Posted 12 мая 2016,, 10:37

Published 12 мая 2016,, 10:37

Modified 31 января, 10:09

Updated 31 января, 10:09

«Старлейка» с президентскими амбициями

12 мая 2016, 10:37
На Украине гадают, как сложится судьба Надежды Савченко после освобождения. Варианты: от полного забвения уже через год-два до перспектив стать президентом.

В минувшую среду Надежде Савченко, осужденной российским судом за причастность к убийству журналистов федеральной телекомпании и приговоренной к 22 годам лишения свободы, исполнилось 35 лет. Ее поздравили президент Украины Петр Порошенко, спикер Верховной рады Андрей Порубий, а также тысячи официальных лиц и простых граждан.

Наверное, уместно задать вопрос: насколько реально значимую роль играет на политическом поле Украины штурман-оператор отдельного полка армейской авиации, всего-то навсего — старший лейтенант? Или же, как утверждают некоторые, она является всего лишь «пешкой» и «разменной монетой» в политических играх двух держав и сама по себе ничего особенного не представляет?

На эти вопросы, как водится, разные эксперты дают разные ответы. Так, политический обозреватель Виктор Шапинов напоминает, что Надежда Савченко формально уже является действующим депутатом Верховной рады, что само по себе изначально делает ее реальной политической фигурой.

«Одно это делает ее в случае возвращения в Украину публичным политиком, — говорит Шапинов в интервью порталу «Свободная пресса». — Конечно, раскрутка в украинских СМИ, которая продолжалась все время после ее пленения, делает ее одной из самых популярных фигур на политическом поле. Пока в Киеве делили власть, она сражалась и сидела в тюрьме».

Политолог Алексей Блюминов высказывается более определенно. Он полагает, что сегодня Надежда Савченко превратилась в символ с достаточно весомой политической капитализацией.

«Ей посвящают песни музыканты, о ней снимают передачи и фильмы, ее судьбой интересуются международные «випы», а для провинциального сознания рядового украинца это немаловажно, — сказал Блюминов журналистам того же портала. — Ей пишут письма дети в школах, в ее поддержку устраивают акции на площадях. В украинских СМИ она входит в пятерку по упоминаемости. Так что ей одна дорога — в политику. Полагаю, что, в случае освобождения, она, хотя бы первое время, будет играть в команде Тимошенко. Однако затем амбиции сыграют свое, и она начнет либо сольную карьеру, либо ее перекупит другая олигархическая сила».

Независимый киевский журналист Сергей Быченко не сомневается в том, что Надежда Савченко в настоящий момент является совершенно самостоятельным политиком с собственным видением ситуации, и, вполне возможно, собственными политическими целями.

«Надежда Савченко заслужила безусловное уважение своим поведением и плену и проявленным незаурядным мужеством. Это признают даже ее политические противники, — поделился Сергей Быченко своим мнением с «Росбалтом». — Называть ее «убийцей» и выкрикивать в адрес Савченко проклятия могут только политические маргиналы, лишенные всяких представлений о морали и нравственности. Точно с таким же успехом можно назвать «убийцей» каждого российского (да и любого другого) военнослужащего, выполняющего свой воинский и гражданский долг в «горячих точках». Причем Надежда Савченко «переросла» уровень просто отважного боевого офицера и превратилась реальную политическую фигуру».

Сергей Быченко также напоминил, что Савченко является действующим депутатом Рады от партии «Батькивщина» и членом постоянной делегации Украины в ПАСЕ. Она также удостоена звания Героя Украины.

Некоторые аналитики, правда, полагают, что эти регалии являются своеобразным «авансом» скромному старшему лейтенанту и даже частью пиар-компании по раскрутке политического бренда «Надежда Савченко». Быченко готов отчасти с этим согласиться. Но он уверен, что сейчас этот «аванс» Савченко отрабатывает сполна.

Между тем, вопрос, какую часть в «бренде Савченко» можно отнести к ее личным заслугам, а какую к удачной работе политтехнологов, является отнюдь не праздным. Виктор Шапинов, например, вообще уверен, что повышенное внимание российских властей и средств массовой информации к делу Савченко возымело эффект, противоположный тому, на который рассчитывали.

«Мне кажется, что это один из крупных просчетов российской политики, — сказал политолог «Свободной прессе». — Савченко участвовала в гражданской войне на Украине. Ее должны были судить в ДНР или ЛНР. При чем тут Россия? Похоже, что все это устраивалось для внутрироссийского употребления. Однако, пользуясь выражением Цицерона отечественной политики Виктора Черномырдина, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Политолог Алексей Блюминов уверен, что бренд «Надежда Савченко» создан коллективными усилиями украинской власти и российской либеральной оппозиции. Все они, по его мнению, приложили руку к пиару персоны летчицы.

