Posted 9 августа 2016,, 13:10

Published 9 августа 2016,, 13:10

Modified 31 марта, 02:21

Updated 31 марта, 02:21

СМИ гадают, к каким последствиям могут привести переговоры Путина и Эрдогана

9 августа 2016, 13:10

Пакт между лидерами России и Турции может изменить мир. Об этом пишет обозреватель немецкого издания Focus Лаура Гайда (перевод Inopressa).

В статье отмечается, что многие на Западе считают, что Турция совершает один рискованный политический маневр за другим: это и «волна чисток» после провалившейся попытки государственного переворота, в ходе которой было арестовано и смещено со своих постов более 60 тыс. человек, и намерение Эрдогана ввести в стране смертную казнь. На этом фоне с новой силой разгорелись дискуссии вокруг переговоров о вступлении Турции в ЕС, добавила Гайда.

Особое внимание приковывает и сегодняшняя встреча между президентом Эрдоганом и его российским коллегой Владимиром Путиным. По каким причинам, задается вопросом Лаура Гайда, Москва и Анкара снова пошли на сближение?

По мнению эксперта по Ближнему Востоку Удо Штайнбаха, основной причиной перемирия в отношениях между Эрдоганом и Путиным стало растущее давление на Турцию.

«Путин и Эрдоган не находят понимания своего стиля руководства на Западе. Сегодня под особенно сильным давлением находится Эрдоган — на фоне дефицита демократии в стране», — отметил эксперт в беседе с изданием.

Политолог Абдель эль-Хуссейни, указывая на решающую геополитическую роль Турции как страны НАТО, также добавляет, что если впоследствии Турция займет однозначную позицию на стороне России, с точки зрения Запада это будет означать драматичные изменения, а США просто так это «не проглотят».

По мнению Штайнбаха, нельзя исключать создания «нового блока под руководством России».

«Турция из европейской перспективы является своего рода воротами в исламский мир — сама себя страна оценивает как ведущую державу в регионе. Россия своей военной кампанией в Сирии уверено заявила о себе в регионе. В рамках возможного союза обе страны могли бы расширить свое влияние на Ближнем Востоке», — полагает Штайнбах.

Между тем, добавляет автор статьи, Западу придется искать возможности для налаживания отношений с обеими странами — особенно на фоне зависимости ЕС как от Турции, так и от России в сирийском вопросе, а также в вопросах миграционной политики.

По словам Штайнбаха, встречей с Путиным Эрдоган посылает ЕС недвусмысленный сигнал и в отношении затянувшихся переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Президент Турции сигнализирует о том, что не намерен «прогибаться» в этих переговорах. «Во времена Brexit и растущего евроскепсиса во многих странах ЕС это можно расценивать как еще один признак снижающейся привлекательности Евросоюза. Одновременно с этим можно говорить и о массивном сокращении влияния ЕС на Турцию. До сих пор перспектива вступления в ЕС была стимулом для проведения необходимых реформ в Турции», — говорится в статье.

Кроме того, пишет Гайда, еще одним последствием сближения Москвы и Анкары может стать укрепление сотрудничества в энергетическом секторе.

Принципиальные разногласия между Путиным и Эрдоганом концентрировались до сих пор вокруг сирийского вопроса. В то время как Путин поддерживает режим сирийского лидера Башара Асада, Эрдоган во что бы то ни стало добивался его свержения. Если оба президента договорятся о едином курсе, это будет иметь решающие последствия для Сирии, погрузившейся в гражданскую войну.

«Если турки прекратят поддерживать джихадистов в рядах сирийской оппозиции, их дни будут сочтены», — говорит Хуссейни. По мнению политолога, такой вариант развития событий возможен только в том случае, если Путин пообещает прекратить поддерживать сирийских курдов.

При этом, продолжает Штайнбах, многое указывает на то, что Эрдоган готов отказаться от идеи свержения Асада. Не потому, что ему важен мир в Сирии, а из-за того, что он сегодня нуждается в таком партнере, как Путин. Подобный сценарий, замечает автор статьи, делает возможным переговорное решение сирийского конфликта.

А вот по мнению Хуссейни, то, что дело дойдет до по-настоящему серьезного альянса между Путиным и Эрдоганом, способного изменить расстановку сил в мире, маловероятно.

«Эрдоган ругает Запад, но тот ему нужен. Вряд ли он готов отказаться от западной поддержки ради сближения с Путиным», — считает он. По мнению политолога, примирение с Путиным ориентировано, скорее, на укрепление власти внутри страны.