Posted 15 апреля 2016,, 11:15

Published 15 апреля 2016,, 11:15

Modified 31 марта, 03:39

Updated 31 марта, 03:39

Если на Украине «цирк», то очень интересный

15 апреля 2016, 11:15
Украина обрела нового премьера и обновленное правительство, но, как считают некоторые эксперты, оппозиция уже начала кампанию за досрочные выборы Рады.

На Украине новый премьер, правительство и руководство Рады. За назначение теперь уже экс-спикера парламента Владимира Гройсмана на должность премьер-министра проголосовали 257 депутатов — «проходной балл» составляет 226 голосов. Этим же постановлением Арсения Яценюка отправили в отставку.

Парламент Украины также 284 голосами поддержал «перевод» первого заместителя председателя Верховной рады Андрея Парубия на должность спикера. Отметим, что если раньше пост премьера принадлежал представителю «Народного фронта», а главы Рады — депутату от партии Порошенко, то теперь все стало с точностью до наоборот.

Период относительного «безвластия» продлился в Украине почти два месяца. Для россиян, которые привыкли к тому, что парламент по определению не является «местом для дискуссий», происходящее было в диковинку. Аналитики ежедневно выдвигали прогнозы, когда же, наконец, Петр Порошенко распустит непокорную Раду.

Журналисты в свою очередь соревновались в броских и не всегда корректных заголовках, которые, по их мнению, должны были «объективно» оценить происходящее в Украине. Впрочем, особого разнообразия тут не наблюдалось. Чаще всего употребляли слово «цирк».

Даже журналист Юлия Латынина в эфире программы «Код доступа» частично согласилась с этим определением, но одновременно заметила, что если происходящее в Украине можно назвать «цирком», то российская действительность в этом случае заслуживает определения «болото». Она предложила слушателям самим решить, где им лучше находиться — в «цирке» или в «болоте».

Между тем, в самой Украине, как правило, не делали сенсации из происходящего в течение последних двух месяцев в стенах парламента. Независимый журналист Сергей Быченко уверен, что парламентарии выполняли свою будничную работу.

«Ничего особенно за эти два месяца в Верховной раде не происходило. Шел обычный будничный политический процесс, — сказал Быченко «Росбалту». — Парламентарии искали приемлемые варианты решения проблемы, спорили, иногда ругались. Это, повторяю, совершенно нормально. Такой процесс мог бы продолжаться при необходимости не два месяца, а двадцать два, если бы это позволяло законодательство. Правда, я лично не совсем доволен результатом и составом нового правительства. Но это тоже нормально. Теперь я буду голосовать за кандидатов, которые хотя бы пообещают отражать мою точку зрения. Обычная политика и ничего личного».

Нужно в этой связи отметить, что определенный скептицизм по поводу нового правительства высказывают многие аналитики. Заведующий украинским бюро Центра политических технологий Георгий Чижов полагает, что «новым» оно может быть названо весьма условно.

«Дать однозначную оценку новому правительству сложно, — поделился Чижов своими соображениями с «Росбалтом». — Большинство министров, конечно, известны как профессионалы в своей сфере. Другое дело, что это правительство по принципам своего формирования и по делегированным в него политическим силам практически не отличается от предыдущего правительства Арсения Яценюка».

Разница, по мнению Георгия Чижова, заключается лишь в том, что в «новом» правительстве нет министров-иностранцев. По непонятным причинам «эксперимент» с «гастарбайтерами» прекратили, не дав ему никакой оценки. Правда, как оговаривается политолог, два основных «иностранца» из предыдущего кабмина, Абромавичус и Яресько, сами отказались идти в новое правительство.

Георгий Чижов полагает, что вообще какое-либо правительство в Украине вряд ли сейчас в состоянии изменить экономическую ситуацию. С другой стороны, по его мнению, люди ждут, может быть, не того, что ситуация будет принципиально изменена, а того, что будут заметны хоть какие-то реформы и первые результаты от них.

«У нового правительства не так много времени, чтобы продемонстрировать эти результаты. Я бы оценил этот срок в год, а, возможно, и меньше, — говорит Чижов. — Конечно, сложно за такой короткий срок «сломать» систему, а, тем более, победить коррупцию, но какие-то реальные подвижки могут быть приняты обществом позитивно. То же касается экономической ситуации, ну и прочих реформ, которые сейчас забуксовали».

Через год, по мнению политолога, может произойти глобальный кризис доверия. Причем в этот раз он затронет уже и президента. Ведь Гройсман считается человеком из его окружения, и политическую ответственность за это правительство несет уже президент. От этой ответственности он был практически избавлен при Яценюке.

