Posted 2 июня 2016,, 10:20

Published 2 июня 2016,, 10:20

Modified 31 января, 10:26

Updated 31 января, 10:26

Надежда с громким голосом

2 июня 2016, 10:20
Несмотря на эпатажное поведение и резкие заявления, Надежда Савченко остается для украинцев самой популярной личностью, а вот для коллег-политиков и власти может стать проблемой.

Возвращение на родину украинской летчицы Надежды Савченко оказалось неожиданным даже для многих из тех, кто с нетерпением ждал этого события и по мере своих сил сам старался его приблизить. Поэтому первые шаги вчерашней заключенной, как в прямом смысле — по родной земле, так и в переносном — в украинской политике, находятся до сих пор под пристальным вниманием журналистов, аналитиков и экспертов.

Многие из них задают себе вопрос — действительно ли это «настоящая» Савченко, за освобождение которой боролась значительная часть украинского общества и международные организации и политики; оправдывает ли она возлагавшиеся на нее надежды и чего стоит ждать от своенравной бунтарки в ближайшее время?

Первые оценки действий Савченко оказались, как и следовало ожидать, зачастую эмоциональными и осуждающими, особенно в России. Наблюдатели отмечали малейшие нюансы в ее поведении и не упускали ни одной детали.

В частности, многократно отмечали вызывающее, на грани фола поведение новоиспеченного депутата, ее демонстративный отказ от обуви в коридорах Рады, цитировали слова о «двух литрах водки», которые экс-узница, якобы, собиралась выпить, оказавшись на свободе. Ну, а произнесенные на первой пресс-конференции слова о том, что «Крым вернется в состав Украины по результатам третьей мировой войны» не упомянули в своих отчетах только разве что самые ленивые журналисты.

Припомнили Савченко и то, как на вручении золотой звезды Героя Украины она ногой отшвырнула свою походную сумку, и та полетела в партер, прямо на головы сидящим там зрителям.

Часть аналитиков не без злорадства предположили, что пройдет немного времени, и Савченко начнут стыдиться и избегать сначала партнеры по фракции «Батькивщина», а затем и все остальные коллеги.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что подобную точку зрения разделяют далеко не все. Большинство сторонников версии о «неадекватности» Савченко приходятся на российскую часть экспертного сообщества. Так, во всяком случае, считает независимый журналист Сергей Быченко.

«В Украине в большинстве своем попросту „не заметили“ того, что российские коллеги стразу вынесли на первые полосы и в заголовки новостных сюжетов, — сказал Быченко „Росбалту“. — На мой взгляд, это вызвано, в частности, общим пристрастным отношением российских средств массовой информации к украинским публичным фигурам, в особенности, к Надежде Савченко. Давайте будем откровенны — российские журналисты уже зачастую неосознанно стремятся представить украинских политиков в, скажем так, нелепом и смешном виде».

Впрочем, как полагает Быченко, даже отвлекаясь от политической составляющей, можно объяснить повышенное внимание российской прессы к отдельным моментам в поведении Надежды Савченко стереотипами восприятия. По его мнению, некоторые журналисты перестали видеть в политиках живых людей, воспринимая их лишь как функцию или приложение к своей высокой должности. Для них любое живое, острое, а иногда и «соленое» словцо, произнесенное «вне протокола», кажется проявлением некоей «неадекватности».

«Посудите сами, — продолжает Сергей Быченко. — Разве вам после перенесенного стресса самим не хотелось иногда выпить водки до потери сознания? Так почему же народному депутату и народному герою нельзя признаться в этом естественном человеческом желании? То же самое относится к появлению на публике без обуви и к уклонению от объятий с Тимошенко. С какой стати Надежда должна обниматься на людях с чужой и малознакомой, по сути, женщиной? Ради показной вежливости и того же протокола? Но Савченко не такова, и рано или поздно всем придется это признать».

Подавляющее большинство экспертов и аналитиков сходятся в одном: Надежда Савченко вернулась на родину как национальный герой, и это возвращение может доставить немало проблем отдельным представителям действующей в стране власти.

В частности, портал uainfo.org пишет, что «возвращение Савченко имеет для украинцев символическое значение, но оно же может вызвать в Украине очередное политическое потрясение». По мнению журналистов издания, найти подходящую политическую роль для Савченко сложно. Она стала живой легендой и национальным символом. Она имеет огромную поддержку со стороны общества и международных лидеров. Но в то же время — она не политик. Она проста и говорит именно то, что думает. Это редкое качество для политиков, которое вряд ли поможет ей обрести много друзей с политическим весом.

«В нашей Верховной Раде будут люди, которые этого достойны. Мы будем жить в Украине так, как должны жить достойные люди. Я буду с вами честной, я не знаю, как это сделать. Я не обещаю, что это произойдет завтра. Но я могу сказать вам, что готова умереть, чтобы это произошло», — цитирует uainfo.org слова Надежды Савченко, сказанные по прибытию в аэропорт Киева.

Издание подчеркивает, что «моральный авторитет и присутствие Савченко в Киеве — большой вызов как для украинского политикума, так и для нее самой».

Политолог Станислав Белковский уверен в том, что Надежду Савченко ждет серьезное политическое будущее. По его мнению, два прошедших года показали, что она является достаточно амбициозным человеком, а ее появление в Киеве продемонстрировало, что она умеет достаточно внятно артикулировать определенные политические приоритеты.

«Сейчас она, так или иначе, становится мощной деструктивной силой для украинских политических элит, — сказал Белковский в эфире программы „Персонально Ваш“. — Сейчас актуализируется тема досрочных выборов, в первую очередь, конечно, парламента. И здесь Надежда Савченко может стать важным субъектом борьбы за досрочные выборы. Что, кстати, вполне устроило бы партию „Батькивщина“ Юлии Тимошенко. К которой формально — не к партии, но к списку и депутатской фракции — Савченко пока, по крайней мере, принадлежит».

Мало кто из аналитиков считает, что Надежда Савченко окажется в числе последовательных сторонников действующего президента. Зато сам Петр Порошенко вполне может воспользоваться популярностью бывшей узницы, получившей свободу, как некоторые полагают, благодаря его личным «титаническим усилиям». По мнению многих экспертов, за два года из Савченко украинская пресса сумела слепить героиню и мученицу в одном лице. А тут еще и сам президент высказался в том смысле, что, мол, сегодня Надю освободили, а завтра освободим Крым и Донбасс — нас боятся, и мы победим!

Но при этом есть мнение, что возвращение Надежды Савченко в Украину поставит крест на переговорном процессе. Эксперты, придерживающиеся такой точки зрения, обращают внимание на то, что в графике деловых контактов Савченко находится место для встреч с военными (видимо, забывают, что она член комитета Рады по безопасности и обороне) и политиками, придерживающимися крайне националистических взглядов. Высказываются даже мнения, что Надежда в скором времени снова окажется в Донбассе, а вовсе не в кулуарах парламента.

Хотя сама она, отметим, говорила о «Минске», скорее, хорошо, чем плохо — дескать, без него ситуация в Донбассе была бы еще более страшной, а потому он все же полезен.

В общем, сегодня остается, пожалуй, только согласиться с журналистами портала uainfo.org, которые говорят, что пока все же остается неясным, какой путь выберет Надежда, и как будет использовать свой огромный политический потенциал. Но одно, наверное, можно утверждать совершенно определенно: к Савченко многие прислушиваются, она никого не боится, и ее никто не остановит. А голос у нее громкий, и он может быть услышан не только на Украине, но и далеко за ее пределами.

Юрий Гладыш