Posted 16 марта 2016,, 16:15

Published 16 марта 2016,, 16:15

Modified 31 января, 09:29

Updated 31 января, 09:29

США в руках партийной демократии

16 марта 2016, 16:15
Бурный ход праймериз может привести к тому, что кандидатов в президенты определит элита, а не рядовые избиратели.

Второй по счету супервторник в ходе президентских праймериз в США окончательной ясности в предвыборную гонку все еще не внес. У республиканцев и демократов по-прежнему лидируют Дональд Трамп и Хиллари Клинтон, но не настолько уверенно, чтобы говорить о конце интриги.

Предварительные выборы 15 марта у обеих партий проходили в пяти штатах, (Флориде, Иллинойсе, Огайо, Северной Каролине и Миссури). Как у демократов, так и у республиканцев лидерство укрепили фавориты: строительный магнат Дональд Трамп и бывшая первая леди и глава Госдепа Хиллари Клинтон. Однако это еще не означает их полной и решительной победы.

У демократов ситуация немного проще. Клинтон достаточно уверенно победила в четырех штатах из пяти. Сложнее всего оказалось в Миссури. Там разница составляла десятые доли процента. Вздох облегчения пронесся по рядам команды Клинтон лишь после подсчета всех ста процентов бюллетеней. Бывшая первая леди выиграла у своего единственного конкурента - сенатора от Вермонта Берни Сандерса, придерживающегося левых взглядов, всего около половины процента голосов.

Тем не менее, этого вполне достаточно для того, чтобы объявлять о победе. Как подсчитал на своей странице в «Живом журнале» экономист Константин Сонин, Сандерсу «чтобы отыграть имеющийся дефицит, нужно побеждать с большим (15% в среднем) перевесом, что выглядит не особенно возможным». И действительно, именно последний супервторник резко понизил шансы Сандерса. Тем более, учитывая такую особенность демократов, как наличие в их рядах значительного числа так называемых «суперделегатов» из числа «видных членов партии», которые вольны голосовать на съезде по своему усмотрению, не обращая внимания на результаты праймериз. Подавляющее большинство этих «суперделегатов» поддерживает Хиллари Клинтон как представителя видного политического клана, а вовсе не политического одиночку - сенатора от Вермонта.

До этого Клинтон, конечно, тоже побеждала, но все понимали, что она, выступая с центристских позиций, выигрывает в основном в штатах, где на президентских выборах ни один из кандидатов-демократов много голосов не получит. Речь шла преимущественно о консервативном американском Юге. Сандерс же торжествовал победу на севере страны, который во время федеральных выборов считается опорой демократов. На этот же раз Клинтон выиграла во всех пяти штатах, где во вторник проходили праймериз, фактически не оставив шансов своему оппоненту.

Что касается республиканцев, то они все еще стоят перед сложной дилеммой. Главный вопрос в том, согласна ли элита «Великой старой партии» (как называют себя республиканцы) искать компромисс с радикалом-миллиардером, делающим по несколько раз на дню абсолютно неполиткорректные, зато близкие многим избирателям заявления.

В то же время, круг потенциальных конкурентов Трампа внутри Республиканской партии сужается. В частности, миллиардер выиграл во Флориде у сенатора от этого штата Марко Рубио. Узнав о «домашнем» поражении, Рубио объявил о выходе из избирательной гонки. И тут стоит помнить, что Флорида очень важна для любого кандидата от республиканцев, ведь она приносит ему сразу 99 голосов на съезде, который в июле официально назовет партийного кандидата в президенты США.

В то же время, у сторонников Республиканской партии есть старое суеверие: никто не побеждает на партийном съезде, если он не выиграл в штате Огайо. А именно его Дональд Трамп потерял. Причины, конечно, вполне объяснимы: победителем стал хорошо знакомый местным избирателям губернатор этого штата Джон Касик (Kasich), политик, как говорят в США «славянского происхождения», а именно чешско-хорватского.

Для Касика это хороший задел на удержание в будущем власти в своем штате, но шансов потягаться на съезде с Трампом у него, как видится сейчас, нет. Как формально их практически не осталось и у сенатора от Техаса Теда Круза, который идет пока на втором месте после Трампа.

Тем не менее, «республиканское суеверие» еще вполне может сработать. Как отмечают многие наблюдатели, Трамп почти ни в одном штате не набрал более 50% голосов. Если ему до конца праймериз не удастся заручится поддержкой более половины делегатов партийного съезда (это будет редкий случай в практике американских выборов), то тогда делегаты смогут голосовать по своему усмотрению (а не выполняя волю избирателей, голосовавших на праймериз в из штатах).

В этом случае возможны варианты. В том числе и тот, что сработает «антитрамповский заговор» республиканского истеблишмента, активно недовольного тем, что эксцентричный выскочка-миллиардер путает им все карты. Если партийная элита и не «прокатит» Трампа с номинацией, то вполне может навязать ему «своего» кандидата в вице-президенты.

И тогда в ноябре в финальной схватке за Белый дом сойдутся все же Клинтон и Трамп, при том, что значительной части американцев, если верить соцопросам, неприятны оба этих политика. Так что, возможно, это будут выборы с самой низкой для США явкой избирателей.

Иван Преображенский