Posted 11 марта 2016,, 10:20

Published 11 марта 2016,, 10:20

Modified 31 марта, 04:03

Updated 31 марта, 04:03

Украина-Турция: союз двух жилеток

11 марта 2016, 10:20
На встрече украинского и турецкого лидеров было заявлено о совпадении позиций по Крыму, раскритикована политика РФ и подписана декларация о партнерстве.

Президента Украины Петра Порошенко приняли в Анкаре со всеми возможными почестями. Как передает агентство «Анадолу», Реджеп Тайип Эрдоган встретил украинского коллегу у парадного входа своего президентского дворца. Во время официальной встречи прозвучали гимны двух стран. Порошенко приветствовал почетный караул. Затем президенты уединились, после чего приняли участие в переговорах в рамках Стратегического совета высокого уровня.

Просмотрев новостную ленту различных информационных агентств, создается впечатление, что Порошенко приехал к Эрдогану исключительно затем, чтобы «задружить» с ним против России и нашел живой отклик у турецкого президента. Потому как на совместной пресс-конференции оба изрядно (впрочем, не сильнее, чем обычно) «полягали» Кремль.

По словам Порошенко, он и президент Турции договорились в рамках международных организаций объединить усилия для «деоккупации» Крыма. Эрдоган же заявил, что Анкара поддерживает территориальную целостность Украины и никогда не признает «аннексию» полуострова. Он обвинил Россию в «пренебрежении» международным правом в Крыму и задался вопросом: по чьему приглашению Россия явилась на Украину?

«Они (Россия) считают, что раз они сильны, то и правы. Но об этом не может быть и речи», — заявил президент Турции. Он также проинформировал, что одной из главных тем на переговорах с Порошенко была проблема крымских татар, по которой у Украины и Турции нет разногласий. По его словам, Россия «растоптала международное право в Крыму».

Пресс-служба президента Украины крымскую тему расширила. По ее сообщению, в Анкаре Порошенко встретился с представителями украинской и крымско-татарской общин и сказал им, что одной из основных тем переговоров с турецкой стороной является как раз вопрос защиты прав крымских татар и «координация совместных действий по возвращению суверенитета Украины над Крымским полуостровом». Он подчеркнул «категорическую неприемлемость» грубого нарушения прав человека в Крыму в условиях «российской оккупации».

Но вернемся к Эрдогану. Он также раскритиковал Россию за военные операции в Сирии. «Они вошли в Сирию, где у них уже раньше была военно-морская база в Тарсусе. Сразу после входа они создали авиабазу, где сегодня дислоцировано около 50 самолетов, причем четыре из них построены по самым последним технологиям. Россияне говорят, что их туда пригласили. Но разве вы обязаны приходить туда, куда вас приглашают? Есть человек, который убил 400 тысяч своих граждан, и зачем вы отвечаете на приглашение этого человека?» — цитирует РИА Новости президента Турции.

При этом поднимать тему «Что Турция делает в Сирии?» Эрдоган не стал.

Киев и Анкара также договорились углублять стратегическое партнерство для обеспечения безопасности в Черноморском регионе. Петр Порошенко назвал подписание Декларации о стратегическом партнерстве ключевым достижением пятого заседания Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией. «… Особое внимание было уделено вопросам безопасности, обороны, современным вызовам как национальной безопасности Украины и Турции, так и международной безопасности в целом, которые происходят, в том числе, от агрессивной политики России», — заявил Порошенко.

По его словам, важнейшим проявлением стратегического партнерства должно стать усиление сотрудничества, координации и развитие договорной базы в сфере обороны и безопасности. Такое сотрудничество, подчеркнул он, «является особенно актуальным в условиях российской агрессии, стремлений Москвы навязать свои сценарии в Украине и в Сирии, принуждение к миру на своих условиях, которые могут принести что угодно, но не мир».

Но на переговорах речь шла все же не только о «дружбе против России», но и о двусторонних отношениях тоже. В частности, Порошенко предложил Турции принять участие в приватизации государственных компаний своей страны. Кроме того, Турецкая Республика и Украина заявили о своей готовности подписать соглашение о зоне свободной торговли. По прогнозу Эрдогана, соответствующее событие может произойти уже в нынешнем году.

Но можно предположить, что создание зоны свободной торговли вряд ли носит экономический характер — скорее, это политическая акция для демонстрации сближения двух стран. И вообще, Эрдоган и Порошенко попытались продемонстрировать свою «общность» на весьма шатком фундаменте — обиды и политической злости на Россию.

Как заявил в интервью РИА Новости вице-премьер крымского правительства Руслан Бальбек, «Подобные союзы продерживаются недолго, тем более, учитывая, что ни Турция, ни Украина не являются надежными партнерами. Рано или поздно этот брак по расчету распадется. Уверен, что дальше громких заявлений их совместные действия не пойдут».

Бальбек также напомнил, что до обострения отношений между Турцией и Россией «турецкие власти не высказывались резко в отношении российского статуса Крыма, а турецкий бизнес планировал инвестировать в экономику региона колоссальные средства». «Президент Турции, присоединившись к антироссийской истерии, пытается насолить России, как обидчивый мальчишка», — резюмировал вице-премьер Крыма.

Пожалуй, можно согласиться с тем, что долговременными партнерами Киев и Анкара вряд ли станут, исходя хотя бы из быстро меняющейся геополитической конъюнктуры. И вряд ли за подписанной «стратегической декларацией» стоит что-то серьезное. Зато поплакаться друг другу на «кровожадную» Россию они пока еще могут, что тоже дело — с «жилеточной» точки зрения.

В общем, похоже на то, что турецко-украинский роман действительно зародился на почве того, что обе стороны теряют безоговорочную поддержку Запада и ищут себе новых союзников.

Правда, если рассматривать состоявшийся диалог между Порошенко и Эрдоганом с точки зрения возможных попыток турецкого лидера (от Порошенко вряд ли чего-то ждали) либо наладить, либо окончательно разрушить контакты с Москвой, то можно сказать, что их не было сделано вовсе. Ничего нового: ни в смысле новых «наездов», ни по части намеков на примирение.

Впрочем, очень может быть, что Эрдогану для восстановления былых отношений не поможет даже публичная «церемония покаяния» перед Кремлем, даже если бы он, что совершенно невероятно, на это пошел. Это мнение неофициально высказал в ходе недавнего московского визита (как утверждают свидетели, с видимым сожалением) президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, общающийся с лидерами как России, так и Турции. По его словам, «это уже личное». Путин, считает он, чувствует себя настолько «обманутым» недавним «другом» Эрдоганом, что уже никогда не сможет его простить. Хорошо это или плохо для политика такого уровня — это уже другой вопрос.

Так что встреча в Анкаре вряд ли что-то поменяла как в плохих российско-турецких, так и очень плохих украино-российских отношениях, что бы на ней при этом не говорилось.