Posted 18 июля 2016,, 21:05

Published 18 июля 2016,, 21:05

Modified 31 января, 11:06

Updated 31 января, 11:06

В Армении нужно спасать полицию и страну

18 июля 2016, 21:05
Захват полицейского участка в Ереване, возможно, является «репетицией революции» в стране, считающейся партнером и союзником РФ на Кавказе.

Не успели еще в Турции пересажать и перестрелять участников попытки военного переворота, как в Армении началась, вернее, перешла в острую фазу, маргинализация политических процессов, то есть открылся откровенный террор — иначе квалифицировать захват так называемой «внесистемной оппозицией» заложников в полицейском участке в Ереване вряд ли возможно. Но террор с ликвидацией политических оппонентов — для Армении дело не новое: достаточно вспомнить расстрелы в законодательном органе республики.

Как сообщили в «Учредительном парламенте», инициировавшем захват полицейских-заложников, его целью является изменение обстановки в Армении путем вооруженного восстания. Эта организация также требует освободить задержанного 20 июня лидера «Учредительного собрания» Жирайра Сефиляна, обвиняемого в незаконном приобретении и хранении оружия, и нескольких его соратников.

Кроме того, оппозиционер подозревается в планировании вооруженного захвата административных зданий в Армении. Параллельно его единомышленники требуют сейчас отставки президента республики Сержа Саргсяна. Правда, официальные источники стараются умолчать этот факт и делают акцент на том, что захват полицейского участка связан с требованием освободить Сефиляна.

Между тем последний десять лет назад уже имел проблемы с законом — он был арестован за публичные призывы к насильственной смене конституционного порядка в Армении, а также за незаконное хранение оружия. Отсидев полтора года, он вышел на свободу, но силовики почему-то упустили из виду его дальнейшую деятельность, а также «работу» членов его организации. В результате атака на полицейский участок привела к взятию в заложники 10 стражей порядка, ранении четверых и гибели одного полицейского.

Здание полиции осаждено силовиками. По данным Службы национальной безопасности (СНБ) Армении, террористы не собираются сдаваться и выдавать оставшихся пять заложников, в числе которых — заместитель начальника полиции Армении Вардан Егиазарян и высокопоставленный чиновник МВД Валерий Осипян. Как утверждают в СНБ, у захвативших здание на руках большое количество оружия.

Надо сказать, что в Армении, несмотря на недовольство руководством республики, террористам мало кто сочувствует. Многие хоть и желали бы смены власти, но опасаются гражданской войны и жертв. Сейчас в Ереване много спорят, как Армения «дошла до жизни такой», и не связана ли история с захватом заложников с событиями в Турции. Мало кто не прослеживает в этой цепи событий «внешний след», то есть старания западных спецслужб поджечь регион, устроив в нем серию путчей.

Правда, они пока не удались ни в Армении, ни в Турции, ни в Казахстане, но в контексте «репетиций» цветных революций и нащупывания почвы — почему бы и нет? Вообще же стоит обратить внимание на то, что беспорядки сейчас происходят на территории, в том числе, постсоветских государств, находящихся с Россией в стратегических отношениях, а также на фоне наметившегося сближения Москвы и Анкары. Обратим также внимание на тот факт, что раскачивание ситуации в Армении, Турции и Казахстане началось не сейчас и не вдруг. В частности, не так давно в Армении имела место попытка так называемого «электромайдана», официальной причиной которого считалось повышение тарифа на электроэнергию.

Разумеется, повышения тарифа в столь тяжелую для Армении социально-экономическую пору можно было избежать, но это — не единственный прокол армянской власти и бизнес-кругов страны, в которых не последняя роль принадлежит российскому капиталу, включая государственный.

Тогда «электромайдан», так же, как и беспорядки по поводу отказа Армении подписать Соглашение об ассоциированном членстве с ЕС и решения присоединиться к евразийскому блоку, удалось погасить. Но не будем забывать о том, что в Армении существует множество неправительственных организаций, финансируемых Западом и находящихся в тесной смычке с радикальными оппозиционными партиями. В этом плане ни Россия, которая фактически управляет в Армении всем, чем возможно, ни собственно армянские власти тревогу не забили, как это сделал соседний с Арменией Азербайджан, и перекрыл, насколько сумел, поступление в республику денег от западных грантодателей. Последние же тратятся на «развитие демократии» в постсоветских странах и в государствах, старающихся дистанцироваться от западного диктата. Как правило, все это кончается «цветной» революцией или ее попыткой.

