Posted 29 августа 2016,, 10:50

Published 29 августа 2016,, 10:50

Modified 31 марта, 02:05

Updated 31 марта, 02:05

Сайдик сожалеет, что он не гадалка

29 августа 2016, 10:50
В Минске в очередной раз договорились о прекращении огня в Донбассе. Мир должен наступить 1 сентября, но даже спецпредставитель ОБСЕ его не гарантирует.

Количество заседаний Контактной группы по Украине, кажется, уже не поддается учету. Очередной ее сбор прошел в Минске 26 августа. Интерес к нему среди журналистов хотя и был достаточно высоким, но все же уже не тем, что еще совсем недавно. Если раньше в фойе «Президент-отеля» не хватало столиков для всех желающих, то теперь оставалось очень много свободных мест. Кстати, представители СМИ вместе с постояльцами гостиницы заходили внутрь через один и тот же центральный вход, работавший, к слову сказать, в обычном режиме, а потому к ним периодически подходили охранники с невинным вопросом: «Вы заселяться приехали?»

Можно также отметить, что поскольку минские встречи, в какой-то степени, стали уже для журналистов рутинными, то теперь они не спешат передавать в свои издания «сенсационные» новости типа «участник Х. прибыл на переговоры», а ждут результатов. Выходом в прямой эфир, кажется, на этот раз отметился один-единственный украинский телеканал. И даже выходивших с переговоров практически никто не подлавливал со своими вопросами. Можно вспомнить, что на предыдущей встрече, которая состоялась в начале августа, никого не заинтересовал даже Борис Грызлов.

Примечательно, что представители официального Киева и Луганска с Донецком ходят на переговорах «отдельными колоннами», и с журналистами всегда общаются также в разное время. На этот раз, кстати, вообще никого из спикеров от ЛДНР (так уже привычно называют обе самопровозглашенные республики разом) никому поймать не удалось.

Но интерес к процессу решила подогреть представитель Украины в гуманитарной подгруппе, вице-спикер Рады Ирина Геращенко, пригласившая сотрудников СМИ на свой брифинг. На нем она, в частности, заявила, что Украина готова идти на компромиссы при решении гуманитарных вопросов.

«В гуманитарном блоке Минских соглашений мы готовы к компромиссам ради двух целей: первое — это освобождение всех заложников, незаконно удерживаемых как в тюрьмах на „оккупированных“ территориях, так и в тюрьмах Российской Федерации. Также мы настаиваем на беспрепятственном доступе гуманитарных международных миссий на всю территорию конфликта. Сегодня, по информации СБУ, которой мы пользуемся при работе гуманитарных групп, в этом ужасном списке, которые незаконно удерживаются, 107 человек — это военные и гражданские на „оккупированной“ территории, и девять человек удерживаются в тюрьмах Российской Федерации», — сказала Геращенко.

При этом политик отметила, что переговоры по обмену «заложниками» (почему-то пленных или арестованных частенько называют именно так) необходимо вести напрямую с Россией.

В очередной раз всплыл и еще один вопрос, регулярно поднимаемый официальным Киевом: о контроле за границей между РФ и Донбассом, в той его части, которая находится под «опекой» ополченцев. Ирина Геращенко вновь заявила о необходимости создания пятой подгруппы в Минске — для решения проблемы «возвращения контроля над границами».

«Вопрос границы для украинской стороны является принципиальным, поэтому так серьезно весь этот год мы боремся за то, чтобы была создана подгруппа по вопросу возвращения контроля над границей, а также по допуску ОБСЕ к украинско-российской границе, чтобы международная нейтральная организация могла контролировать, что там происходит», — пояснила Геращенко.

Кроме того, Ирина Геращенко, «пользуясь случаем», решила высказаться по теме, которая вообще-то лежит вне рамок Минского диалога, а именно: призвала власти Белоруссии не направлять своих представителей в «оккупированный Крым» для наблюдения за выборами в Государственную думу РФ, которые назначены на 18 сентября.

