Posted 22 ноября 2016,, 16:35

Published 22 ноября 2016,, 16:35

Modified 31 марта, 01:08

Updated 31 марта, 01:08

Украина решила «отметить» и пока не бунтовать

22 ноября 2016, 16:35
Празднование годовщины Евромайдана не переросло в новую революцию, а Петр Порошенко уверил сограждан, что осталось потерпеть совсем немного.

Накануне третьей годовщины Евромайдана и государственного праздника Дня достоинства и свободы президент Украины Петр Порошенко обратился к согражданам с призывом уберечь достижения революции. Главным врагом этих достижений он назвал Россию.

«Целью Кремля является постоянная внутренняя дестабилизация, анархия, атаманщина, досрочные выборы, усиление позиции пророссийских сил в новом парламенте. А дальше, ревизия проевропейского курса, затем полное изменение внешнеполитического вектора государства. В финале возвращение Украины в имперское стойло», — сказал в своем выступлении президент.

О готовящихся акциях по дестабилизации ситуации на Украине со стороны РФ, опираясь на информацию Службы безопасности, неоднократно говорил на минувшей неделе и спикер Верховной рады Андрей Парубий. Меры предосторожности перед проведением праздника были приняты внушительные. По сообщению пресс-службы Нацполиции для обеспечения порядка было привлечено почти 15 тысяч полицейских и 3 тысячи нацгвардейцев. Забегая вперед, можно сказать, что «пророссийские силы» никак себя не проявили, а радикалы побузили относительно немного.

Нужно напомнить, что ноябрь на Украине стал традиционно «взрывоопасным месяцем». 22 ноября 2004 года началась Оранжевая революция, 21 ноября 2013-го — трагические события Евромайдана. Вот и сейчас ноябрь тоже обещал быть жарким. Партия «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» начали проведение массовых организованных протестов в Киеве и других городах. Протестовали в защиту обманутых вкладчиков банков и против непосильных для населения тарифов на услуги ЖКХ.

Порошенко в своем предпраздничном обращении попытался извиниться перед народом за то, что реформы по требованиям МВФ «принесли боль миллионам семей». При этом президент отметил, что другого выхода не было, поскольку стране грозит дефолт: «Критически важной для нас была и все еще остается поддержка Международного валютного фонда. А Фонд никогда не выписывает сладких лекарств». По словам главы государства, он надеется на то, что эффективность этих мер вскоре можно будет ощутить — «экономический организм уже выписан из реанимации и демонстрирует признаки выздоровления, хотя еще остается немало проблем».

«Оправдания», а так же призыв Порошенко не ставить клеймо на инакомыслящих согражданах, которые могут пользоваться самым главным достижением Революции Достоинства — свободой слова, заставляют предположить, что власть боится не только «российских провокаций», но и гнева собственных «инакомыслящих», кое-кто из которых готов устроить третий Майдан. Ответить на вопрос — состоится ли новая «революция» — поможет небольшой экскурс в события трехлетней давности.

Итак, 21 ноября 2013 года в центре Киева начались события, которые впоследствии не только изменят жизнь украинцев, но и спровоцируют кризис в мировой политике, повлекут начало боевых действий в Донецкой и Луганской областях, приведут к острейшему конфликту с Россией и потере Украиной части территорий.

Администрация Януковича, не до конца понимая с какой бомбой они играют, в течение двух лет перед носом украинской общественности «перебрасывала из одной руки в другую» договор об ассоциации с Евросоюзом. Реально рекламная возня с евроинтеграцией использовалась как рычаг для торговли с Россией: получить газ подешевле, таможенные и другие преференции. За неделю до подписания ассоциации с ЕС правительство Украины сделало резкий разворот в сторону Таможенного союза. Вот именно в тот момент, по настоящему никогда не будучи едиными в своих интересах, сблизились ненадолго украинский Восток и Запад в стремлении снять со своего плеча покровительственную руку старшего брата — России, и больше никогда не называться малороссами.