«Все причастные зарабатывают сегодня на имени Савченко, — рассказал эксперт порталу «Свободная пресса». — Киев, у которого в пантеоне героев нации появилась звезда первой величины, Запад, который использует это дело как еще один рычаг давления на Россию, несмотря на то, что Савченко не является гражданкой ни ЕС, ни США. Украинские ультраправые, которые противопоставляют миф о Савченко неприглядной картине нынешней власти в Киеве. Пожалуй, только для властей РФ она представляет собой такой «чемодан без ручки», который и нести тяжело и бросить жалко».

Блюминов полагает, что Россию сегодня загнали в своеобразный «коридор», в котором, какое бы ни было принято решение по Савченко, пропагандистские сливки все равно снимут противники РФ. Савченко посадят? Замечательно — тогда она станет очередной жертвой «тирании Путина». Савченко помилуют и отпустят? Это будет несомненной перемогой «сил добра», под давлением которых «тиран» прогнулся и отступил. Значит, «тирана» можно и нужно бить дальше. Савченко умрет в тюрьме? Еще лучше. Есть повод объявить России войну.

Политолог Владимир Корнилов полагает, что излишнее внимание к персоне Савченко может сослужить ей плохую службу. В частности, может затруднить процесс освобождения самой «раскрученной» украинки.

«Практически всем политическим силам Украины выгодно пиариться на Савченко, — сказал политолог в интервью «Свободной прессе». — Если бы реально хотели ее освободить — давно уже тихо-мирно решили бы этот вопрос, не создавая лишнего шума, задолго до начала всех этих процессов».

Владимир Корнилов напоминает, как в свое время боролись в Украине за освобождение Тимошенко. Но как только она вышла из тюрьмы, ее тут же «задвинули на задворки». Есть люди, которые интересны прессе до тех пор, пока они находятся в роли жертвы. Корнилов полагает, что Надежда Савченко — из этого числа.

Сергей Быченко разделяет опасения по поводу того, что определенным силам в Украине больше выгодно нахождение Савченко в тюрьме, нежели на свободе.

«Несмотря на весь свой реальный героизм и частично «накрученную» популярность, появление Савченко в качестве реального политика в стенах Рады обрадует далеко не всех, — поделился Сергей своими сомнениями с «Росбалтом». — Слишком это самостоятельная, независимая и, скажем откровенно, отнюдь не склонная к политическим компромиссам фигура. Савченко, безусловно, нельзя назвать «дамой, приятной по всех отношениях». Она бывает колючей, резкой, непримиримой. В современной политике так поступать не принято».

Быченко уверен, что Надежде Савченко в любом случае не светит ни президентское кресло (на что намекают некоторые аналитики, тем более она как раз достигла минимального возраста, необходимого для избрания), ни место генерального прокурора (петиция по этому поводу была размещена не так давно на сайте Порошенко). Скорее всего, в случае освобождения, ей на первых порах достанется роль активного деятеля правого крыла оппозиции.

Сергей Быченко полагает, подчеркивая, что это его сугубо личное мнение, что лучше всего Надежда справилась бы с ролью представителя Украины в каком-нибудь влиятельном международном органе. Там к ее мнению и доводам наверняка бы прислушались. Да и для России такой расклад событий, по мнению журналиста, сыграл бы положительную роль. Во всяком случае, тогда негативный эффект от «дела Савченко» был бы в какой-то степени нивелирован.

Между тем, по данным из ряда источников, сегодня освобождение Савченко в ближайшем времени оказывается под большим вопросом. Правда, причины этого разные аналитики называют тоже разные.

Так, журналист Денис Горобец полагает, что выдача Савченко может не состояться, поскольку Петр Порошенко вряд ли выполнит условия, на которых будет возможным ее освобождение.

«Вопрос о ее выдаче может обговариваться только в том случае, если украинская сторона признает действительным приговор, вынесенный ей российским судом, а также предоставит гарантии, что осужденная не избежит наказания на Родине, — пишет Горобец на сайте «Мировое политическое шоу». — Порошенко вряд ли пойдет на это, ведь он уже заявил, что никто на Украине не признает этого «судилища». Как тогда он собрался ее обменивать, ведь суд состоялся и приговор вынесен? Одним словом, свобода женщины-солдата никому не нужна. Савченко интересна Украине, пока она сидит в России. Если же Порошенко и пойдет на это, но не выполнит договор, то он еще раз докажет свою ненадежность и неспособность выполнять оговоренные условия, как это принято делать во всем цивилизованном мире».