Обратим внимание и на еще одно крайне важное обстоятельство: в Армении, граничащей с государством НАТО — Турцией — бельмом на глазу у Запада дислоцирована российская военная база. Убрать ее оттуда можно только в случае смены власти в республике на откровенно прозападную. А Турция, хоть и является членом НАТО, по многим направлениям находится в весьма натянутых отношениях с США и ЕС. То есть, для Запада остро стоит и вопрос смены власти в Турции. В Казахстане, как стратегическом партнере России, сильном государстве Каспия и вообще всей Центральной Азии, ситуация, в контексте нетерпения со сменой власти, аналогичная.

Но вернемся к собственно Армении, власти которой, конечно, довели свой народ «до ручки» неумением или нежеланием справиться с коррупцией, кланами и созданием хотя бы относительно благоприятной социально-экономической среды. Здесь привыкли смотреть на Россию, которая для многих армян стала серьезным раздражителем — она, во-первых, продает оружие вражескому Азербайджану, во-вторых, ее подозревают в решении карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов в пользу Баку. В-третьих, президент Армении Серж Саргсян протаскивает конституционную реформу с тем, чтобы снова стать главой Армении, поскольку баллотироваться на третий президентский срок ему не позволяет Основной закон страны.

Правда, Россия эти претензии не принимает, как, впрочем, любые претензии, исходящие от кого бы то ни было, но если Армения отчалит от нее в результате государственного переворота, Москва потеряет очень многое — главное, свой единственный форпост на Южном Кавказе, и, соответственно, рычаги влияния на весь регион. И это в то время, когда Россию пытаются ослабить не только с армянского, но и других направлений.

Однако в случае с Арменией сильно ощущается дилетантская работа — беспорядки начались не по всей республике, а только в Ереване, то есть без рассредоточения сил правоохранительных органов, которые, кстати, задержали в понедельник девять сторонников радикальной оппозиции. Но это — пока, так сказать, в пределах довольно бездарно запущенного пробного шара. На самом деле Москва, вероятно, понимает, что ереванский фрагмент есть прелюдия к дестабилизации обстановки во всей Армении, и что «оттяпыванием» этой республики от России дело не кончится.

Кремль, разумеется, прокомментировал в понедельник события, имеющие место в Армении, Турции и Казахстане. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва обеспокоена «турбулентностью у наших границ». Но, по его словам, события в вышеуказанных трех странах нельзя квалифицировать одинаково. «В одной ситуации речь идет, безусловно, о попытке государственного переворота силового, что привело к многочисленным человеческим жертвам, а в другом случае — различные криминальные проявления», — заявил он. Вероятно, под местом попытки государственного переворота подразумевалась Турция. Песков заверил, что безопасность на границах РФ обеспечена должным образом, а сама Россия заинтересована в стабильности и процветании соседей.

А соседи эти, в частности Армения, констатирует политический обозреватель Арман Абовян, находится в тяжелейшей ситуации: в проигрыше оказались все — государство, страна, оппозиция. Как сказал он агентству «Новости — Армения», «Не может быть так, что буквально на следующий день после событий в Турции, вдруг что-то начинается у нас. Причем, начинается настолько топорно, что просто диву даешься».

По его словами, есть конкретные технологии, которые называются «технологии управления массами» или «технологии управления гневом». Они, пояснил он, являются одним из элементов так называемой «мягкой силы», которую применяют для продвижения своих интересов крупные державы или деструктивные элементы в различных общественных конгломерациях.

Касаясь сценария дальнейшего развития событий, эксперт сказал: «Мы уже оказались в новой социальной реальности восприятия окружающего мира, восприятия терминов „можно“ и „нельзя“. Вчера мы не могли себе представить, что люди ворвутся куда-то и убьют человека. Неужели они не понимали, что тем самым фактически подписывают Сефиляну приговор? Если до этого еще были сомнения в том, что он, возможно, невиновен, то сейчас эти сомнения абсолютно испарились. Они напрочь дискредитировали саму идею сопротивления. Сформировался совершенно новый пласт и комплекс понятий, мировоззрения».

В общем, радикалы допрыгались до самого важного — поставили под угрозу безопасность своей страны. Причем в условиях, когда она фактически находится в состоянии войны с Азербайджаном и в плохих отношениях с другим своим соседом — Турцией; когда на территории республики дислоцирована российская военная база, которая неизвестно как будет действовать, если внутренний терроризм в Армении станет разрастаться.

Но расширится он не сегодня и не завтра, поскольку откровенный терроризм население Армении не поддержит. Однако жертвой «мягкой силы» без видимой жестокости оно вполне может стать уже в среднесрочной перспективе.

Как сказал агентству Sputnik (Баку) доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев, складывается ощущение, что все эти события управляются из одного «дирижерского центра». И в связи с этим вызывает беспокойство мысль, где еще этот «дирижерский центр» наметил свои мероприятия. Так что, подчеркнул он, властям на всем постсоветском пространстве расслабляться не стоит.

Мы же добавим, что возможностей для мирного освобождения заложников в Ереване становится все меньше.