На Майдан вышли люди, мысленно уже живущие в Европе, и потребовали завершить процесс интеграции с ЕС. После жестокого разгона демонстрации властями тысячи украинцев вдруг вспомнили, что еще больше, чем в Европу, они хотят жить по-человечески, а не под предводительством «шайки бандитов», рассматривающих страну как свою собственность, а ее жителей как бесправных рабов.

Как это бывает в большинстве народных революций, цели определились социально-идеалистические: кроме евровектора — свержение правящей элиты Януковича и очищение власти от коррупции. По мнению большого числа украинских аналитиков, Россия именно в этот начальный момент, не предприняв решительных действий, выпустила из своей геополитической орбиты Украину, страну, которая столетиями шла в фарватере интересов РФ, была интегрирована с ее экономикой и, фактически, являлась безропотной вотчиной империи.

«Однако главный просчет — это малоэффективная политика в отношении Украины во все предыдущие годы и даже десятилетия. Россия работала с олигархическими элитами, не пытаясь обеспечить широкую базу поддержки среди простого населения, — делится своим мнением с «Росбалтом» независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Не были созданы мощные пророссийские общественные структуры, ставка делалась на политиков с условно-пророссийскими политическими взглядами (Кучма, Янукович), тогда как эти политики не являлись, по сути, сторонниками глубокой интеграции России и Украины».

При этом, по мнению эксперта, очевидно, что Майдан был четко организован, никакой спонтанности не было. Именно поэтому нового Майдана, считает он, не случится, пока не окажутся задействованы мощные организационные ресурсы (деньги, люди, менеджеры). Народный протест и надежда на него — иллюзия. Поэтому сегодня стоит рассматривать вопрос лишь о способности неких сил организовать масштабный протест, вовлечь в него массы, обеспечить информационное сопровождение.

Говоря о «достижениях» Майдана, как мнимых, так и подлинных, Олег Пухарцев обращает внимание на определенное сближение «двух Украин». «Что касается сближения Запада и Востока — Запад Украины стал дальше от Донецка и Луганска, но приблизился к Харькову и Днепропетровску, — говорит он. — За счет пропаганды и эксплуатации темы войны (которую люди по своей природе всегда боятся) удалось сблизить полюсы. Но не настолько, чтобы преодолеть глубинные культурные, политические, мировоззренческие противоречия. Да только сближение это насквозь фальшиво и имитационно».

Кстати, говорить об определенном «сближении» действительно можно хотя бы на примере отношения теперь к «официальному герою» Украины Степану Бандере. Согласно недавнему опросу группы «Рейтинг», положительно к нему сегодня относятся 35% украинцев, в то время как четыре года назад было 22%, а в позапрошлом году — 31%. Да, получается, что Восток и Запад «сблизились идеологически», но до конца еще не «сошлись», ведь почти половина — 46% украинцев — все равно до сих пор относится к Бандере плохо.

Но вернемся к краткому перечню главных достижений Революции Достоинства. Януковича свергли. Люстрировали пару десятков его приспешников. Привели к власти вождей Майдана, среди которых много националистов с чуждым жителям Востока мировоззрением. Поборолись с русским языком, столкнувшись с проявлениями недовольства части населения, продолжающего общаться на нем. Декоммунизировали советское наследие в виде названий городов и памятников. Обозначили главных врагов и друзей. Открыли «восточный фронт» с вновь образовавшимися «народными республиками». Получили мощный всплеск национального сознания и единения в надежде на светлое новое будущее и ворох, грозящих обернуться дефолтом, финансовых проблем.

Действительно, первой на революционные изменения отреагировала экономика. Выстрелили в «космос» курс доллара и цены на топливо. Доллар за три года вырос более чем в три раза, бензин в два. Горно-металлургический комплекс, машиностроение и ВПК, тесно интегрированные с экономикой РФ, в связи с политическим отсечением рынков сбыта, повисли над пропастью. Экспорт товаров сократил свой оборот на миллиарды по той же причине. Внешний долг страны, по информации украинского финансового портала «Минфин», с 300 млрд 25, 4 млн гривен на 01.01.2014 вырос до 1 трлн 134 млрд 856,6 млн гривен на 01.09 2016, хотя, если пересчитать на доллары, — изменился незначительно.