Правда, приводя этот сомнительный довод, журналист оказывает российским властям поистине «медвежью услугу». Поскольку многие хорошо помнят, что отнюдь не Украина, а именно наша страна «имеет привычку» обменивать своих граждан, обещая международному сообществу, что осужденные преступники будут отбывать наказание на родине, а затем «забывать» это обещание.

Всем хорошо известен факт убийства в Катаре бывшего «президента» Чечни Зелимхана Яндарбиева и его тринадцатилетнего сына. По обвинению в организации этой акции были арестованы и приговорены к пожизненному тюремному заключению два россиянина, известные как Анатолий Белашков и Василий Богачев. В ту пору глава Российского МИДа Игорь Иванов честно признал, что задержанные граждане являются сотрудниками спецслужб и выполняли задачи, связанные с противодействием международному терроризму.

Тогда удалось добиться экстрадиции осужденных в Российскую Федерацию в рамках соглашения о передаче для отбывания наказания на родине. Они прибыли в Россию и были встречены с почестями. Их дальнейшая судьба неизвестна. В Федеральной службе исполнения наказаний журналистам сообщили, что не располагают данными об их местонахождении.

Следовательно, не Украина, а, увы, наша страна показала в этом случае «свою ненадежность и неспособность выполнять оговоренные условия, как это принято делать во всем цивилизованном мире». Да и в любом случае, вряд ли это предположение журналиста верно. Скорее всего, сейчас согласие украинской стороны с российским приговором может оказаться простой формальностью.

Впрочем, есть и другие препятствия к скорейшему освобождению Савченко. Людмила Козловская, президент фундации «Открытый диалог», как и некоторые другие эксперты, полагает, что чрезмерно оптимистичные заявления украинских дипломатов, в которых даже указывались конкретные сроки освобождения летчицы, вызвали раздражение российской стороны. Людмила Козловская считает, что переговорный процесс по Савченко сейчас зашел в тупик, поскольку Путин понимает, что отпустив Савченко, он даст слабину. С другой стороны — давление санкций настолько усилилось, что и не выпустить ее он не может.

«Как только наши политики стали анонсировать даты возвращения Савченко в Украину, так сразу российская сторона заблокировала этот процесс, — говорит Людмила Козловская в интервью порталу «Украинская правда». — Есть золотое правило тихой дипломатии, что говорить о дате освобождения публично, пока заложник у террориста просто нельзя. Я не верю, что наши политики про это не знают. Кто-то просто очень рассчитывает на политические дивиденды, играя жизнью человека».

Кстати, Козловская категорически отвергает обвинения в излишнем пиаре и «раскрутке» дела Савченко со стороны правозащитников. Она утверждает, что у правозащитника есть только «два инструмента — пиар, то есть максимальная публичность, и лоббизм». Лишь с помощью публичности, то есть приданию делу максимальной огласки, можно добиться желаемого результата.

Людмила Козловская сообщила в своем интервью, что у «Открытого Диалога» есть своя собственная стратегия в деле освобождения Надежды Савченко. Но большую часть информации они пока не собираются озвучивать публично. Поэтому сторонникам украинской летчицы пока остается лишь надеяться на благополучный исход дела.

Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, эксперты и аналитики продолжают делать прогнозы по поводу возможного будущего Надежды Савченко на свободе. Прогноз Виктора Шапинова оказался не слишком оптимистичным.

«Первое время она будет пожинать плоды собственной популярности, — сказал Шапинов «Свободной прессе». — Скорее всего, она станет значимой величиной на правом фланге украинской политики. Однозначно, она будет оппонентом Порошенко. Однако со временем ее популярность будет падать».

Виктор Шапинов напоминает, что мы уже видели многочисленных «героев Майдана», «сотников», активистов, ставших депутатами. Их популярность очень быстро сходит на нет. Также, по мнению политолога, будет и с Савченко. Года через полтора-два после ее освобождения о ней, полагает Шапинов, уже мало кто будет вспоминать.

Вероятно, несмотря на весь свой пессимизм, это предположение можно действительно считать одним из вариантов развития событий вокруг Савченко. Насколько верным окажется этот и другие прогнозы, покажет, будем надеяться, ближайшее будущее.

Юрий Гладыш