Posted 24 мая 2016,, 09:55

Published 24 мая 2016,, 09:55

Modified 31 января, 10:18

Updated 31 января, 10:18

В Казахстане декрет о земле стал угрозой миру

24 мая 2016, 09:55
Стерпев спад в экономике и рост цен, казахстанцы вышли на митинги, протестуя против земельной реформы. Власти сразу заговорили о «подстрекателях с Запада».

В относительно спокойном Казахстане волнения населения из-за принятия поправок в Земельный кодекс достигли апогея в минувшие выходные. Несанкционированные митинги начались еще в конце апреля в разных регионах республики, но поначалу власти вроде не были склонны к принятию репрессивных мер. Но теперь ситуация радикально изменилась: 21 мая, под предлогом того, что митинги не были санкционированы, полиция задержала несколько десятков участников акций протеста. Среди задержанных оказались и журналисты, включая российских — впрочем, их вскорости освободили. Наибольшее количество людей было задержано в Астане.

Полиция Алма-Аты распространила информацию об обнаружении в специальных «схронах» в центре города бутылок с зажигательной смесью, десятков фрагментов арматуры, металлических прутьев и канистр с бензином. Кроме того, по данным силовиков, в двух районах города из частных квартир изъято несколько единиц огнестрельного оружия, в том числе пистолеты системы Макарова и «ТТ», обрезы гладкоствольных ружей, несколько десятков боеприпасов к ним, гранаты РГД-5 и внушительная сумма денег. Силовики утверждают, что держат ситуацию под контролем.

Из-за чего разгорелся весь этот сыр-бор, который даже подвигнул «представителей казахской интеллигенции» обратиться с открытым письмом к президенту Нурсултану Назарбаеву? Возмущение жителей республики, включая представителей ее не титульной нации, вызвало то, что по новому законодательству у иностранцев появятся расширенные права на приобретение и аренду земли. В частности, максимальные сроки аренды сельскохозяйственных земель иностранцами увеличиваются с 15 до 25 лет.

Авторы письма предупредили власти, что если землю сдадут в аренду или продадут иностранцам, «народ может восстать». Опротестовывает этот самый народ и аукционную продажу земли сельскохозяйственного назначения, поскольку продажа с молотка гарантирует ее покупку только богатым. Люди задаются вопросом: а что делать бедным в условиях тяжелого экономического положения страны, падения цены на нефть, девальвации национальной валюты более чем на 85%, зашкаливающих показателей инфляции и резкого снижения уровня заработной платы? Ведь если имеешь землю, на ней можно хотя бы прокормиться.

Власти весь этот ажиотаж с земельной реформой свалили на «дезинформацию», причем умышленную. В частности, прокуратура Алма-Аты распространила заявление, в соответствии с которым дезинформацию тиражируют «определенные лица, … провоцирующие граждан на участие в несанкционированных акциях протеста». Сообщается также, что президент Казахстана ввел мораторий на четыре поправки, внесенные в Земельный кодекс, и поручил создать комиссию по земельной реформе для обсуждения и разъяснения норм кодекса.

Прокуратура, кроме того, предупредила всех, включая пользователей социальных сетей, в которых наиболее активно обсуждается земельный вопрос, об уголовной и административной ответственности за призывы к проведению несанкционированных акций протеста и участию в них. А сам Назарбаев заявил, что «провокаторы должны быть разоблачены и понести наказание согласно законодательству страны».

Он также нашел «стрелочников» во власти и отправил в отставку трех министров, но при этом распорядился создать новое министерство информации и коммуникации, которое будет осуществлять контроль информационного пространства и выработку информполитики государства. В общем, Назарбаев, попросту говоря, решил накинуть платок на каждый роток, но это почти наверняка даст обратный эффект.

В стране посредством некоторых чиновников, экспертов и СМИ уже стала распространяться информация, в соответствии с которой волнения в Казахстане спровоцированы и профинансированы внешними силами. Вероятно, говорится это с подачи самого Назарбаева, который недавно заявил, что без единства и стабильности Казахстан ожидает кризис, подобный украинскому.

В общем, «инакомыслящих» с одной стороны запугивают репрессиями, а с другой — подкупают обещаниями бесплатно выделить каждому казахстанцу 10 соток под индивидуальное жилищное строительство. Однако с оговоркой: земля под ИЖС будет выделена только в тех районах, где есть водо- и электроснабжение. Но таких инфраструктурно «продвинутых» земель в Казахстане при всей его огромной территории крайне мало, и посему надо думать, что народ просто пытаются отвлечь от проблемы продажи земли иностранцам и переключить его внимание на собственное благосостояние, которое, в контексте «10 соток под ИЖС», вырастет лет эдак через сто. Потому как более чем половина сел Казахстана испытывает инфраструктурный голод, а строиться в чистом поле незачем.

«Все земли вокруг Алматы и Астаны давно расхватали, — цитирует экономиста Сергея Смирнова издание «ЦентрАзия». — Вместо знаменитых яблоневых садов появились коттеджи, вместо кукурузных полей — микрорайоны. А в тех городах, где земля есть, люди сами не хотят жить — работы нет, перспектив никаких. Эти участки не нужны им даром. Даже застройщики не заинтересованы в бесплатных землях, если там нет соответствующих коммуникаций. Они лучше найдут свободное, пусть и дорогое, «пятно» в городе и впихнут в него жилой комплекс. Умудряются выводить даже земли из сельхозоборота. Как показывает опыт, у нас эта проблема решается довольно быстро… при соответствующей заинтересованности обеих сторон».

