Posted 24 октября 2016,, 09:50

Published 24 октября 2016,, 09:50

Modified 31 марта, 01:27

Updated 31 марта, 01:27

В Ереване «нервно посмеялись» над инициативами Баку

24 октября 2016, 09:50
Азербайджан предлагает Карабаху статус автономии и намекает на то, что может вступить в ЕАЭС. Реализация обоих проектов не нравится Армении, но зависит от России.

В Армении крайне нервно отреагировали на интервью, которое дал РИА Новости президент Азербайджана Ильхам Алиев. Собственно, армянские эксперты и политики попытались его высмеять, хотя причин для веселья у них нет. А «смех» вызвали высказывания азербайджанского президента по урегулированию карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов. Суть их такова: когда берешь чужое — изволь его вернуть, а за это «тебе ничего не будет», кроме даже кое-каких преференций. Ну, а если не вернешь — пеняй на себя.

В данном конкретном случае Алиев, прикрытый «броней» России и Турции, а также — не исключено — Ирана — твердо стоит на своем: оккупированные азербайджанские территории армянам придется возвращать, и домой должны вернуться миллион беженцев.

«Международное право на нашей стороне. Ни одна страна мира, включая Армению, не признает Нагорный Карабах», — сказал он. Но, отметил президент, вопрос не решается главным образом потому, что Армения не желает деоккупации азербайджанских территорий и изменения статус-кво Карабаха.

«Мы никогда не согласимся на предоставление Нагорному Карабаху независимости, и армянская сторона прекрасно это знает», — сообщил Алиев. Вместе с тем, в качестве «разумного компромисса» он предложил Армении пока освободить другие азербайджанские земли, а со своей стороны — предоставить НКР статус автономной республики в составе Азербайджана, которого у этой территории прежде не было (при советской власти она была всего лишь автономной областью).

Он также заявил, что при таком сценарии безопасность населения Нагорного Карабаха, его жизнедеятельность, самоуправление, инвестиционные проекты со стороны Азербайджана будут обеспечены: «А больше этого компромисса мы предоставить не можем».

В Ереване и Степанакерте, видимо, не вполне понимают, либо понимают слишком хорошо, какими геополитическими и иными козырями располагает сегодня Азербайджан, а также кто и что за ним стоит, поэтому их реакция получилось хотя и ожидамой, но несколько «нервной». В частности, руководитель информационного управления президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян заявил, что предложение Алиева «смехотворно». «Я думаю, что это та же самая старая пластинка, которую постоянно азербайджанское руководство само проигрывает и само же слушает, потому что никто другой серьезно к таким предложениям относиться не может», — цитирует Бабаяна «Новости-Армения».

Он рекомендовал президенту Азербайджана «вместо подобного рода шуток и издевательств … начать более конструктивно и реально думать о том, как обеспечить безопасность и стабильность в регионе». Впрочем, отметил он, определенный прогресс в речах Алиева есть, поскольку прежде он грозился уничтожить Карабах: «Если так пойдет, может быть, через несколько месяцев он придет к единственному правильному решению, и Азербайджан признает Нагорно-Карабахскую Республику. Мы, в свою очередь, готовы тоже признать Азербайджанскую Республику, и после этого конфликт можно будет считать практически урегулированным».

В общем, почему-то и в Степанакерте, и в Ереване делают вид, что Азербайджану в итоге придется признать независимость НКР, но на что опирается такая уверенность, непонятно. Так, политолог Грант Мелик-Шахназарян заявил, что «независимость НКР в любом случае должна быть признана мировым сообществом», и предложения Азербайджана не реалистичны. «Я думаю, что пройдет еще некоторое время, и власти Азербайджана поймут, что в любом случае они должны считаться с мнением армян Арцаха (Нагорный Карабах — прим. авт.), и в конечном итоге признать его независимость».

А в Ереване, так сказать, на официальном уровне, Алиеву ответствовали, что статус Нагорно-Карабахской Республики определяет не президент Азербайджана, а народ Арцаха. «У меня создалось впечатление, что Алиев подсознательно ошибся, и вместо независимого государства сказал «автономная республика», — «поддел» азербайджанского президента вице- спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов. Он напомнил о праве на самоопределение как одном из трех базовых принципов урегулирования карабахского конфликта, поддерживаемых государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которая, кстати, практически полностью отошла в «карабахскую тень».

Шармазанов, кроме того, категорически исключил участие Турции в урегулировании, ответив тем самым главе МИД России Сергею Лаврову, заявившему, что Анкара может сыграть позитивную роль, обеспечивая разблокирование Нагорного Карабаха и нормальное взаимодействие в регионе. Хотя прежде, подчеркнул армянский политик, Лавров сам признавал, что действия Турции во время апрельских военных событий в конфликтной зоне были призывами не к миру, а, скорее, к войне, что противоречит мирному процессу. «Турции нет места в карабахском урегулировании», — сказал Шармазанов. На это, подчеркнул он, никогда не согласятся ни Армения, ни НКР.

Но, видимо, спохватившись, что с языка сорвалось лишнее, а Лаврова трогать не следовало, — вице-спикер армянского парламента поспешил добавить, что он не считает, что Россия ведет «двойную игру».

Но какую-то игру Россия и Азербайджан все же ведут, иначе Алиев не договорился бы до того, что не исключил вступление Азербайджана в ЕАЭС. Конечно, тут можно возразить, что восточные политики произносят ни о чем не говорящие «сладкие речи», дабы потешить слух тех, кто хочет их услышать. Но в случае с Алиевым надо четко разграничивать — намекает ли он и почему или откровенно говорит неправду, как, например, утверждая, что с правами человека в Азербайджане все так гладко и безупречно, что ему впору позавидовать странам с устоявшимися демократическими традициями.