Что может означать отсутствие доверия в Украине политолог поясняет на простом примере. Тот же Яценюк, по оценкам многих аналитиков, был не самым плохим премьером. Но когда он потерял поддержку населения и избирателей, выяснилось, что усидеть ему в кресле очень трудно.

«Технически кризис может выразиться в распаде коалиции, которая и сейчас не кажется очень устойчивой, выходе депутатов из соответствующих фракций. В итоге это может привести уже к парламентскому кризису и досрочным выборам, — говорит Георгий Чижов. — Кризис может произойти и раньше. Система неустойчива, коалиция неустойчива. В принципе, это может произойти в любой момент. Год я даю, как максимальный срок, если правительство не продемонстрирует каких-то впечатляющих результатов».

Сколько сейчас депутатов входят в коалицию, по мнению политолога, сказать сложно. Впрочем, даже новый спикер парламента Андрей Парубий сказал в четверг, что в коалиции «около двухсот тридцати четырех депутатов», но это надо «еще уточнить и внимательно посчитать».

«Но в любом случае «запас» относительно минимума в 226 голосов невелик. Конечно, когда депутатов 234, то один, два и даже три депутата уже не смогут шантажировать своих коллег персональным выходом, — напоминает Чижов. — Тем не менее, повторяю, что до «опасной черты» недалеко и запас прочности коалиции не очень большой. Любая организованная группа внутри одной из фракций может создать серьезные проблемы для коалиции.

Правда, уже упоминавшийся спикер парламента с этим не согласен. Андрей Парубий уверен, что досрочных выборов удастся избежать.

«Собственно, там, где был кризис — в вопросе коалиции и правительства — он решен, и мы можем сказать тем, кто на них очень рассчитывал — досрочных выборов не будет», — заявил Андрей Парубий в эфире Пятого канала украинского телевидения.

Отчасти с ним согласен и Сергей Быченко. Он полагает, что общество не готово к досрочным парламентским, а, тем более, президентским выборам.

«Обычно предвыборная ситуация чувствуется политиками, она, как говорится, «витает в воздухе», — отмечает журналист. — Сейчас ничего подобного нет. Нет, на мой взгляд, ни «настроя» на новые выборы, ни на новый «Майдан». Общество нуждается в передышке. Теперь оно будет внимательно следить за работой нового правительства и давать ему свои, порой весьма нелицеприятные оценки».

Если общество, по мнению Сергея Быченко, пока не готово к новым выборам, то партии, оказавшиеся в оппозиции, уже фактически начали подготовку к ним. Таково во всяком случае мнение Георгия Чижова.

«Партии, оказавшиеся сейчас в оппозиции, однозначно будут стремиться по возможности приблизить досрочные выборы. Собственно, в этих партиях уже сейчас сделана ставка на досрочные выборы. Насколько мне известно, их штабы уже работают в режиме избирательной кампании, — сообщил эксперт «Росбалту». — В отличие от меня они не дают этому процессу и года, полагая, что все произойдет гораздо быстрее. Похоже, оппозиция будет достаточно непримиримой».

«Я не исключаю, — продолжил Чижов, — того, что «Батькивщина» и «Самопомощь», а, может быть, даже ситуативно и Радикальная партия, будут голосовать за законы, направленные, условно говоря, на евроинтеграцию и другие законы, воспринимаемые обществом положительно. Словом, сотрудничество с партиями — бывшими членами коалиции возможно. Но по факту они, конечно, будут стремиться приблизить досрочные выборы».

Мнение политолога подтверждается заявлениями самих оппозиционеров. Так, фракция Радикальной партии в Верховной раде уже призывала коллег из «Батькивщины» и «Самопомощи» создать в парламенте объединенную оппозицию. Об этом лидер фракции Олег Ляшко сообщил в эфире телеканала «112 Украина».

«Радикальная партия предлагает коллегам из «Самопомощи» и «Батькивщины», которые также задекларировали оппозиционную позицию, создать объединенную оппозицию в парламенте для того, чтобы координировать действия и предлагать обществу альтернативный путь развития», — сказал он.

Более того, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко выразила сомнение в законности утверждения Владимира Гройсмана на посту председателя правительства. Как сообщает пресс-служба фракции, «Батькивщина» готовит соответствующее представление в Конституционный суд. Лидер партии хочет проверить, согласуется ли назначение нового премьера с буквой и духом Конституции Украины.

