Posted 31 марта 2016,, 15:28

Published 31 марта 2016,, 15:28

Modified 31 января, 09:40

Updated 31 января, 09:40

Обама манит Порошенко и Эрдогана

31 марта 2016, 15:28
Главы Украины и Турции хотят от президента США поддержки в борьбе с Россией и одобрения своей внутренней политики.

В столице США Вашингтоне начался саммит по ядерной безопасности, который лидеры большинства государств мира используют как повод для решения своих проблем. Российский президент Владимир Путин – чтобы не поехать и продемонстрировать независимость от США. Председатель КНР Си Цзиньпин – чтобы «по дороге» посетить Чехию и дать китайским компаниям сигнал скупать предприятия и технологии в этой европейской стране (подробнее читайте здесь).

Что касается президентов Украины и Турции Петра Порошенко и Реджепа Тайипа Эрдогана, то их цель – получить одобрение со стороны американского лидера Барака Обамы. Сходство их мотиваций дополняется не только тем, что главным внешним противником для Порошенко и Эрдогана сегодня выступает Россия, но и тем, что Барак Обама накануне саммита не демонстрировал желания встречаться с этими главами государств.

Накануне начала саммита Петр Порошенко, приехавший в Вашингтон заранее, выступил на американо-украинском форуме, проходившем в здании Конгресса США, где призвал американцев усилить давление на Россию. «В нынешней ситуации санкции должны быть ужесточены», - заявил он, выразив надежду, что Соединенные Штаты и Евросоюз присоединятся к санкциям по «списку Савченко». Этот перечень, в который попала значительная часть нынешнего российского руководства, был обнародован в Киеве в минувший вторник в связи с вынесением в России приговора в отношении украинской военнослужащей, которую, как считают в США, ЕС и на Украине российские власти незаконно захватили и осудили.

Впрочем США и ЕС не торопятся брать на вооружение «список Савченко». Самое большое, чего Украине пока удалось достичь – это персональная поддержка со стороны нескольких евродепутатов. Но главное, чего хотелось бы, наверняка, добиться Порошенко – это официальная, пусть даже очень короткая, двусторонняя встреча с Бараком Обамой. Уходящий президент США, вопреки тому, что пишут некоторые турецкие издания, еще хозяин в Белом доме. Так что его поддержка для Порошенко очень важна. Особенно на фоне того, что в Киеве идет создание новой правительственной коалиции, которой потребуется как политическая, так и финансовая помощь США.

Скорее всего, как раз по этим причинам, Барак Обама сейчас старается уклониться от прямой встречи с Порошенко. Он не может отказать в поддержке украинскому лидеру, но и не готов, судя по всему, одобрить ни новое украинское правительство, ни даже «список Савченко». В связи с этим еще 29 марта украинская сторона сообщала, что встреча двух президентов пока не согласована, а значит, может вовсе не состояться.

Турецкий лидер Реджеп Эрдоган не так покладист, как его украинский коллега. Он не чувствует себя настолько слабее американского президента, а потому не просит, но требует провести двустороннюю встречу. Американская сторона вначале демонстративно заявляла, что «двусторонних переговоров не планируется». Затем, что вместо Обамы с Эрдоганом будет говорить вице-президент Джо Байден. Ни один из этих вариантов турецкого лидера, однако, не устроил, и он лично анонсировал, что его переговоры с Обамой состоятся, а их формат и время уже якобы согласованы.

Эрдоган не может отступать. У него серьезные противоречия с США по Сирии из-за того, что турецкие власти предпочитают воевать не с запрещенной в России и почти во всем мире террористической группировкой «Исламское государство», а с сирийскими, турецкими и иракскими курдами. Однако без поддержки Анкары американцам и другим партнерам Турции по НАТО станет почти невозможно воевать в Сирии. Так что Эрдоган уверен, что может настаивать на том, чтобы американцы закрыли глаза на операции против сирийского Курдистана. Даже в случае, если российско-американская кооперация в Турции будет углубляться.

С другой стороны, турецкому президенту от США и ЕС нужны гарантии безопасности и их невмешательства во внутреннюю политику его страны. Эрдоган продолжает предельно жестко бороться со своими политическими оппонентами, недавно он фактически захватил крупнейшую оппозиционную газету. Поэтому турецкий лидер вправе опасаться ответных, в том числе столь же неправовых действий. Как раз накануне его отъезда в США некоторые турецкие СМИ стали распространять слухи, что Генштаб турецкой армии, который остается одним из центров политической оппозиции нынешним властям страны, якобы готовит военный переворот. Генштаб эту информацию публично опроверг, но как будто специально так, чтобы было понятно, что хотя захват власти там и не готовят, но вполне в силах его организовать.

Так что Эрдоган наверняка хотел бы на всякий случай получить одобрение от США на любые репрессивные меры в отношении турецкого генералитета. А заодно и потребовать гарантий, что американцы не подталкивают военных в Турции к осуществлению государственного переворота, как уже неоднократно бывало в турецкой истории. Но Обама вряд ли хочет, пусть даже в завуалированной форме такие обещания давать.

Тем не менее, встретиться с Эрдоганом, похоже, Обаме все же придется. В конце концов, речь идет о главнокомандующем второй по численности армии страны-члена НАТО. Так что после переговоров турецкого лидера с госсекретарем США Джоном Керри поползли слухи, что Обама все же найдет время для настойчивого коллеги из Турции. Разумеется, если и правда в Турции в ближайшие дни ничего не случится и Эрдоган по-прежнему останется президентом этой страны.

Иван Преображенский