Posted 13 июля 2016,, 16:40

Published 13 июля 2016,, 16:40

Modified 31 марта, 02:39

Updated 31 марта, 02:39

Жертвы и разрушения есть

13 июля 2016, 16:40
Село Никишино под Дебальцево находилось под обстрелами полгода. В разгар боев в нем оставалось всего 9 жителей, 70% домов было разрушено. Но и сегодня власти ДНР его не торопятся восстанавливать.

Прошло уже полтора года, как из села Никишино, что в Донецкой области, находящемся сейчас под контролем ДНР, вышли войска. Здесь больше не летают снаряды, пули и смертоносные осколки, однако этот участок южной дебальцевской дуги практически полностью уничтожен. Уцелели здесь, в какой-то степени, лишь 30% жилых домов. В Никишино больше нет школы, детского сада, почты, магазинов, церкви. Все это было разрушено в период с августа 2014-го по февраль 2015-го.

Село расположено в 20 км от Дебальцево. До войны оно считалось одним из самых зажиточных в регионе, здесь проживало около тысячи человек, а спустя год после окончания активной фазы боевых действий вернулись в Никишино лишь около трехсот. Как рассказывают жители, всю войну здесь пережили и вовсе лишь девять селян. Молодежь выехала практически сразу, старики оставались до последнего, и даже те, кто перебрался в соседние села, под обстрелами регулярно сюда приезжали, чтобы проверить дом, хозяйство, урожай — ведь бросить пришлось все.

Один из местных жителей рассказывает, что бежал с семьей с одной сумкой с вещами в руках: в Никишино у него остались куры, корова, вся бытовая техника и сельхозинвентарь — все, что было нажито за долгие годы. В его дворе не уцелело ничего кроме туалета. Сейчас, на скорую руку, он при помощи соседей возводит на участке бетонную коробку, ведь скоро зима.

Еще одной жительнице Никишино пришлось переоборудовать уцелевший коровник под жилой дом. Считается, что этим людям повезло, ведь у них есть хоть какая-то, но все-таки крыша над головой.

Две «никишинки» рассказывают, как их дома были разрушены в одночасье. У одной осталась летняя кухня, в которой она сейчас и живет, у другой — часть хозяйственных построек. Однако первое время она обитала внутри развалин собственного дома, который сложился, словно картонная коробка.

«Было жутко и страшно. Сюда зашла украинская армия, а ДНР начала отбивать наше село. Снаряды летали над головами. Мы были здесь до 26 сентября (2014 года — авт.). Потом стало совсем невозможно. Накрыло наш дом, вылетели окна. Мы перешли в подвал к двоюродной сестре, это ниже по улице, но потом уже и там было невыносимо. Рядом разбило дом и сдвинуло затяжку осколками на подвале, двери посекло. Пришлось бежать в чем были», — вспоминает сельчанка.

В Никишино люди оказались заложниками противоборства двух армий. А ведь вначале, как они вспоминают, в селе не было вообще ни одного военного, и вдруг начались обстрелы.

«Здесь еще не было никакого ДНР, ополченцы стояли далеко отсюда. Но по нам начали стрелять, разбомбили школу, начало попадать в дома, — рассказывает местный житель. — Потом зашла украинская армия, поставили свои блокпосты. Ездили по селу на БТРах и вели беспорядочную стрельбу из автоматов. Мы от страха прятались в подвалы и слышали, как они решетят наши ворота и стены. Несколько раз я видел сам, они, будто развлекаясь, расстреливали наши дома. А ведь здесь не было никого кроме стариков».

Его сосед рассказывает, как украинские войска тяжелой техникой разбивали дома на одной из улиц, чтобы обеспечить себе возможность наблюдения за противником, и как выгоняли людей из их домов.

Также местные прекрасно помнят, что люди гибли не только под обстрелами. «У нас здесь мужчину на соседней улице расстреляли просто так — украинские военные. Еще одного застрелил снайпер, он приехал на машине проверить дом и уже возвращался через их блокпост, там его и застрелили. Еще мужчину убили прямо возле дома. Они с женой приехали проверить хозяйство, они часто приезжали, она закрывала дом, он выкатил машину за ворота, и тут раздались выстрелы и ее дикие крики. Убили просто так, ни за что», — говорит один из местных.

