Posted 24 июня 2016,, 18:49

Published 24 июня 2016,, 18:49

Modified 31 марта, 02:52

Updated 31 марта, 02:52

DW: Ослабление фунта невыгодно «Газпрому», но оно увеличит благосостояние обосновавшихся в Лондоне олигархов из РФ

24 июня 2016, 18:49
Сюжет
Brexit

DW проанализировала, как выход Великобритании из ЕС может отразиться на «Газпроме», ценах на нефть, военно-промышленном комплексе России, олигархах и их детях.

Так, отмечает DW, «первое и главное, что можно сказать со всей определенностью: Brexit вызовет длительный период неопределенности».

«Никто точно не знает, как такое беспрецедентное событие отразится на финансовых рынках, как конкретно будет происходить „развод“ (согласно правилам ЕС, он может растянуться на два года), о каких условиях двусторонней торговли в конечном итоге договорятся ЕС и Великобритания. В обстановке неопределенности международные инвесторы обычно предпочитают откладывать важные решения и воздерживаться от любых крупных капиталовложений. Поэтому неуверенность на финансовых рынках, порожденная Brexit, может помешать правительству РФ провести в этом году частичную приватизацию крупных госкомпаний (ВТБ, „Башнефть“, АЛРОСА, „Совкомфлот“, возможно „Роснефть“), особенно если размещение акций по традиции намечено на Лондонской бирже. Иначе говоря, бюджет России лишится намеченных валютных поступлений — или получит меньше, чем ожидалось», — говорится в статье.

Кроме того, эксперты не исключили, что больше всего могут пострадать «Газпром» и его проект «Северный поток-2».

«Идея этого проекта — качать российский газ по дну Балтики напрямую в Германию и оттуда с помощью газопроводов-отводов поставлять в другие страны ЕС, в том числе в Великобританию. Она в настоящее время из-за истощения собственных месторождений быстрыми темпами наращивает закупки в России. Но сохранится ли этот тренд, если впредь англичанам, оказавшимся за пределами общего рынка, придется импортировать российский газ из ЕС? Какими таможенными пошлинами его будут облагать? И не утратит ли он из-за этого свою конкурентоспособность на Британских островах по сравнению со сжиженным природным газом (СПГ)? Ситуация вряд ли быстро прояснится, а потому британо-нидерландский концерн Royal Dutch Shell может захотеть притормозить реализацию „Северного потока-2“ — или вовсе засомневаться в целесообразности своего участия в нем», — указано в статье.

Отмечается также, что в краткосрочном плане неминуемая при «разводе» неопределенность и неразбериха непременно приведут к замедлению роста ВВП страны, а то и к его сокращению. С большой долей вероятности на какое-то время снизятся темпы развития и в таких особо тесно связанных с британским рынком крупных странах ЕС, как Германия и Нидерланды, и маленьких, как Ирландия и Кипр. В результате произойдет общее замедление роста ВВП в Европе, а это еще больше притормозит и без того вялую динамику мировой экономики, что приведет к сокращению глобального спроса на энергоносители и прочее сырье. Таким образом, Brexit косвенно, через падение цен на нефть, газ и металлы, отрицательно скажется и на России.

Согласно статье, большинство экспертов исходит из того, что Brexit приведет к девальвации британского фунта по отношению к доллару США и другим твердым валютам на 20-30%. В результате это повысит конкурентоспособность экспортных отраслей Великобритании и привлекательность этой страны для иностранных туристов, но одновременно обернется удорожанием импорта.

«Поэтому ослабление фунта невыгодно „Газпрому“, ведь из-за этого российский газ станет для британских импортеров более дорогим, что может вызвать снижение спроса. В то же время подешевевший фунт увеличит благосостояние обосновавшихся в Лондоне олигархов из России, зарабатывающих или хранящих деньги в долларах. Для них, в частности, подешевеет обучение детей в престижных английских интернатах. Впрочем, учеба в Англии станет более доступной для всех обладателей долларов, евро и швейцарских франков», — указали эксперты.

Накануне в Британии прошел плебисцит, по итогам которого победили евроскептики. После подсчета результатов голосования во всех 382 округах сторонники выхода Британии из Евросоюза получили 51,9% голосов. Всего за выход из ЕС проголосовали 17 млн 410 тыс. 742 человек, за членство — 16 млн 141 тыс. 241 человек.