Как отметил в кулуарах один из членов российской делегации, это «свидетельство того, что официальный Киев еще далек от заключения мира по всем параметрам».

Но все же после прошедших переговоров были и хорошие новости. В частности, речь идет о договоренности о бессрочном прекращении огня с полуночи 31 августа.

«Трехсторонняя контактная группа при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей заявила о необходимости бессрочного прекращения огня в связи с началом нового учебного года. Призываю все стороны выразить свою поддержку этому заявлению на высшем уровне», — сказал спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Мартин Сайдик.

Сайдик напомнил, что год назад контактная группа уже выступала с аналогичным призывом. «К сожалению, сейчас год прошел, и мы вынуждены делать это заново… Необходимо, чтобы мы это опять сделали во благо детей и всех жителей этого края, которые так нуждаются в безопасности и покое», — отметил он. При этом, подчеркнул представитель ОБСЕ, прошлый сентябрь был самым тихим и безопасным месяцем за все время конфликта на Донбассе в прошлом году.

К сожалению, видимо, потому что 1 сентября еще не наступило, стороны торопятся настреляться «впрок». Об обстрелах сообщают как представители штаба АТО, так и донбасские ополченцы. По информации последних, вчера в Донецке от пуль снайпера погибли два гражданских лица. Но вернемся к пятничным переговорам.

Также Мартин Сайдик проинформировал, что на следующей (наступившей уже) неделе вопросы работы Трехсторонней контактной группы по Украине будут рассмотрены в качестве одного из основных вопросов на неформальной встрече глав МИД ОБСЕ в Потсдаме. «Немецкое председательство основательно подготовило обсуждение этого вопроса», — отметил дипломат, выразив надежду на конструктивное обсуждение вопросов в ходе данной встречи.

О больших надеждах на данную встречу заявила и официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова на своем брифинге в Москве, состоявшемся еще 25 августа. «Рассчитываем, что Потсдамская встреча германского председательства станет успешной. Готовы к открытому и наполненному, содержательному диалогу, а также поиску совместных ответов на общие вызовы», — отметила Захарова.

Все сказанное вроде бы должно свидетельствовать о том, что стороны настроены на скорейшее урегулирование конфликта, но при этом хорошо известно, сколько вопросов, причем не глобальных, а, на первый взгляд, достаточно мелких, остаются неурегулированными и решаются с огромным трудом. В качестве примера тот же Сайдик привел ситуацию с контрольным пунктом въезда-выезда «Золотое» в Луганской области.

«Мы до сих пор не получили четких обязательств от ОРЛО (отдельных районов Луганской области — то есть ЛНР — авт.) относительно открытия пункта пропуска „Золотое“. Наш представитель Тони Фриш недавно был по обе стороны пункта пропуска. Он рассказал, что в отличие от представителей ОРЛО, украинская сторона предприняла все необходимые меры, которые позволят открыть этот пункт в течение нескольких дней», — сказал спецпредставитель председателя ОБСЕ. Он обратил внимание на то, что в настоящее время в Луганской области вообще нет пункта пропуска для доставки гуманитарной помощи и проезда автотраспорта, а лишь пешеходный переход возле Станицы Луганская.

А потому, наверное, неудивительно, что представители различных делегаций «единогласно» признаются, что переговоры идут очень тяжело, со взаимными в обвинениями в «неконструктивной позиции», что не ускоряет достижения договоренностей.

На «наивный» вопрос корреспондента «Росбалта», сколько же еще будут продолжаться переговоры, чтобы на них наконец-то стороны договорились «до всего», Мартин Сайдик сказал достаточно образно: «О, если бы у меня был большой шарик (для гадания), я бы ответил!»

Следующий раунд переговоров Трехсторонней контактной группы, как ожидается, состоится 7 сентября, но понятно, что и тогда не будут даны ответы, на все имеющиеся вопросы. Дай бог, чтобы хотя первая неделя сентября получилась «самой тихой», и переговорщики смогли совместно этому порадоваться.

Герман Напольский, Минск