Posted 16 августа 2016,, 13:00

Published 16 августа 2016,, 13:00

Modified 31 января, 11:30

Updated 31 января, 11:30

Принуждение к разоружению

16 августа 2016, 13:00
Неядерные страны в ООН не оставляют попыток заставить государства с атомным оружием начать от него избавляться.

В женевском офисе ООН во вторник открывается заключительная сессия так называемой рабочей группы открытого состава, которая рассмотрит и примет в окончательном варианте документ, предлагающий пути для полного ядерного разоружения и запрета этого ОМУ.

Ядерное оружие, которым время от времени страны, владеющие им, грозят миру и которое каждую минуту может стать последним катастрофическим аргументом в любом из региональных конфликтов, «проживает» и вторую — параллельную — жизнь. В стенах ООН и в многолетних усилиях сотен антиядерных организаций, стремящихся избавить, наконец, планету от оружия массового поражения.

Две эти его «жизни», впрочем, почти не пересекаются. Вторая — с отчаянными усилиями его запрета — и вовсе пребывает в тени бушующего мира. Прежде всего, потому что официальный и неофициальный клубы ядерных государств не готовы (попросту не хотят) присоединиться к подобной для них перспективе. Однако неядерные страны и антиядерные неправительственные организации упорно — на уровне ООН — продолжают искать законные пути запрета ядерного оружия.

Одними из таких заметных шагов стали решения 70-й Генассамблеи ООН, на которой осенью и в начале зимы прошлого года было принято около 25 антиядерных резолюций, касающихся угроз использования ядерного оружия. Пожалуй, главная из них — «Объединенные усилия на пути к полной ликвидации ядерного оружия». По сути, она направлена на спасение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), последнего сдерживающего фактора его «расползания» по миру. Резолюция подтверждает «решающее значение ДНЯО как краеугольного камня международного режима ядерного нераспространения и одной из важнейших основ для дальнейшей работы по достижению трех главных целей Договора, а именно ядерного разоружения, ядерного нераспространения и использования ядерной энергии в мирных целях».

Резолюция призывает страны, обладающие ядерным оружием, «осуществить полную ликвидацию своих ядерных арсеналов, ведущую к ядерному разоружению». Особые надежды возлагаются на Россию и США, которым «рекомендуется как можно скорее начать переговоры в целях осуществления более глубоких сокращений их ядерных арсеналов, имея в виду завершить такие переговоры как можно скорее». Документ «настоятельно призывает также все соответствующие государства незамедлительно начать на Конференции по разоружению переговоры по договору о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и заключить его скорейшим образом». Резолюцию поддержали 50 стран мира — притом что членами ООН являются более 180.

Еще один важный документ — «Гуманитарные последствия применения ядерного оружия». В нем отмечается, что «ни одно государство и ни одна международная организация не смогут успешно справиться с чрезвычайной гуманитарной ситуацией, вызванной взрывом ядерного оружия, или обеспечить надлежащую помощь пострадавшим» и что «ради выживания человечества следует добиться того, чтобы ядерное оружие никогда и ни при каких обстоятельствах не было применено вновь». Обеспечить это, указывается в документе, можно единственным способом — полностью его ликвидировать. При открытом голосовании резолюцию о гуманитарных последствиях применения ядерного оружия поддержали 159 стран.

Особого внимания заслуживают еще две резолюции ООН. Это — «Нравственные императивы для мира, свободного от ядерного оружия». («Глобальная угроза, создаваемая ядерным оружием, должна быть безотлагательно ликвидирована; …оно несет невыразимые страдания и неприемлемый ущерб».) А также — «Всеобщая декларация о построении мира, свободного от ядерного оружия». («Мы …вновь выражаем серьезную озабоченность по поводу угрозы, которую создает для человечества существование ядерного оружия, и вновь подтверждаем, что его полная ликвидация по-прежнему является единственной абсолютной гарантией против его применения или угрозы применения».)

Следует отметить, что подобные резолюции готовились и принимались в стенах ООН и в прошлые годы. Их особенность заключается в том, что, как правило, готовят такие документы и голосуют за них неядерные государства — прежде всего, африканские, южноамериканские и островные (типа Вануату и Сейшельских островов), а также — восточноевропейские. Конечно, поддерживают документы ООН о ядерном нераспространении и уничтожении ядерного оружия и европейские страны. Но обычно это хорошая мина при плохой игре с большой долей цинизма. Документы эти фактически никого и ни к чему не обязывают.

