Posted 11 октября 2016,, 15:23

Published 11 октября 2016,, 15:23

Modified 31 марта, 01:36

Updated 31 марта, 01:36

Соглашение с косточкой

11 октября 2016, 15:23
Владимир Путин договорился с Реджепом Эрдоганом о возвращении в Россию турецких фруктов и возобновлении «Турецкого потока», но не о совместных действиях в Сирии.

Российский лидер в целом успешно посетил Турцию, где провел переговоры с ее президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом — впервые после резкого обострения двусторонних отношений в ноябре 2015 года, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик. Кремль рапортует о том, что удалось договориться по ключевым вопросам двусторонних экономических отношений.

Во-первых, правительство РФ разрешило вернуться на российский рынок турецким сельхозпродуктам, включая цитрусовые. «Хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня правительство РФ приняло решение допустить на российский рынок целую группу турецких товаров — товары сельхозпроизводства: косточковые так называемые и цитрусовые продукты», — заявил по итогам переговоров Владимир Путин.

Президенты встретились после завершения специальной сессии 23-го Мирового энергетического конгресса, и в их присутствии была решена вторая ключевая экономическая задача. Министры энергетики двух стран Александр Новак и Берат Албайрак подписали межправительственное соглашение по газопроводу «Турецкий поток». При этом, по словам Путина, в рамках обсуждения проекта Москва и Анкара также договорились о предоставлении Турции скидки на газ.

В свою очередь, министр энергетики РФ Александр Новак уточнил, что сухопутным участком трубопровода в рамках первой нитки будет владеть турецкая компания, и только в рамках второй нитки будет создано совместное предприятие.

«Основные параметры — две нитки по 15,75 млрд кубометров газа. Российская компания будет строить и владеть морским участком, сухопутным участком будут владеть турецкие потребители, это первая нитка. А вторая нитка — будет совместное предприятие создано. Это нитка, которая будет по границе с сопредельным государством проходить, собственно, для обеспечения транзита газа», — уточнил Новак.

С учетом того, что это очевидная уступка с российской стороны, не так удивительно, что Эрдоган, в свою очередь, отметил, что работы по «Турецкому потоку» будут ускорены. «С точки зрения турецко-российских отношений сегодня мы провели очень эффективный рабочий день. Я целиком и полностью уверен, что процесс нормализации турецко-российских отношений продолжится полным ходом», — радостно констатировал по итогам переговоров турецкий лидер.

Однако в реальности все это выглядит как красивые декларации, на фоне обострения ситуации в Сирии, где, по мнению многих аналитиков, резко возрос риск прямого военного столкновения России и ее сирийских союзников с одной стороны — и США с другой. Турция в этом противостоянии теоретически должна оказаться на стороне американцев, поскольку входит в НАТО. И как раз вот эта проблема, судя по заявлениям лидеров России и Турции, решена не была.

О Сирии президенты России и Турции вообще почти не говорили, хотя нет сомнений, что не обсудить ее не могли. Однако отсутствие заявлений по сирийскому кризису свидетельствует о том, что договориться о чем-либо Путину и Эрдогану не удалось.

Так что на фоне угрозы крупного военного конфликта соглашения по «косточковым» выглядят, по меньшей мере, слабо, как бы ни пытались в Москве и Анкаре преподать их в максимально выгодном свете.

Иван Преображенский