Posted 14 июня 2016,, 11:15

Published 14 июня 2016,, 11:15

Modified 31 марта, 03:00

Updated 31 марта, 03:00

Кто взрывает Казахстан

14 июня 2016, 11:15
Нурсултан Назарбаев объявил, что за терактами в его стране стоит Запад, не желающий евразийской интеграции республики и ее сближения с Китаем.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев убежден в том, что за последними событиями в Актобе (Актюбинске) стоят страны Запада. Он не сомневается, что в республике идет подготовка к «цветной революции», которая «начинается с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть». «Эти признаки проявились и у нас», – цитирует Назарбаева ТАСС.

«Кто может стоять за этими событиями? Тот, кто является конкурентом сближения Астаны с Китаем и противником евразийской интеграции, то есть страны Запада», - сказал казахстанский лидер.

По словам Назарбаева, «пользуясь либеральностью государственной политики и наших законов, кое-кто захотел проверить государственную власть на прочность». Он напомнил, что в странах, где прошли «цветные революции», «сегодня нет ни государства, ни стабильности, там царят нищета и бандитизм, созданы условия для появления экстремистов и террористов», а «экономика этих стран отброшена на десятки лет назад».

В заявлении, распространенном президентом Казахстана, говорится, что, «по имеющимся данным, террористический акт организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, инструкции они получили из-за рубежа».

«В результате нападения, к огромному сожалению, есть погибшие и раненые среди военных и гражданских лиц. У них есть семьи, дети. … По моему поручению министерство внутренних дел и акиматы оказывают всестороннюю помощь семьям погибших и пострадавших. Сотрудники органов правопорядка ценой своих жизней остановили террористов. Они проявили профессионализм, верность своему долгу, доблесть и патриотизм. Хочу особо отметить высокий уровень слаженности и оперативности действий сотрудников полиции и Национальной гвардии», - сказано в заявлении.

Назарбаев также подчеркнул, что экстремизм и терроризм угрожают безопасности не только Казахстана, но и всего мира. Он призвал все население республики к бдительности, решительному пресечению призывов к насильственным противоправным действиям и к помощи правоохранительным органам. «Государство, - заверил он, - примет дополнительные меры по борьбе с теми, кто пытается расшатать общество и страну».

Напомним, в Актобе группа лиц совершила вооруженные нападения на оружейные магазины и воинскую часть Национальной гвардии, в результате чего погибли семь человек, в том числе трое военнослужащих. Есть раненые. По данным МВД Казахстана, в ходе проведения антитеррористической операции ликвидированы 13 преступников; шесть человек объявлены в розыск.

В общем, речь идет о беспрецедентных в новейшей истории Казахстана террористических актах. Вопрос в том, откуда у них «растут ноги», и насколько близко к реальности утверждение Назарбаева о причастности к ним некоторых стран Запада. На данном этапе, вероятно, никто не может с уверенностью сказать, какая именно структура на Западе организовала теракты, поскольку для террористической активности достаточно и существования ряда энергичных исламистских фондов на Ближнем Востоке и в других регионах.

С другой стороны, подозрения Назарбаева в отношении Запада тоже могут оказаться небеспочвенными, поскольку последний выступает конкурентом сближения Астаны с Пекином и противником евразийской интеграции. Сейчас очевидно одно: беспорядки и теракты в Казахстане носили хорошо организованный характер, и, вероятно, здесь дело не обошлось без спецслужб иностранных государств и довольно хорошо разветвленного в республике неправительственного сектора, контроль за которым сильно хромает, если вообще не отсутствует.

Не случайно Назарбаев на недавнем заседании Совета безопасности подчеркнул, что в ряде иностранных государств, включая США, Израиль, и Германию, действуют различные механизмы, направленные на обеспечение прозрачности использования средств из иностранных источников. Он поручил правительству изучить соответствующий зарубежный опыт и представить предложения по мониторингу иностранного финансирования граждан и организаций Казахстана.

В контексте терактов в Казахстане, которым предшествовали массовые выступления против изменения земельного законодательства, нельзя закрыть глаза и на борьбу политических кланов в республике. То есть отправным механизмом для терроризма могла стать и внутриполитическая борьба, под прикрытием которой в Актобе был брошен, так сказать, пробный шар, с целью выяснить, удастся или нет, в случае чего, устроить в стране государственный переворот. Ведь ориентация на смену, скажем прямо, авторитарной власти в Казахстане, очевидна. Причем, у режима этого отсутствует (во всяком случае, внешне) механизм передачи власти. А тем временем социально-экономические проблемы в республике нарастают, и особенно это заметно на ее периферии.

Словом, с одной стороны, беспорядки в Казахстане были ожидаемы, но, так сказать, на сугубо социальной почве. Однако то, что нападавшие, как считают силовики, принадлежат к радикальным нетрадиционным религиозным течениям, в корне меняет картину и говорит о том, что напряженность нагнетается последовательно. Причем всего в ста километрах от границы с Россией, которая, кстати, не заявляла о своем намерении ее укрепить, хотя в Актобе был объявлен так называемый «красный», самый высокий уровень террористической угрозы.

Несмотря на внешнее спокойствие Москвы, от террористической активности в Казахстане у нее появилась новая головная боль: ведь Актобе считается базой экстремистов, которая может быть задействована внешними силами в любое время.

Словом, ситуация довольно сложная, исходя хотя бы из того, что террористы пытались завладеть оружием не только в магазинах соответствующей товарной номенклатуры, но и двинулись в войсковую часть Национальной гвардии. Это означает, что события в Актобе не эпизод вульгарного экстремизма, а нечто большее – как минимум, открытый вызов власти и угроза ее свержения не просто криминальными элементами, а деятелями более высокого полета, рискнувшими пойти на лобовое столкновение с военными, а, по сути, на настоящую разведку боем.

В общем, Назарбаеву дали понять, что ему пора уходить. И хоть причин для недовольства президентом и его командой у людей в Казахстане предостаточно, такие настроения, конечно, искусственно раздуваются и искусно направляются. Казахстанские «стрелочники» в этом процессе уже названы, но как быть с открытым обвинением Назарбаевым стран Запада - без конкретного адреса и ФИО?

Здесь стоит заметить, что в географии экспорта беспорядков Назарбаев вряд ли заблудился, хотя, повторимся, причин для недовольства социально-экономической ситуацией у населения страны более чем достаточно. Но при этом очевидно и то, что события в Казахстане развиваются по апробированному в других постсоветских государствах «оранжевому» сценарию, а это означает, что ситуацией в Актобе дело не ограничится, к каким бы репрессиям ни прибегла власть. Впрочем, Восток есть Восток, и западная политическая логика здесь не всегда срабатывает - достаточно вспомнить жесткий ответ китайских властей на протесты на площади Тяньаньмэнь, который обеспечил стабильность развития Китая по сегодняшний день.

Так что соседний с Россией Казахстан ожидают большие потрясения – страна сейчас расплачивается за социально- экономическую недальновидность своих правителей, а главное, за неуправляемость Западом, за «избыточные», в его представлении, контакты с Китаем, и, конечно, за евразийскую интеграцию.

Все это означает, что Россия стоит перед лицом новых опасностей, ведь она не только имеет общую границу с Казахстаном протяженностью 7,5 тысяч километров, но и рассматривает его как сферу своего влияния и повышенного геополитического интереса.

Ирина Джорбенадзе