Между тем эксперты называют самые разные причины массовых протестов в Казахстане. Одна из них — опасение местных жителей, что земли на корню скупят состоятельные китайские бизнесмены, и местный сегмент перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства будет вытеснен ими полностью.

В соответствии с версией, предложенной «Обозревателю» главным редактором «Новой газеты — Казахстан» Александром Краснером, нынешние поправки мало что меняют в Земельном кодексе — землю можно брать в аренду сроком до 25 лет, а не на 15 лет, как прежде, что не должно было вызвать протестных настроений. «Но кто-то бросил клич, что землю будут продавать иностранцам, подразумевая китайцев. Хотя в кодексе ясно указано, что это не так. И тогда в разных городах вдруг по этому поводу возникли демонстрации. Сначала в Атырау, потом в Актау, в Актобе, в Жанаозене. Но ведь это все нефтедобывающие, а не аграрные районы», — сказал он.

По мнению собеседника издания, нынешние выступления инспирированы некой «третьей силой», которая провела «серьезную репетицию для возможного захвата власти», и организована она одним из кланов, имеющим особенно сильное влияние на западе Казахстана.

А немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент подчеркивает, что протесты «на удивление хорошо организованы и носят исключительно мирный характер», но организаторов не видно. «То есть казахстанцы демонстрируют такую способность к самоорганизации, которой мы не видели в последнее время нигде в мире. При этом у населения Казахстана, в отличие, например, от Киргизии, нет большого опыта проведения массовых протестов. Это первый парадокс», — считает она.

Еще одним парадоксом эксперт называет «очень сильный антикитайский настрой» протестной среды. «Но если Казахстану сегодня и есть от кого ждать помощи по выходу из кризиса, — финансов, инвестиций, — то именно от Китая. Однако когда население настолько наэлектризовано против него, то возникает порочный круг», — отмечает Эшмент.

Она также указывает на то, что нынешние события для Казахстана необычны тем, что готовность к акциям не локализована одной областью, и участие в них уже принимают различные группы населения: «Это аргумент против того, что протесты инспирированы некими зарубежными силами или исключительно местными элитами. Возможно, местные элиты эти протесты стараются инструментализировать, но в их основе — глубокое недоверие населения к власти, которое сейчас, в кризис, прорвалось наружу. Нужно различать между этой причиной и поводом — вопросом о земле».

Что же касается действий властей, то Беате Эшмент подчеркивает отсутствие в них какой-либо вразумительной стратегии. «Полиция — не та структура, которая может решить эту проблему. Более того, видно, что полиция и администрации на местах не имеют единого плана действий. Но самое главное, что из самой Астаны идут некие ссылки на провокаторов и намеки на недавний негативный опыт Украины, тогда как оттуда должны идти импульсы, как модернизировать страну и включить общество в этот процесс», — считает она.

Но, возможно, не так уж был неправ Назарбаев, намекая на украинский кризис, поскольку вопрос «инспирирования» акций протеста «некими зарубежными силами» обсуждается в экспертном сообществе очень активно. В частности, «Экономика сегодня» со ссылкой на портал «НьюИнформ» пишет, что казахская оппозиция, воспользовавшись моментом народного недовольства, может пойти по «украинскому сценарию». «Свободомыслящие» жители Казахстана советуют друг другу, кому нужно звонить в случае возникновения «опасности». Выяснилось, что «защищать» интересы казахов будут НКО и НПО, имеющие американские корни. Одним из организаторов митинга является Фонд защиты свободы слова «Адил соз», в число доноров которого входят американское и британское посольства, «Открытое общество» Сороса, и т. д.», — отмечает издание.

И далее: «Эксперты считают, что США преднамеренно подливают масло в огонь, видя в Казахстане одну из самых процветающих экономик Южной и Центральной Азии. Регион имеет огромное значение для американской внешней политики. После провала госпереворота в Узбекистане и Киргизии, США решили испробовать «украинский сценарий» в Казахстане. А ведь именно это государство является главным партнером России по Евразийскому союзу. Провоцируя акции протеста в Казахстане, США пытаются убить сразу двух зайцев: подвергнуть сомнению Евразийский проект Москвы и поставить палки в колеса китайскому торговому пути, который соединил бы Европу и Азию».

Если последнее мнение верно, то Нурсултан Абишевич расплачивается сейчас за многовекторность во внешней политике, которая рано или поздно перестает быть гарантом стабильности в стране. Расплачивается и за то, что ставка в развитии экономики была сделана казахскими властями практически полностью на экспорт углеводородов. А еще за то, что «кланы решают все».

Чем обернутся массовые выступления в Казахстане, сказать сейчас трудно. Не исключено, что Назарбаев вовремя спохватится и пойдет по пути своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева, перекрывшего в своей республике кислород разным НПО и НКО, финансируемых «внешними силами». Но как долго, в смысле относительной политической стабильности в стране, может оправдать себя такая мера — тоже большой вопрос. По-видимому, Назарбаеву придется искать другой выход из положения, при котором и овцы будут целы, и волки сыты.

Но это очень сложная, практически невыполнимая задача. Под силу ли ее решение Нурсултану Абишевичу в условиях геополитической среды, становящейся все более агрессивной?