Posted 7 октября 2016,, 21:02

Published 7 октября 2016,, 21:02

Modified 31 марта, 01:38

Updated 31 марта, 01:38

Как Польша почернела

7 октября 2016, 21:02
Темная волна захлестнула правящую партию «Право и справедливость» - так польские медиа описывают победу женщин в борьбе за ограниченное право на аборт.

Парламент Польши отклонил законопроект о полном запрете абортов, который в первом чтении ранее поддержало большинство депутатов. Теперь правящее большинство 352 из 460 народных избранников проголосовали «против». Поменять свою позицию правящую в стране партию «Право и справедливость» (ПиС), лидером которой является Ярослав Качиньский, заставили массовые протесты, местами принявшие даже формы забастовок.

Стоит напомнить, что Польша - страна католическая, и религия здесь играет очень большую роль в жизни общества. Совместными усилиями церкви и консервативного большинства политиков аборты в современной Польше и так практически запрещены. Исключение может быть сделано только в трех случаях: при беременности в результате изнасилования, наличии высокой вероятности пороков развития у плода или, наконец, угрозе жизни матери.

Те же польки, которые хотят прервать беременность по другим причинам, делают это нелегально, чаще всего — за границей. Любой поисковый запрос на польском по слову «аборт» сопровождается контекстной рекламой словацких, чешских и некоторых других европейских клиник, которые на польском же языке рекламируют свои услуги.

Теперь же правительство правоконсерваторов собралось вовсе запретить аборты и вдобавок объявить медицинское прерывание беременности уголовным преступлением, причем подразумевается, что судить будут как врачей, так и самих женщин. Попутно, как и в России, решено было запретить бэби-боксы, где мать может анонимно оставить новорожденного.

Однако специфика ПиС, как и многих других новых правых европейских партий сегодня в том, что в первую очередь они популисты и лишь во вторую — консерваторы. Это, вероятно, и стало причиной того, что соратники Качиньского дрогнули под давлением общественного мнения.

Масштабные акции протеста, напомним, шли в Польше практически с самого начала обсуждения законопроекта. Однако особенно они активизировались после его утверждения польским парламентом (Сеймом) в первом чтении. В минувший понедельник около 100 тысяч человек не менее чем в 50 городах Польши вместо работы вышли на демонстрации протеста против планов властей ужесточить законодательство в области прерывания беременности. Цветом движения был выбран черный — цвет траура.

Польский сегмент «Фейсбука» был заполнен красочными фотографиями с сотнями и тысячами зонтов (не только черных, поскольку не у всех демонстранток и демонстрантов они нашлись). Погода не позволяла выйти на протесты без зонта, но в этом числе ПиС скорее повезло, поскольку в противном случае демонстрантов могло оказаться заметно больше.

Впрочем, хватило и этого. Правящая партия решила действовать постепенно, как ее российские коллеги, которые обычно долго разными способами тестируют общественное мнение, находят аргументы, при помощи которых проблему можно «заболтать» или извратить, а затем уже принимают очередной репрессивный закон, убеждая в его массовой поддержке.

Так, кстати, сейчас происходит в России и с проблемой абортов. Как свидетельствует многолетняя динамика соцопросов, большинство россиян (особенно женщин) считают, что государству нечего лезть в эти подробности их личной жизни, и это тот редкий случай, когда они сами точно в состоянии решить, как правильно поступать. Однако власти считают, что количество абортов (по официальным данным — около 700 000 тыс. в год, по экспертным оценкам — до 3 млн) слишком велико, и постепенно начинают приучать россиян к тому, что легальный аборт — удел богатых, а стандартная медицинская страховка в будущем уже не будет покрывать расходы на прерывание беременности без специальных медицинских показаний.

А потом, глядишь, удастся довести ситуацию до жестких запретов, аналогичных польским. Впрочем, будущее абортов в Польше весьма туманно. После того как ПиС своей неумелой (резкой и непоследовательной) политикой сделало эту проблему одним из главных политических вопросов в стране, нет сомнений, что оппозиция сделает своим козырем борьбу за право на искусственное прерывание беременности. И, кто знает, не получится ли так, что в случае поражения ПиС на парламентских выборах в 2019 году попытка этой партии запретить аборты приведет к обратному эффекту, и они будут разрешены и станут в Польше таким же обычным делом, как сейчас в России или некоторых странах Западной Европы.

Иван Преображенский