Posted 31 октября 2016,, 12:54

Published 31 октября 2016,, 12:54

Modified 31 января, 12:33

Updated 31 января, 12:33

Молдавия уходит на второй круг

31 октября 2016, 12:54
Уверенно лидировавший пророссийский кандидат на выборах президента не смог победить в первом туре голосования.

Согласно официальным данным Центризбиркома Молдавии, после подсчета 99,33% бюллетеней за фаворита первого тура президентской гонки, кандидата от Партии социалистов Игоря Додона, проголосовали 48,26% граждан республики. Его главный оппонент, единый кандидат так называемой «проевропейской оппозиции» Майя Санду набрала 38,42% голосов избирателей. Кто из них станет главой государства, теперь решится во втором туре выборов.

За бортом остается кандидат от партии «Наша Молдова» Дмитрий Чубашенко, который получил чуть более 6% голосов, помешав тем самым, как считает большинство наблюдателей, завершить выборы в один тур победой пророссийского политика Игоря Додона.

За спиной Чубашенко стоит известный молдавский олигарх и политик Ренато Усатый. Последний одновременно является мэром второго по размерам города в стране — Бельцы, и находится с 24 октября в розыске по возбужденному против него уголовному делу. Однако «Наша Молдова» остается серьезной политической силой, которая контролирует большинство крупных муниципалитетов в стране и обладает серьезным «административным ресурсом» на местном уровне.

Что касается Чубашенко, то кампанию он вел под лозунгом борьбы с олигархической системой власти в республике, которую олицетворяет предприниматель Владимир Плахотнюк. В его адрес оппозиция выдвигает обвинения в неформальном контроле над парламентом, в связи с чем один из главных лозунгов первых за 20 лет всенародных выборов президента Молдавии — объявление досрочных выборов депутатов сразу после того как станет известно, кто стал главой государства.

После первого тура выборов Чубашенко заявил, что он ни у кого голоса не оттягивал, а, напротив, итоги выборов сфальсифицированы в пользу фаворита Игоря Додона по «заказу» Владимира Плахотнюка: «Некоторые социалисты - Батрынча и другие (депутат парламента Молдавии Влад Батрынча, — «Росбалт»), говорят, что я помешал их кандидату Додону выиграть выборы с первого тура, хотя всем понятно, что это Плахотнюк сфальсифицировал выборы против меня и в пользу Додона. Батрынче, видно, никто не объяснил, что зря он так говорит. В силу своей молодости он, видно, не знает, что, если на меня давить, я становлюсь очень упрямым и злым».

«Если вы договорились с Плахотнюком и решили идти с ним до конца, а он вас кинул с первым туром, при чем тут я? И если Додон не станет президентом - а Госдеп не допустит, чтобы он им стал - опять же, при чем тут я?» - написал также Чубашенко на своей страничке в «Фейсбуке».

Между тем первые данные с избирательных участков и данные соцопросов свидетельствовали, что Додон имел все шансы победить уже в первом туре. Лишь после подсчета более чем половины бюллетеней число поданных за фаворита голосов, по данным молдавского Центризбиркома, начало снижаться. В итоге для победы ему не хватило всего около полутора процентов голосов, и теперь надо будет голосовать еще раз.

При этом предсказать результаты второго тура очень сложно. Теоретически, рейтинг Додона выше, чем у оппозиционного кандидата Майи Санду. К пророссийскому фавориту также, скорее всего, отойдет и часть голосов тех избирателей, кто в первом туре предпочли Чубашенко. Однако поддержка Санду может возрасти - ее электорат способен мобилизоваться, если увидит реальную возможность одолеть Додона.

Существенную роль могут сыграть и голоса граждан Молдавии, находящихся на заработках в Европе, так что конспирологическое упоминание «Госдепа» в заявлении Чубашенко не случайно. Если Москва в целом поддерживает Додона, то Запад (в первую очередь, Евросоюз) предпочитает, чтобы победила Санду.

При этом на кону стоит не только президентское кресло, но и, в очередной раз, примирение Молдавии и Приднестровья. А точнее, вопрос о том, под чью диктовку будет проходить дальше этот процесс. Ведь в самопровозглашенной Приднестровской молдавской республике 11 декабря также предстоят президентские выборы.

И если Кремлю удастся «закольцевать» эти электоральные процессы, приведя к власти в Кишиневе и Тирасполе двух договороспособных кандидатов, то не исключено, что уже в 2017 году соглашение о создании подобия федерации между Молдавией и Приднестровьем, чего давно хотят в России, будет, наконец, подписан.

Иван Преображенский