзя будет назвать большим нарушением.

- На что Трамп может рассчитывать в качестве независимого кандидата?

- Для республиканцев это будет очень большая проблема. Выборы он вряд ли выиграет, но вот республиканцы голосов явно недосчитаются. А на президентских выборах как раз действует принцип «победитель забирает все». В таком случае в выигрыше окажется демократический кандидат, которым, скорее всего, будет Хиллари Клинтон.

- Далеко не всегда те, кто побеждает на первичных выборах в Айове, становятся в итоге кандидатами на пост президента. Но давайте все же предположим, что именно Тед Круз и Хиллари Клинтон в итоге будут избраны кандидатами от Республиканской и Демократической партии соответственно. У кого из них больше шансов стать очередным президентом США?

- Опросы общественного мнения говорят о том, что сегодня 49% готовы проголосовать за Клинтон, и 44% - за Теда Круза. Но если смотреть на эти кривые в динамике, то видно, что они сближаются. Если такая тенденция продолжится, то президентская кампания будет невероятно интересной, и не исключено, что интрига будет сохраняться до последнего дня.

Беседовала Татьяна Хрулева