А насчет вступления в ЕАЭС, членом которого, кстати, состоит и Армения, Алиев долго «наводил тень на плетень», говоря, что Азербайджан чувствует себя «достаточно уверенно» в том качестве, в котором он сегодня находится — и экономически, и политически. Но так ли это на самом деле? Президент Азербайджана, к примеру, утверждает, что бедности, «как социального явления», в республике нет, а безработица не превышает пяти процентов. Достаточно послушать жалобы самих азербайджанцев, чтобы понять — президент выдает желаемое за действительное.

Кроме того, он постоянно ждет и время от времени констатирует активизацию внешних сил, желающих уничтожить «режим Алиева» как явление, и ищет себе партнеров даже там, где прежде не искал — в качестве примера можно привести Иран. Алиеву есть чего и кого бояться — главным образом, Запада, — и было бы глупо, если бы он этого не делал. Президент Азербайджана может сколько угодно рекламировать достижения своей страны, говорить о ее самодостаточности и военной мощи, но, как говорится, «и не такие колоссы падали».

И Алиев, надо полагать, это прекрасно понимает. После того, как он превознес до небес возможности Азербайджана, ему все же пришлось признать: «Появляются новые угрозы, новые вызовы, мы видим, как все горит, создаются новые очаги дестабилизации, новые потенциальные источники рисков. В этих условиях, конечно же, от тесного взаимодействия с традиционными партнерами очень многое зависит. Сегодня формат нашего экономического сотрудничества со странами-членами ЕврАзЭС (ЕАЭС — авт.), да и политического, он достаточно прочен. Для того, чтобы идти по пути интеграции, конечно, нужна мотивация. Она может быть экономической, социальной, политической, любой другой. И мы сейчас в этом направлении работаем».

Он не сделал секрета из того, что в ЕАЭС для Азербайджана «приоритетным партнером является Россия» — с ней у республики «самый большой товарооборот» и «самый высокий» уровень взаимопонимания и взаимодействия: «с Россией и в политическом, и в социально-экономическом плане никаких проблем нет». Так что, в контексте вступления Азербайджана в ЕАЭС, резюмировал Алиев, «ничего нельзя исключить».

Но Армения и тут «не оставляет шансов» Азербайджану. Уже упомянутый политолог Шахназарян сообщил агентству «Новости — Армения», что «в ближайшей перспективе у Азербайджана нет шансов оказаться в ЕАЭС», и вообще Армения должна этому воспротивиться. «Для Армении это, по меньшей мере, внешняя угроза, если ценой вступления Азербайджана в ЕАЭС будет рассматриваться территория Арцаха. С другой стороны, очевидно, что при наличии нерешенного конфликта ЕАЭС не сможет функционировать полноценно, если там окажутся и Армения, и Азербайджан», — сказал он.

Вероятно, армянский эксперт попал в точку, поскольку за «просто так» Азербайджан в ЕАЭС не пойдет. То есть Россия должна будет не только пообещать ему урегулирование карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов в пользу Баку, но и осуществить это на деле. С другой стороны, для Азербайджана сейчас важнее вступить в ОДКБ (хотя он и говорит, что не собирается этого делать), чем в ЕАЭС, поскольку военно-политическая составляющая его безопасности в настоящее время гораздо актуальнее, чем финансово-экономическая.

Словом, ситуация в Азербайджане и вокруг него сейчас во многом зависит от «ударной силы» России во взаимоотношениях и с Баку, и с Ереваном. Но вот что интересно: во всех делах вокруг Карабаха все настойчивее мелькает Анкара, причем ее явно «приваживает» Москва. После того, как о турецком участии обмолвился глава МИД России Сергей Лавров, — видимо, это был пробный шар, — в конце минувшей недели турецкий фактор в карабахском урегулировании обозначила официальный представитель российского МИД Мария Захарова. По ее словам, если Турции «есть что добавить именно в позитив», то «здесь не может быть каких-то проблем».

Армяне в очередной раз почувствовали себя преданными Россией. В Ереване говорят, что последнее дело подключать к процессу урегулирования страну, осуществившую сто лет назад геноцид армян, да еще и не признавшую сей тяжкий исторический факт. В общем, очень многие в Армении не сомневаются в том, что Россия и Турция вступили в заговор против Еревана. Армянское издание Armworld приводит слова министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, в соответствии с которыми Турция и Россия договорились об «освобождении пяти оккупированных регионов» от армянских сил.

Это, конечно, может быть обычным бахвальством, а с другой стороны, речи турецкого министра могут означать попытку дискредитации России в глазах армян и демонстрацию того, что никаким «стратегическим партнером» она для Армении не является. И вообще само по себе заявление достаточно «крамольное», поскольку Турция не является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, и поэтому официально договариваться с Россией об «освобождении регионов» она не может. А если такая договоренность есть (что вообще-то не исключено), то это прямой вызов участникам официального формата урегулирования — США и Франции.

То есть в случае, если Чавушоглу говорит правду, то Россия и Турция пытаются, во-первых, насолить Вашингтону и Парижу, во-вторых, продемонстрировать откровенную поддержку Баку, за которой могут стоять далеко идущие планы — евразийской интеграции и Азербайджана, и Турции. Другое дело, как все это отразится на стабильности Армении и всего региона, но, видимо, ее мнения и желания уже никто не учитывает: сверхзадача — дороже.

Словом, Армении в урегулировании отводится роль зрителя, с которой она не желает мириться. Но взбунтовавшись, республика окажется в еще более тяжелом положении — сейчас она хотя бы значится в системе российской региональной безопасности, которая может гарантировать ей только то, что если на нее «для острастки» посыплются азербайджанские бомбы, то ненадолго.

Ирина Джорбенадзе