Posted 24 мая 2016,, 16:04

Published 24 мая 2016,, 16:04

Modified 31 марта, 03:14

Updated 31 марта, 03:14

Британцы голосуют кошельком

24 мая 2016, 16:04
Более половины подданных Елизаветы II поддались уговорам, что выход из Евросоюза станет экономической катастрофой для страны.

Референдум по вопросу о дальнейшем членстве Великобритании в ЕС состоится уже меньше чем через месяц, 23 июня. Провести его обещал нынешний британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, который, по мнению многих аналитиков, и в мыслях не имел и вправду добиться выхода своей страны из Евросоюза, а рассчитывал лишь пошантажировать партнеров с континента.

Однако дальше дело пошло так, что премьер потерял контроль над ситуацией. Повестку дня Brexit (British Exit), как называет пресса уже ставшую скандальной тему референдума, начали формировать гораздо более радикальные евроскептики, чем нынешний глава британского правительства. На первых этапах им почти удалось убедить британцев, что, отделившись от континента, страна потечет молочными реками в кисельных берегах.

Но теперь в общественном мнении, похоже, начался поворот. Единственная тема, которая по-прежнему вдохновляет многих британцев выступать против членства в ЕС, это миграция. В остальном правительству вроде как удалось убедить более чем половину населения в том, что выход из Евросоюза обернется всеобщим финансовым крахом.

Итак, за месяц до референдума 55% подданных Великобритании, уже решивших прийти и проголосовать, заявили, что выступают против выхода страны из Европейского Союза. Таковы данные исследования, проведенного социологической службой ORB по заказу газеты The Telegraph. За то, чтобы обособиться от континента выступают 42% опрошенных.

Если же смотреть на общий опрос, то есть и тех, кто точно решил голосовать, и тех, кто еще не определился, то тут, на первый взгляд, цифры еще более радостные для сторонников сохранения Великобритании в составе Европейского Союза: 58% против 38%.

Есть, правда, и проблема. Если такие настроения именно среди тех, кто еще не знает, пойдет ли он голосовать, сохранятся до самого референдума, то велик шанс, что сторонники ЕС просто останутся дома, поскольку сочтут, что все уже и без них решено. Такой риск тем более высок, что среди людей, твердо решивших пойти голосовать, разрыв во мнениях не так велик.

Впрочем, все зависит еще и от того, как именно данное голосование будут воспринимать рядовые избиратели. Если речь будет идти, в первую очередь, о вопросах макроэкономики, глобальной политики и миграционном кризисе, то апатичное отношение со стороны многих британцев гарантировано. Умеренные сторонники сохранения страны в ЕС могут просто остаться дома, потому что решат, что референдум их напрямую не касается.

Другое дело, если противникам выхода из Евросоюза удастся убедить избирателя, что он голосует собственным кошельком. Например, речь идет о цене на недвижимость на Британских островах. По словам министра финансов Великобритании Джорджа Осборна, в случае выхода страны из ЕС, уже в 2018 году владельцы домов и квартир потеряют от 10 до 18 процентов их стоимости. Он же пригрозил британцам, что поддержка выхода из ЕС обернется для них сокращением от 520 до 820 тысяч рабочих мест.

Стращать британцев начал и глава Банка Англии Марк Карни, которого сторонники выхода из Евросоюза уже обвинили за это в превышении служебных полномочий. По словам Карни, Brexit «может оказать заметное влияние на экономический рост и инфляцию», причем «это будет, скорее всего, негативное влияние в краткосрочной перспективе».

Результатом этих совместных усилий экономических властей стало то, что даже британские консерваторы задумались о своих доходах. Многие из них начали, судя по данным опроса, переходить в стан сторонников европейского единства. Если в марте 60% избирателей, поддерживающих британских консерваторов выступали за выход из ЕС и только 34% - за сохранение членства страны в сообществе, то теперь ситуация изменилась практически с точностью до наоборот. Уже 57% представителей этих общественных групп хотят остаться в Евросоюзе и только 40% поддерживают идею обособления.

У британцев старше 65 лет, которые еще хорошо помнят времена, когда никакого ЕС не было и в помине, позиция изменилась в ту же сторону, хотя и не так серьезно. Сейчас среди них 52% поддерживают выход из Евросоюза, но уже 44% находят смысл в продолжении евроинтеграции Великобритании.

Всерьез изменить тенденцию, пожалуй, сейчас может только неожиданное происшествие. Причем не какой-нибудь скромный скандал в прессе из-за панамских офшоров отца премьера Кэмерона, а, например, неожиданный и мощный обвал единой европейской валюты. Однако пока ничего подобного не ожидается, и вряд ли ситуация радикально изменится за месяц, оставшийся до референдума.

Иван Преображенский