Posted 18 октября 2016,, 09:59

Published 18 октября 2016,, 09:59

Modified 31 января, 12:22

Updated 31 января, 12:22

Бомба для Турции

18 октября 2016, 09:59
Затеянная Анкарой ядерная программа грозит вылиться в далеко не мирный проект, не ограниченный лишь строительством АЭС. И Москва может оказать косвенное содействие в его реализации.

Информация о том, что США намерены (или уже стали) вывозить со своей военной базы «Инджирлик» в Турции ядерные боеприпасы, а также и то, что Анкара разворачивает масштабную программу по строительству атомных реакторов для развития энергетики, наводит на разные мысли. В частности, не готовится ли Анкара стать членом «ядерного клуба» — президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган как-то уже обмолвился о соответствующих амбициях своей страны. К этому стоит добавить явное отсутствие доверия к нему Вашингтона, давнее стремление Турции «не отставать» от Ирана и вообще играть решающую роль, как минимум, на Ближнем Востоке.

Идея стать членом легитимного или теневого «ядерного клуба» не такая бредовая, как это может показаться с первого взгляда. По имеющимся официальным данным, в настоящее время ядерное оружие имеют Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, КНДР и Израиль. Кроме того, на территории нескольких государств — членов НАТО, включая и Турцию, находится ядерное оружие США, которым эти страны могут воспользоваться в не мирное время — разумеется, с согласия «хозяев». Но, похоже, из списка американских «доверенных лиц» Турция выпадает, что может подстегнуть ее к созданию собственного ядерного оружия, которое, по неофициальной информации, уже есть у некоторых государств не ядерного клуба, либо у них наличествует реальная возможность получить его.

Речь, в том числе, идет о государствах Ближнего Востока — едва ли не самого конфликтного региона мира.

Все еще считается, что потенциально Иран близко стоит к созданию ядерного оружия, и это способно нарушить баланс сил не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Но при этом как-то не акцентируется внимание на ядерном потенциале Израиля и наличии ядерных боеголовок у Турции, поскольку первая страна является союзником США, а вторая — членом НАТО. Своих намерений заполучить ядерное оружие — в частности, из Пакистана — не скрывает и Саудовская Аравия. Но на такую угрозу Запад, по понятным причинам, тоже смотрит сквозь пальцы.

Таким образом, баланс сил в регионе все же нарушен или очень к тому близок. Так почему бы к гонке ядерных вооружений не подключиться Турции, у которой тоже есть солидный потенциал для получения ядерного оружия, оправдав это интересами безопасности своей страны.

Опираясь на совокупные данные различных военных экспертов, включая западных, отметим, что «благодаря» США на территории Турции находится более 50 атомных бомб B 61, и это уже можно расценивать как превращение этой страны в ядерную державу.

Но, строго говоря, наличие бомб говорит не о многом, хотя если их модернизировать, то «просто бомба» станет очень опасным оружием массового уничтожения с высокой точностью наведения. Эксперты, кроме того, отмечают, что в 2015 году Турция модернизировала 117 боевых самолетов F16, да так, что они стали пригодными для оснащения ядерным оружием. Ну, а на худой конец Турция может попросить об «услуге» Израиль или Саудовскую Аравию.

Пока Барак Обама является президентом США, такой сценарий вряд ли возможен. Но скоро в Белом доме его сменит Клинтон или Трамп, и как тогда будут развиваться события — большой вопрос. Многое зависит от того, столкуется ли Эрдоган с новым президентом США, или напротив, отношения между Анкарой и Вашингтоном охладеют еще больше.

Надо думать, что такой случай Турция предусмотрела, причем давно. Еще два года назад Die Welt писала о том, что Федеральная разведка Германии «шпионит» за Турцией, поскольку подозревает Эрдогана в намерении вооружить свою страну ядерным оружием — естественно, под прикрытием мирной атомной программы и необходимости наращивания выработки электроэнергии. И тут стоит напомнить, что у Анкары еще пять лет назад был заключен контракт с российским «Росатомом» на строительство огромного реакторного комплекса стоимостью в 15 миллиардов долларов. Несколько позже и на несколько большую сумму аналогичное соглашение было подписано и с японско-французским консорциумом.

Но, как пишет германское издание, суть не в самих контрактах, а в их содержании. А именно: Турция не дала своего согласия на вывоз отработанного топлива из страны, оставив решение этого вопроса на «когда-нибудь». А это наводит на мысль, что она стремится получить собственное ядерное оружие, плутониевую бомбу, чего можно добиться при помощи работы АЭС. По неофициальной информации, Эрдоган распорядился создать установки для обогащения урана аж шесть лет назад. Говорят также, что у Турции уже есть соответствующие центрифуги, которые она будто бы получила от Пакистана. К этому можно добавить, что приблизительно в вышеуказанный период Турция начала проводить испытания ракет повышенной дальности.

Собственно, удивляться стремлению Турции стать ядерной державой не стоит — она вряд ли воспользуется атомной бомбой, зато получит отличный рычаг сдерживания. А заодно и стабильный источник генерации электроэнергии, потребность в которой постоянно растет. И вот что интересно — российско-турецкая договоренность по АЭС «Аккую» может косвенно способствовать реализации турецких ядерных амбиций, и Москва, скорее всего, не будет этому противиться, поскольку по факту окажется «соучастницей» реализации планов Эрдогана. К тому же, когда одна страна строит и обслуживает АЭС в другой стране, включая поставки ядерного топлива, то получает за это колоссальные деньги. Другой вопрос, как к этому отнесется Иран, не говоря уже о Западе.

Как сообщил недавно Эрдоган по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным, стороны согласились не только ускорить реализацию проекта «Турецкий поток», но и «достигли важной договоренности еще больше ускорить работы по АЭС «Аккую». Он также выразил уверенность в том, что Россия и Турция сумеют «наверстать упущенное время».

Путин же особо отметил, что речь идет не просто о строительстве атомной электростанции, а о создании «целой новой высокотехнологической сферы в Турции с передачей технологий и подготовкой кадров». В настоящее время, добавил президент РФ, в России проходят подготовку более 200 специалистов соответствующего профиля.

Мало того, на недавней сессии ОДКБ в Ереване пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил журналистам, что если турецкая сторона пожелает, Россия может рассмотреть вопрос поставок ей «различных систем ПВО». И вообще стороны обсуждают сотрудничество в военно-технической сфере.

В общем, похоже на то, что Ближний Восток в среднесрочной перспективе ожидает парад ядерных амбиций, и с этим вряд ли возможно совладать — их только можно и нужно контролировать мировым ядерным институтам.

Но насколько необходимо Турции ядерное оружие? Может, оно вообще нанесет ей большой вред, поскольку в регионе начнется откровенная гонка ядерных вооружений, и Ближний Восток станет еще кошмарнее, чем он есть сегодня. На это можно возразить, что одна лишь информация о наличии у Анкары «небольшой бомбочки» способна защитить национальные интересы страны, особенно в условиях, когда американцы вывозят с ее территории ядерные боеголовки, а системы ПРО НАТО, как утверждают многие эксперты, не обеспечивают безопасность Турции. Более того, ПРО во многом вредит взаимоотношениям Турции с ее основным соперником на Ближнем Востоке — Ираном.

Но если информация о поэтапном превращении Турции в ядерную державу верна, то не перешагнет ли Иран за черту мирного атома, и не начнется ли вся эпопея с иранской ядерной программой снова?

Ирина Джорбенадзе