По словам Тимошенко, для обращения в Конституционный суд нужно сорок пять подписей народных депутатов. «Я обращаюсь к «Самопомощи», к «еврооптимистам» и прошу: давайте такое конституционное представление сделаем», — призвала Тимошенко.

Тимошенко объяснила, что согласно конституционной процедуре, сначала парламент должен утвердить состав кабмина, затем правительство должно разработать программу действий вместе с гражданским обществом, профсоюзами, специалистами и академической средой, сделать эту программу эффективной.

Далее следовало собрать заседание правительства, проанализировать и принять программу действий и только после этого программу вынести на утверждение Верховной рады, которая должна была изучить, обсудить эту программу и утвердить. По мнению Тимошенко, таким образом, при утверждении кандидатуры нового премьера и состава нового правительства были нарушены основополагающие нормы действующего законодательства. Подразумевается, что Конституционный суд вправе рассмотреть этот вопрос и при необходимости отменить назначение нового премьера. Заявление Тимошенко вызвало восторг у собеседника «Росбалта» журналиста Сергея Быченко.

«Молодец Юлия Владимировна! — заявил Быченко. — Уверен, что отдельные российские журналисты опять назовут заявление Тимошенко «цирком». Между тем, она выполняет обычную будничную работу парламентария. Парламентарий должен любыми законными средствами — подчеркиваю, что любыми — добиваться выполнения задач, стоящих перед его партией. В том числе, бороться за высшие посты в государстве. Что-то я не припомню российских парламентариев, за исключением постоянных штатных «спойлеров», которые бы в здравом уме и твердой памяти заявляли, что претендуют на посты президента или премьера. Это понятно. У них совершенно другие задачи — прислушиваться к мнению «сверху» и согласно нажимать на кнопки».

По мнению Сергея Быченко, в заявлении Юлии Тимошенко нет ничего необычного. Если партия оказалась в оппозиции, но чувствует за собой поддержку избирателей, она просто обязана «раскачивать лодку», добиваясь досрочных выборов, на которых может оказаться в числе победителей. Наоборот, было бы странно, если бы она этого не делала.

Впрочем, досрочные выборы — это пока все-таки перспектива завтрашнего дня. Сегодня же все внимание пока будет сосредоточено на первых шагах правительства Владимира Гройсмана. Их эффективность не в последнюю очередь будет зависеть от того, насколько активной будет поддержка этого правительства западными партнерами Украины. Политолог Георгий Чижов полагает, что ответ на этот вопрос далеко не очевиден.

«Пока западные партнеры настороженно относятся к новому правительству, — сказал эксперт. — С одной стороны, в нем нет каких-то очень уж одиозных для Запада фигур, но с другой — Запад очень уж разочарован деятельностью предыдущего правительства, которому выдавали большие авансы, в том числе в финансовом выражении».

Владимиру Гройсману, по мнению Чижова, придется теперь доказывать, что новое правительство является действительно правительством реформаторов, что ему можно верить и выделять Украине деньги, которые не будет разворованы. Рассчитывать, что на первоначальном этапе Украина будет получать более серьезную поддержку, нежели прежде, как полагает эксперт, не приходится.

«Ну, а дальше все будет зависеть от деятельности нового правительства, — сказал Георгий Чижов. — Единственное, на что сейчас может рассчитывать Украина — это на введение безвизового режима с европейскими странами для украинских граждан. Там тоже, конечно, возможны варианты, но, вроде бы, на этом направлении есть положительная динамика. Кстати, для этого немало сделал сам Гройсман, который, будучи спикером, буквально настоял на принятии законов, необходимых для введения безвизового режима».

Отметим для полноты картины, что, по сообщению пресс-службы главы украинского государства, Петр Порошенко в минувший четверг в телефонном разговоре с вице-президентом США Джозефом Байденом обсудил вопросы дальнейшего сотрудничества с Международным валютным фондом. В этом контексте Байден заверил, что США и впредь будут поддерживать Украину. В частности, решено, что в ближайшее время будет заключено соглашение о кредитных гарантиях на один миллиард долларов.

Можно предположить, что оппоненты действующей украинской власти на это возразят, что, дескать, для «падающей» украинской экономики один миллиард долларов равнозначен пресловутой «капле в море». Определенная доля истины в этом утверждении есть. Но одновременно происходящее будет означать и то, что «политический процесс», пользуясь терминологией наших украинских коллег, продолжается. Конечно, можно давать ему различные определения. В том числе, и самые обидные, вспоминая и о пресловутом «цирке». Но вне зависимости от этих определений наблюдать за ним интересно. С этим вряд ли кто-нибудь станет спорить.

Юрий Гладыш