Posted 25 мая 2016,, 20:00

Published 25 мая 2016,, 20:00

Modified 31 марта, 03:13

Updated 31 марта, 03:13

Грузия на экспорт: истина в вине и минералке

25 мая 2016, 20:00
После создания ЗСТ дефицит Грузии в торговле с ЕС резко вырос, зато республике удалось увеличить экспорт в Россию, чему не помешало отсутствие дипотношений.

Соглашение об Ассоциации Грузии с Евросоюзом полностью вступит в силу 1 июля текущего года, но Зона свободной торговли (ЗСТ) между республикой и ЕС, в отличие от Украины, функционирует уже почти полтора года — с 1 января 2015-го.

На протяжении последних нескольких лет местные чиновники твердили грузинам, что существование ЗСТ будет крайне выгодно для страны, поскольку результатом, причем быстрым, станет увеличение потока грузинских товаров в Европу. Однако, если общий товарооборот между Европой и Грузией действительно растет, то грузинский экспорт в страны ЕС сокращается.

Так, согласно данным Национальной службы статистики, в первом квартале 2016 года внешнеторговый оборот Грузии со странами Евросоюза составил $712 млн, что на 11% больше, чем за январь—март 2015-го. Но произошло это исключительно за счет импорта из ЕС — плюс 28%, а вот грузинский экспорт уменьшился более чем на треть — на 35%. Заметим также, что при этом общий объем внешней торговли Грузии снизился на 7% — до $2,15 млрд в первом квартале.

В настоящее время на страны ЕС приходится 33% от всего внешнеторгового оборота Грузии против 28% в январе—марте прошлого года. Можно также отметить, что в первом квартале текущего года на долю стран Евросоюза пришлось 39% отрицательного торгового баланса Грузии, в то время как аналогичный прошлогодний показатель равнялся 23%.

В значительной степени этот растущий крен в торговле с Евросоюзом повлиял и на общие показатели внешнеторгового баланса Грузии, которые выглядят достаточно удручающе. По данным уже за январь—апрель, внешнеторговый оборот Грузии составил примерно $3,3 млрд, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но экспорт при этом сократился на 12%, составив $608 млн. То есть Грузия ввозит примерно в 4,5 раза больше, чем продает, а ведь год назад этот показатель по итогам четырех месяцев был «всего» 3,5.

И получается, что чуть ли не весь этот дополнительный дефицит Грузии «обеспечила» Европа. Однако министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе ничего плохого в этом не увидел и даже на недавней встрече глав МИД стран ЕС и «Восточного партнерства» публично выражал полное удовлетворение по поводу сотрудничества с Евросоюзом, в том числе и в сфере экономики. «На встречах мы рассмотрели все положительные результаты, которые получила Грузия после 2014 года… Вырос товарооборот с Европой, растет экспорт, осуществляются большие инвестиции со стороны финансовых институтов и частных предпринимателей Европы…» — заявил глава внешнеполитического ведомства. К этим словам мы еще вернемся.

Если говорить о реальном и значительном росте грузинского экспорта, то он отмечен, как ни странно, лишь в торговле с Россией, с которой Грузия по-прежнему не поддерживает дипломатических отношений.

Взаимная торговля этих двух государств за первые три месяца текущего года возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,3%. Причем объем грузинского экспорта в РФ увеличился сразу на 41,5%, правда, составив в денежном выражении всего $38,5 млн. Но при этом рост импорта из России куда скромнее — 2,5%, а его объем — $146,5 млн. Да, отрицательное сальдо Грузии в торговле с РФ по-прежнему велико, однако оно заметно снизилось не только в процентных показателях, но и в абсолютных тоже.

Россия продолжает оставаться крупнейшим импортером грузинского вина, которого бывшая советская республика сумела продать россиянам за квартал на $10 млн (+ $3,8 млн). Примерно на такую же сумму Россия купила у Грузии и различных минеральных вод.

Нельзя не отметить, что значительная часть денежных переводов в Грузию также поступает из России. Только в апреле, по данным Национального банка страны, в республику посредством электронных систем денежных переводов из РФ перечислено немногим менее $32 млн — это треть всех денег, переводимых в страну из-за рубежа.

Улучшила показатели своего торгового баланса Грузия и со странами СНГ, членом которого также сейчас не является, увеличив экспорт на 26% и сократив импорт на 11%. Правда, потому и общий объем торговли с Содружеством упал, составив за квартал $574 млн, но тут Грузия опять же в плюсе.

Так что, можно сказать, улучшения для себя торговых показателей по всем параметрам (и по наращиванию общего объема торговли, и по экспорту, и по сокращению торгового дефицита) Грузия добилась лишь с Россией, ставшей заодно для республики фактически вторым по «крупности» торговым партнером. Формально — третьим, поскольку в первом квартале Грузия одноразово закупила большой объем медикаментов в Ирландии, но понятно, что это ирландское «второе место» не надолго.

В пятерку ведущих внешнеторговых партнеров Грузии попали также Китай и Азербайджан, ну, а на первом месте пока уверенно держится Турция, торговый оборот с которой в первом квартале 2016 года составил $341,8 млн. Но и тут динамика отрицательная: грузинский экспорт в Турецкую Республику снизился на 22,6%, а импорт из нее — на 9%.

Покончив с цифрами, вернемся с теме ЗСТ. Совершенно очевидно, что функционирование зоны свободной торговли Грузия — ЕС не стало, во всяком случае пока, гарантией благоденствия населения этого южно-кавказского государства. Зато от ЗСТ выиграла Европа — ее импорт в Грузию последовательно растет, поскольку для этого созданы соответствующие механизмы и условия. ЕС по итогам года явно окажется в плюсе, и счет пойдет на сотни миллионов евро. Для Европы — мелочь, а для Грузии цифра огромная.

Ну, а «здравицы» главы грузинского МИД Джанелидзе в честь успешной ассоциации республики с Евросоюзом, кажется, просто призваны убедить граждан, что все это было затеяно не зря, хотя статистика и говорит об обратном. Ну, по крайней мере, с точки зрения экономики.