Несмотря на определенный скептицизм дипломатов (прежде всего — ядерных стран) и общественности по отношению ко все новым и новым резолюциям о запрете ядерного оружия, похоже, в этот раз ООН одним только голосованием решила не ограничиться. Для этого был принят документ действия под названием «Продвижение процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению». Им предписывается создание рабочей группы «открытого состава» для обстоятельного рассмотрения конкретных и эффективных правовых мер, положений и норм, которые потребуется принять для построения и сохранения мира, свободного от ядерного оружия».

Интересная статистика — с инициативой безъядерного мира выступили такие страны: Австрия, Бразилия, Венесуэла (Боливарианская Республика), Гана, Гватемала, Грузия, Ирландия, Кения, Коста-Рика, Лихтенштейн, Мальта, Маршалловы Острова, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Панама, Перу, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор и Южная Африка.

Как отмечают западные антиядерные НПО, главную роль в этой компании играет Мексика, которая и предложила идею создания новой открытой рабочей группы. Для объяснения важности этой инициативы достаточно сказать, что Конференция по разоружению с 1996 г. пребывает в полном анабиозе, не выработав ни единого взаимоприемлемого предложения после заключения ДНЯО.

Выработка инициатив по принуждению государств ядерного клуба к участию в обсуждении и разработке плана по ликвидации их ядерного оружия продолжается вот уже почти восемь месяцев. По решению последней Генассамблеи ООН в Женеве зимой и весной этого года работали эти самые специальные группы открытого состава, которые провели не менее пяти сессий. Последние обсуждения проекта отчета запланированы на 17 и 19 августа сего года с участием представителей правительств с тем, чтобы утвердить окончательный его вариант для рассмотрения на следующей 71-й сессии Генассамблеи ООН.

Как же именно указанные страны полагают принудить ядерные государства к сотрудничеству в вопросе их разоружения?

В 25-страничном документе отмечается, что существует реальная угроза использования ядерного оружия, которая приведет мир к катастрофе. Указано также на очень медленный прогресс в деле ядерного разоружения. И в связи с этим отмечена крайне неудовлетворительная работа всей «разоруженческой машины» ООН, включая Комитет по разоружению, стагнирующий уже в течение 20 лет. (По сути, созданная ООН рабочая «открытая группа» является некой альтернативой этому Комитету. Однако интересно, что при этом он так и не был упразднен, что было бы, видимо, логично из-за его несостоятельности.)

Как отмечается в проекте документа, «большинство государств высказалось в поддержку начала переговоров на заседании Генеральной Ассамблеи в 2017 году, открытых для всех государств, международных организаций и гражданского общества, в результате которых был бы принят законодательно обязывающий документ, запрещающий ядерное оружие, определяющий общие запреты и обязанности, а также политические обязательства для достижения и поддержания мира, свободного от ядерного оружия». Предложение это дополнено конкретными мерами.

В документе указывается, что значительная часть государств, принимающих участие в выработке тактики по вовлечению ядерных стран в процесс разоружения, выступила за всеобъемлющую конвенцию по запрету ядерного оружия. При этом указывается, что начать можно с составления четкого и верифицирующего графика ядерного разоружения, которое приведет к его уничтожению.

Однако, как сообщили мне несколько дней назад в международной НПО UNFOLD ZERO, аккредитованной при ООН и принимающей активное участие в процессе, еще одна влиятельная НПО «Базельский офис по мирному урегулированию» представила новые предложения для внесения в проект открытой группы ООН. Они касаются самой серьезной головной боли для антиядерщиковобеспечения участия ядерных государств в работе над запрещением ОМУ. Главное заключается в требовании провести конференцию всех стран под эгидой ООН, чтобы проголосовать поправку к ДНЯО о запрете ядерного оружия. Похоже, это самое разумное предложение из всех, которые прозвучали на сессиях открытой группы. Понятно, что такая поправка должна иметь обязывающую силу. А иначе и ее может ожидать судьба десятков антиядерных резолюций — в пользу, так сказать, бедных.

В новом предложении указывается, что «если одна треть государств-участников ДНЯО заявит о необходимости созвать такую конференцию, депозитарии ДНЯО (Россия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты) по закону обязаны провести ее, пригласив все государства-участники Договора, чтобы обсудить предлагаемый запрет ядерного оружия».

Примет ли открытая группа это важное предложение, станет ясно в ближайшие дни в Женеве.

Алла Ярошинская