Posted 26 августа 2016,, 14:31

Published 26 августа 2016,, 14:31

Modified 31 марта, 02:06

Updated 31 марта, 02:06

Меркель и таборитская вольница

26 августа 2016, 14:31
Бундесканцлеру не удалось обуздать чешских политиков — вместо согласия принять мигрантов они начали требовать отмены санкций против России.

Визит Канцлера Германии Ангелы Меркель в Чехию можно было назвать предвыборным — как раз через год, в августе или сентябре 2017 года, в Германии будут избирать Бундестаг, после чего станет ясно, кто окажется следующим главой немецкого правительства. Меркель наверняка помнила об этом, отправляясь в Прагу. При этом она не могла не понимать, что дипломатического успеха этот визит не принесет и его можно будет назвать удачным, если дело просто обойдется без скандалов.

Неофициальную цель немецкого канцлера можно сформулировать так: «построить» таборитскую вольницу чешских политиков и добиться от них поддержки миграционной политики Германии. Однако изначально было понятно, что это вряд ли удастся. Главной задачей для Германии была попытка уговорить чехов принять по квотам сирийских мигрантов. Однако власти Чехии заранее предупредили, что категорически отказываются это делать и пообещали еще раз обозначить непреклонность своей позиции на встрече с бундесканцлером.

Самой нейтральной частью визита Меркель стали официальные переговоры с премьер-министром Чехии Богуславом Соботкой. Лидер Чешской социал-демократической партии, главной в нынешней правящей парламентской коалиции, по своим внутренним убеждениям, возможно, даже согласился бы принять сирийских беженцев. Но он знает, что, по данным социологов, политик, принявший такое решение, в глазах трех четвертей чехов превратится в «политический труп». Так что Меркель избегала ставить Соботку в неудобное положение и квоты на мигрантов с ним не обсуждала.

Напротив, по итогам встречи она заявила о прекрасных отношениях между двумя странами. То есть, с учетом разницы размеров экономик, фактически подтвердила, что Чехия продолжает плыть в русле немецкой политики. За одним маленьким исключением — вопроса о беженцах.

Богуслав Соботка тоже на эту тему спорить не стал. Он изначально говорил, что будет обсуждать с Меркель сотрудничество в научной области, скоростное железнодорожное сообщение с Германией (с учетом того, что кратчайший путь из Дрездена в Мюнхен лежит через Прагу), а также борьбу с наркоторговлей. Так что на итоговой пресс-конференции чешский премьер дипломатично заявил, что подходы к решению проблем миграции у Германии и Чехии в целом общие, сложность лишь в вопросе с квотами на их расселение в странах ЕС.

После встречи с Соботкой Меркель отправилась общаться с чешскими и немецкими промышленниками и учеными. При этом стоит отметить, что немецкого канцлера везде ожидали как ее сторонники, так и противники. Лозунгом симпатизантов Меркель были слова активиста и политика Томаша Печинского: «Да здравствует Меркель, да здравствует Европа!» Ее противники отвечали в основном нецензурно. Хотя нельзя сказать, что обеспечение безопасности в ходе визита было на высшем уровне, например, в какой-то момент в кортеж немецкого канцлера встроилась случайная машина чешского водителя, тем не менее, в целом обошлось без драк.

На свое счастье, чешский язык канцлер Германии, скорее всего, не понимает. Правда, часть ругательств, которыми ее пытались оскорбить, Меркель могла понять, в силу знания русского. Например, одно из самых мягких звучало как «немецка свине». Впрочем, кричали противники главы германского правительства и по-немецки, ведь в Прагу «приветствовать» Меркель приехали некоторые активисты антимигрантского и националистического немецкого движения PEGIDA.

Но хуже любой брани для Меркель прозвучали слова бывшего секретаря экс-президента Чехии Вацлава Клауса Ладислава Якла, который пожелал, чтобы немцы поскорее отстранили ее от власти.

Можно сказать, что европейские праворадикалы, съехавшиеся из нескольких стран в Чехию, чтобы протестовать против визита Меркель, пожалуй, впервые взяли на вооружение тактику антиглобалистов. Что же касается собственно чехов, то они, возможно, сыграли плохую шутку со своей страной. Если Ангела Меркель снова станет канцлером Германии, что весьма вероятно, то тем из чешских политиков, которые откровенно потворствовали маргиналам, вряд ли в ближайшие годы будет легко выстраивать отношения с Германией.

Скандальный прием, оказанный Меркель в Чехии, может не в лучшую сторону отразиться и на экономических отношениях этой страны с Германией. Конечно, берлинские власти не вмешиваются в инвестиционную политику частных компаний, но ведь они могут и просто посоветовать, куда немецкому бизнесу лучше направлять свои капиталы.

Ведь Меркель критиковали не только на улицах, но и на официальных встречах с президентом Чехии Милошем Земаном, а затем и в разговоре с вице-премьером и министром финансов Андреем Бабишем, который рассчитывает в 2017 году по итогам парламентских выборов возглавить чешское правительство.

Вопреки той репутации, которую Земан приобрел своими иногда весьма резкими высказываниями, он вел себя с гостьей весьма вежливо и даже начал встречу с приветствия на немецком. Однако в ходе переговоров очень быстро вновь возник миграционный вопрос.

Как оказалась, это не единственная неудобная для Ангелы Меркель тема. На всех встречах ей неожиданно пришлось обсуждать еще и европейские санкции против России. Не зря, наверное, немецкая газета Die Welt писала накануне этого визита, что даже Владимир Путин, и тот в Чехии сейчас популярнее, чем канцлер ФРГ.

Не успела Меркель на пресс-конференции по итогам встречи с чешским премьером буднично объяснить, что отмена санкций зависит от соблюдения Кремлем Минских соглашений, как на ту же тему вдруг заговорил Милош Земан. А затем еще и спикер Сената Чехии Милан Штех передал госпоже канцлеру предложение отменить санкции против России. Тут уже, судя по всему, спокойствие оставило Меркель, и она ответила достаточно едко, сообщив, что знакома с теми проблемами, которые эти санкции создают для Чехии. На том ее явно не самый приятный визит в чешскую столицу и закончился.

Иван Преображенский, Прага