Posted 2 июня 2016,, 14:28

Published 2 июня 2016,, 14:28

Modified 31 марта, 03:07

Updated 31 марта, 03:07

Геноцид против виз

2 июня 2016, 14:28
Ссора Германии и Турции из-за «армянского вопроса» затронет интересы сразу нескольких стран, ведущих переговоры с Евросоюзом.

Турция должна была приступить к обсуждению технических аспектов отмены визового режима с ЕС со 2 июня. Считалось, что все политические препоны якобы уже устранены, хотя в реальности большинство стран-членов Европейского Союза, скорее, настроены против безвизового режима для турецких граждан.

Накануне также было отложено решение об отмене виз для Грузии, причем на неопределенный срок. И это несмотря на то, что грузинским властям, казалось бы, удалось уговорить снять свои возражения Францию, которую ранее называли главным тормозом этого процесса.

Что касается Косово, то с ним все было еще запутаннее, поскольку некоторые государства ЕС, действуя в той же логике, что и Сербия с Россией, не признают эту республику полноценным государством. А раз нет государства, но не может быть и отдельного безвизового (как, впрочем, и визового) режима.

Однако в четверг ситуация резко изменилась. Нижняя палата немецкого парламента (Бундестаг) приняла резолюцию, в которой признала, что совершенные в Османской империи в 1915 году массовые преступления, направленные против жителей преимущественно армянской национальности являются «геноцидом».

В ответ Турция отозвала своего посла в Берлине, а турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил Германии серьезным пересмотром отношений, в том числе, соглашения с ЕС по беженцам.

Признание Германией геноцида армян, скорее всего, действительно приведет к прекращению каких бы то ни было переговоров Турции и ЕС, причем на достаточно долгий период. Недаром новый турецкий премьер Бинали Йылдырым называл это голосование «тестом на дружбу» и призывал немецких парламентариев не поддерживать эту резолюцию.

Накануне Эрдоган лично звонил федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель и явно призывал ее воздействовать на депутатов Бундестага. Учитывая отношения двух лидеров, которые в последнее время стали, мягко говоря, сложными, не исключено, что глава немецкого правительства и правда на кого-то воздействовала, но явно не в том направлении, о котором говорил Эрдоган.

Теперь долгосрочное ухудшение отношений с Турцией Евросоюзу в целом гарантировано, а это значит, что ни о каких технических переговорах по отмене виз речи, наверняка, не будет. Даже если они будут продолжаться, то безрезультатно, потому что обе стороны фактически отозвали свое политическое согласие на запуск процесса. И это дает шансы другим участникам забега, на финишной черте которого в качестве приза можно получить безвизовый режим с ЕС. По крайней мере тем странам, у кого такая возможность вообще есть.

Меньше всего вероятность воспользоваться ситуацией у Косово. С одной стороны, население республики не так велико, причем в 2015 году оттуда уже выехали в Евросоюз десятки тысяч беженцев. Так что в контексте миграционного кризиса в ЕС отменять визы для немногочисленных косоваров не так страшно. С другой стороны, ситуация на переговорах с Турцией никак не влияет на признание или непризнание Косово со стороны государств-членов ЕС. Та же Испания как была против этого, так и останется против. А значит, визовые переговоры никуда не продвинутся.

Остаются Грузия и Украина. На первый взгляд у грузин заметно больше шансов. Решение по введению с ними безвизового режима было принято без каких-то особых мнений или возражений, тогда как по Украине (по соглашению об ассоциации с ней, а не по визам) есть прецедент негативного ответа на референдуме в Нидерландах. Против отмены виз с Грузией именно сейчас, на фоне миграционного кризиса в ЕС, неформально возражала Франция. Но как раз на днях, 31 мая, грузинский премьер-министр Георгий Квирикашвили в Бордо встретился с президентом Франции Франсуа Олландом и, вроде бы, снял все противоречия.

С другой стороны, реального экономического эффекта от отмены визового режима с Грузией для ЕС не будет. Оттуда не поедет масса туристов, там нельзя будет найти достаточного количества дешевой рабочей силы, необходимой европейским предпринимателям. Да и политически предоставление безвизового режима Украине выглядело бы логичнее - как поддержка этой страны в ее противостоянии с Россией.

Таким образом, от окончательного политического разрыва ЕС с Турцией наибольшие шансы на отмену визового режима с ЕС получает Украина. Тем более, что правительство Нидерландов, как самой проблемной для украинцев теперь страны в ЕС, 31 мая поддержало идею введения для граждан Украины безвизового режима. На подписание соответствующего соглашения им, вероятнее всего, удастся выйти до конца текущего года.

Иван Преображенский