Posted 20 июня 2016,, 14:17

Published 20 июня 2016,, 14:17

Modified 31 января, 10:41

Updated 31 января, 10:41

Простит ли «царь» султана?

20 июня 2016, 14:17
Турция, оказавшись в дипломатической изоляции, хочет мириться с Россией, не скрывает этого и подает соответствующие сигналы.

Информация о том, что Россия и Турция ведут негласные консультации о налаживании отношений, довольно активно муссируются в широких экспертных кругах, включая турецкие. Эти «подозрения» особенно усилились после того, как президент и премьер-министр Турции направили Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву поздравительные письма по случаю Дня независимости России.

Содержание письма Реджепа Тайипа Эрдога вполне можно отнести к категории «дружественных», но о нем - ниже. А пока приведем мнение главы стамбульского бюро крупнейшего в Турции новостного агентства Anadolu Хусейна Алтыналана, распространенного азербайджанским изданием Trend. Он не исключил, что Москва и Анкара долгое время вели тайные переговоры о нормализации отношений, поскольку от их кризисного состояния страдают обе страны.

По его версии, власти России, дабы не уронить свой авторитет внутри страны, ждали первого шага со стороны Турции, и письмо Эрдогана может считаться таковым. Но тут возникает вопрос: а соответствует ли «шаг» Турции требованиям российской стороны к началу восстановления контактов со страной, сбившей российский боевой самолет?

И как можно воспринимать слова министра экономики Турции Нихата Зейбекчи, сказанные им в конце прошлой недели (уже после послания Эрдогана президенту РФ) о том, что Анкара не сожалеет об инциденте со сбитым российским бомбардировщиком, а всего лишь «опечалена» им? При этом Зейбекчи добавил, что Россия тоже должна быть «опечалена» тем, что «намеренно» нарушила турецкое воздушное пространство. Впрочем, министр все же отметил, российско-турецкие отношения следует наладить максимально быстро.

Что же касается писем руководства Турции российским коллегам, в них выражено пожелание выхода отношений двух стран на «заслуженный уровень», что отвечает интересам обеих сторон. России также пожелали «благополучия и процветания».

В общем, совершенно очевидно, что Турция хочет мириться, не скрывает этого и, так сказать, «подает сигналы».

Но те ли это сигналы, получения которых добивается Москва, считающая, что Анкара, как минимум, должна извиниться за сбитый самолет и раскошелиться на компенсацию за содеянное? Видимо, Эрдоган считает, что если он это сделает, с него «спадут погоны».

При этом в контексте урегулирования с Россией турецкий президент должен «наступить себе на горло», поскольку он ухитрился испортить отношения не только с еще недавно дружественной Москвой, но и с Западом, включая НАТО – то есть практически со всем влиятельным миром. Понятно, что стратегического партнерства между Россией и Турцией в среднесрочной перспективе не будет – достаточно упомянуть разногласия по сирийскому вопросу. Но, по крайней мере, не будет откровенного противостояния, начнется восстановление экономических отношений и, возможно, реанимация энергетических проектов, устраивающих обе стороны.

Эрдоган, неоднократно подчеркивавший, что он и Путин были «друзьями», прекрасно понимает, чего ждет от него Москва, но форма извинений – компромиссная, условно не унизительная для обеих сторон, - как видно, еще не найдена. Но то, что над ней работают из прагматических соображений, скорее всего, соответствует действительности.

Но не сорвет ли эту работу Запад (в частности, НАТО и ЕС), которого новое сближение России и Турции устроить не должно, поскольку оно грозит, как минимум, изменением геополитического расклада сил на Ближнем Востоке и в Кавказском регионе? А ведь это является еще одним стимулом для Москвы и Анкары пойти на сближение.

Как пишет турецкое издание Hürriyet (в переводе ИноСМИ), сейчас следует «размышлять над основными политическими, социальными и культурными измерениями турецко-российских отношений, беспокоиться о подрыве такого многомерного сотрудничества между странами… Очень важно прилагать усилия к тому, чтобы в ходе приближающегося саммита НАТО не произошло других событий, способных привести к еще большему обострению отношений Турции с Россией».

И далее: «Утверждать, что от России не приходят позитивные сигналы, несправедливо. Слова президента Путина о том, что он поддерживает процесс нормализации отношений Турции и Израиля, следует понимать так: «Эта ситуация очень похожа на нашу, и нормализация наших отношений — это тоже хорошо». То есть, в некотором смысле это сигнал вроде «дочь, тебе говорю, а ты, невестка, смекай»… С другой стороны, конструктивные и выражающие надежду заявления Путина о проекте «Турецкий поток» указывают на то, что Россия по-прежнему смотрит на направления сотрудничества с Турцией через призму позитивной концепции и подхода».

Как указывает издание, в контексте примирительных «новых сигналов», исходящих от России, недавно она, в рамках международного соглашения об «открытом небе», разрешила самолету ВВС CN-235 с военными экспертами из Турции и Финляндии на борту осуществить наблюдательный полет в российском воздушном пространстве. Но, разрешив, Москва не преминула напомнить, что в феврале этого года Турция отклонила аналогичный запрос России.

Что же касается посланий руководства Турции руководству России по случаю Дня независимости, это называется «позитивным шагом». «Но нужно понимать, что сейчас Россия ждет других позитивных шагов и действовать, исходя из этого. Турция не должна впадать в депрессивное настроение. … Дипломатия — это занятие, к которому обращаются, чтобы выйти из депрессии, а не впадать в нее», - указывает Hürriyet.

То есть, речь идет про политическое одиночество, в котором сейчас находится Турция, потерявшая доверие практически всех серьезных мировых игроков. Так не стоит ли Путину, которого многие открыто величают «царем», проявить гибкость - воспользоваться этим и «простить старого друга», которого также открыто называют «султаном», ищущем себе союзников?

Словом, куй железо пока горячо: пока отношения Анкары и Вашингтона трещат по швам, в частности, из-за разного подхода к курдской проблеме; пока Анкара боится расширения американцами территории своего доминирования в Сирии; и пока Эрдоган колеблется, способствовать ли ему усилению сил НАТО на Черном море, и т. д.

Как отмечает турецкое издание Milliyet, «... интересы России и Турции в некотором смысле совпадают. Дипломатия и политика навязывают странам необходимость снова пересмотреть свои отношения в позитивную сторону».

Таким образом, слухи о том, что Москва и Анкара ведут тайные переговоры о восстановлении отношений, скорее похожи на правду, чем на «утку». Хотя, по заявлению официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия пока не видит «первичных предпосылок к нормализации отношений с Турцией».

Что же до поздравительных посланий руководства Турцию президенту и премьеру РФ, то это всего лишь «сугубо протокольная практика», сказала она. Но, заметим, дипломаты вовсе не обязаны оповещать мир о своих рабочих процессах, тем более, когда их результат так далек от полной ясности.

Ирина Джорбенадзе