Правда, помнят жители и о том, как в село прилетел снаряд «Урагана» или «Града» «от ополченцев», от разрыва которого также пострадали местные. Однако они отмечают, что те все же не так активно били по селу, как ВСУ и украинские добровольческие батальоны.

Вряд ли они при этом «выгораживают» свою нынешнюю «республиканскую» власть — любить ее живущим в Никишино особо не за что, она про село словно забыла. Полтора года как здесь хрупкий, но мир, а дома все еще стоят разрушенными, никто из чиновников не помогает их восстанавливать, да и вообще — не пытается облегчить сельчанам жизнь.

Работы в селе нет, люди вынуждены ездить в соседние города и поселки, где есть шахты и «копанки». Инфраструктуры для нормальной жизни здесь тоже нет. Вместо больницы - вагончик, который называют амбулаторией. С медикаментами помогли в свое время «Врачи без границ».

Вместо школы стоит разбитая коробка, в которой до сих пор валяются разбросанные учебники и разбитая мебель. С детским садом такая же грустная история. В селе есть несколько малышей, они сидят дома с родителями. Школьников, а их тут около 30 человек, после многочисленных просьб начали возить в другой населенный пункт.

Вместо церкви в Никишино пока «времянка». Относительно недавно появился продуктовый киоск, но магазинов так и нет. Правда, вода поступает и электролинию получилось восстановить. При этом, хотя у многих нет домов, зато есть электросчетчики — как ни крути, а свет нужен, даже если живешь «под звездами».

Конечно, процесс восстановления Никишино понемногу начался, но исключительно силами волонтеров. В начале года приехали активисты общественной организации «Патриотические силы Донбасса», которую возглавляет командир «Востока» Александр Ходаковский, вот они-то и помогли перекрыть 10 поврежденных крыш и начали строительство двух домов. Местные говорят, что до этого никто селом не интересовался вообще.

«Мы сдали документы в центр по разрушениям, но никто ничего не говорит. Никто не помогает. Зима не за горами, а мы живем на развалинах. Вот пришли волонтеры, не знаю, кто их и как сюда направил, но только они начали нам помогать», — рассказывает местная жительница.

Прораб ведущейся стройки Анатолий Черигин — недавний военный. Он служил в батальоне ДНР «Восток», «дорос» до командира учебной роты, однако получил приказ от своего командования ехать на восстановление села. Мужчина не скрывает, что его постоянно тянет вернуться к «братьям по оружию», снова хочется попасть на передовую, но он понимает, что нужен здесь как строитель-профессионал.

«Никогда не думал, что из бойца батальона снова придется вернуться к своему ремеслу и восстанавливать поселок Никишино. „Патриотические силы Донбасса“ приняли решение восстановить брошенный поселок. Полтора года как отсюда вышли солдаты, без жилья осталось около 70% населения, но никто не пришел на помощь людям. С зимы-весны текущего года мы плотно заняты восстановлением. Хотелось бы, чтобы кто-то еще помогал, нам одним очень тяжело. Но мы не отказываем никому, по мере поступления строительных материалов делаем все возможное», — говорит бывший ротный.

«Мы в 2015-м приезжали в село, чтобы снять ролик про разрушения, а через год хотели показать его уже восстановленным, — рассказывает другой волонтер. — В итоге там никто ничего не делал, сказали Александру Ходаковскому, он посмотрел видео, приехал туда — увидел и решил восстанавливать».

Парни, которые заняты восстановлением двух домов, говорят, что приезжают сюда в свои выходные, увольнительные. А все остальное время они находятся на передовой в составе вооруженных сил ДНР. Мало кто из них разбирается в строительном деле — профессионалов среди них почти нет, кроме прораба-ротного, находящегося здесь постоянно. Если бы здесь работала нормальная бригада, то все пошло бы быстрее, но властям ДНР почему-то не до Никишино.

А вот другим, вроде бы совсем посторонним людям, до села дело есть. Российские волонтеры, например, хотят восстановить здесь храм. Приезжали французы, которые подарили сельчанам строительный инвентарь. Хватит ли их усилий, чтобы жители Никишино смогли перезимовать не под открытым небом? Откровенно говоря — вряд ли. А потому сюда точно вернутся не все, а значит и до возвращения к прежней жизни еще далеко.

Анна Громова, Никишино, Донецкая область (ДНР)

Фото автора