Posted 16 июля 2016,, 01:00

Published 16 июля 2016,, 01:00

Modified 31 марта, 02:36

Updated 31 марта, 02:36

Переворот «олл инклюзив»

16 июля 2016, 01:00
Стрельба, взрывы, танки в городе и воздушные бои в небе столицы — так в Турции армия пыталась свергнуть президента Эрдогана.

Государственный переворот в Турции, а точнее, похоже, что лишь его попытка, начался приблизительно одновременно в двух главных городах страны — Анкаре и Стамбуле поздно вечером в пятницу. Причиной этого путча, скорее всего, стала концентрация всей власти в руках турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его стремление к исламизации общественной жизни.

Группа военных сообщила о том, что она арестовала главу Генштаба, в стране было введено военное положение и комендантский час. В это же время танки блокировали аэропорты, бронетехника появилась на улицах городов, а в крупнейшем мегаполисе страны Стамбуле были перекрыты мосты через пролив Босфор, отделяющий друг от друга европейскую и азиатскую части города.

Кроме того, военные начали перестреливаться с полицией, которая осталась лояльной действующим исламистским властям страны. В итоге, только по самым первоначальным данным, погибло более 20 человек.

Затем в СМИ появилась неподтвержденная информация о том, что президент Эрдоган бежал из страны на частном самолете, попросил убежища в Германии и якобы получил отказ. Отвечая поздно ночью на вопрос о том, может ли Россия дать убежище Эрдогану, спикер Кремля Дмитрий Песков заявил, что если такая просьба поступит, то будет рассмотрена. В целом Москва не стала четко поддерживать какую-то одну сторону конфликта, при этом Песков подчеркнул, что главный приоритет — это безопасность российских граждан.

Однако позже стало выясняться, что мятежникам не удалось захватить ни Эрдогана, ни премьера, ни министров. Глава государства призвал своих сторонников выйти на улицы, что многие тысячи из них и сделали. Стоит отметить, что в недавней истории России была чем-то похожая ситуация, когда в один из самых напряженных моментов путча 1993 года первый вице-премьер Егор Гайдар выступил по ТВ с призывом к безоружным людям выйти к Моссовету на защиту демократии. Многими считается, что тогда это в итоге сыграло важную роль в победе сторонников президента Бориса Ельцина.

Кроме того, на сторону Эрдогана встали мусульманские священнослужители, позвавшие верующих на намаз заметно раньше положенного времени, что также явно должно было воодушевить именно сторонников президента Турции.

По предварительным данным, на первом этапе переворота на стороне Эрдогана осталась разведка, полиция и часть армейских подразделений. В Анкаре это привело к тому, что обе стороны задействовали в боях даже авиацию, в результате чего истребитель сбил вертолет. Вертолеты также, как сообщалось, обстреляли здание парламента, который был блокирован танками. Между тем, вышедшие на улицы люди начали нападать как на военных, так и друг на друга, поскольку среди них были и сторонники, и противники президента.

Эрдоган проводил жесткие репрессии в отношении оппозиции, независимой прессы и высших армейских чинов, которые считают себя в Турции защитниками светского характера государства. Учитывая это, путчисты с самого начала наверняка понимали, что поражение грозит им физическим уничтожением. Сам президент в обращении к своим сторонникам заявил о том, что вдохновителем переворота мог быть его давний враг, проповедник Фетуллах Гюлен, вынужденный ранее эмигрировать в США. Однако путчисты, пообещав стране новую конституцию, практически сразу же заявили, что они защищают от ползучей эрдогановской исламизации наследие первого президента страны Кемаля Ататюрка. То есть, светский строй Турецкой республики.

Что касается медиа, то большинство телеканалов, которые давно уже «зачищены» от противников правящего режима, остались на стороне Эрдогана. В итоге национальный телецентр подвергся нападению и разгрому. А одно время даже сообщалось, что там якобы произошел взрыв. В целом СМИ за время кризиса успели сообщить как минимум о четырех, а то и шести взрывах в Анкаре.

Сложно сказать, кто выгоднее для России как для государства — успевший извиниться и наладить отношения с Москвой Эрдоган или таинственные путчисты. Но если говорить об интересах простых россиян, которых Турция интересует, прежде всего, как место отдыха, то тут очевидно, что по курортному сезону в этой стране нанесен очередной мощный удар.

Пока нельзя говорить, что история с госпереворотом в Турции закончена. Не сумев победить сразу и быстро, военные из числа противников турецкого президента могут решить бороться до последнего. По крайней мере, до тех пор, пока не будут полностью разгромлены. О количестве же погибших мирных жителей можно будет узнать только в ближайшие дни. Именно на выходных, скорее всего, и станет окончательно ясно, каковы итоги попытки переворота. Но уже можно сказать одно — такое экстраординарное событие, как попытка военного переворота, чего в этой стране не случалось с 1980 года, безусловно означает, что что Турцию ждут большие перемены, причем далеко не только во внутренней политике.

Иван Преображенский