По последним данным Госслужбы статистики, вызывающих недоверие у граждан, средняя зарплата на Украине составляет $206 — примерно половина от уровня 2013 года. Количество безработных выросло в разы: уровень безработицы по методологии Международной организации труда оценивается в 10%, хотя официально на биржах зарегистрировано 2,7%. Статистику подправляет трудовая миграция: около 500 тысяч украинских граждан получили вид на жительство в странах ЕС, сообщает статистическое агентство Евросоюза Eurostat, не говоря уж о работающих в России.

Новое правительство, находясь в перманентной угрозе дефолта, постоянно балансировало между кредиторами — ЕС и США и угрозой социального взрыва. Непопулярные у народа требования МВФ не выполнить нельзя — прервется денежный поток и может рухнуть все. Перегибание палки — вызовет массовые беспорядки. Постепенно экономика была посажена на «кредитную иглу». О сути договора про Евроинтеграцию забыли, его заменил процесс получения безвизового въезда, всего лишь упрощающий пересечение украинскими гражданами границ стран ЕС. За его принятие, пока так и не ратифицированное, Украине пришлось выполнить 144 пункта несладких требований.

В позитиве же то, что кредиторы вынудили украинскую власть создать органы и механизмы борьбы с коррупцией — такие как НАБУ, НАПК и система электронного декларирования для госслужащих. И уже после первого е-декларирования новая власть отчетливо показала, что она является властью миллионеров.

Согласно оперативной информации Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, из Донецкой и Луганской областей — 992 871 человек, из Крыма и Севастополя — 21 712 граждан переселены в другие регионы Украины. Люди выехали по разным причинам: личная безопасность, политические несогласия, материальная неустроенность. Хотя, понятно, что в основном бегут от войны.

«Первая из причин — безопасность семьи. Хоть интенсивность боевых действий сейчас в Донецке не критическая, психологически трудно осознавать, что вероятность попасть под шальной снаряд остается, — рассказал «Росбалту» о причинах переезда житель Донецка Виталий Кобуз, обосновавшийся с женой и двумя сыновьями в Днепропетровской области. — Вторая и основная для нашей семьи — образование детей. Старший сын перед началом войны закончил первый курс физкультурного техникума. Сколько еще будет продолжаться конфликт на Донбассе неизвестно, но в данный момент дипломы об образовании, полученные в ДНР, не признаются даже Россией. Поэтому, хоть и нелегко было остаться без дома, мы подобрали для сына колледж с идентичной программой и перебрались сюда».

Периодически на Украине на свет «вытаскивают» русский язык и пытаются с ним бороться, не считаясь с тем, что согласно многим исследованиям он продолжает доминировать в ключевых сферах украинской общественной жизни. В Верховную раду внесен законопроект, согласно которому «запрещается выпуск печатной продукции на языках соседних стран», а три четверти эфира украинских радиостанций и телеканалов теперь будут обязаны вещать на украинском. По мнению политолога Руслана Бортника, озвученному украинскому изданию «Голос Правды», «Данный закон противоречит европейской хартии, поскольку это вводит дополнительную дискриминацию. Сугубо пиар и попытка изолировать украинское медиапространство».

Ранее Рада ввела похожие квоты и для украинской музыки в эфире радиостанций. Эксперты называют закон лоббистским, а нравится это далеко не всем.

В общем, жители Украины по-прежнему, спустя три года после трагических событий на Майдане, так и не имеют единого мнения на происходящее.

«Что произошло три года назад? Прорвало нарыв, который распухал двадцать лет. Выросло поколение, которому в школе, институте и в СМИ растолковывали, что Россия и русские — враг. А тут этих врагов (воплощенных для начала в беркутовцах) наконец-то можно стало не просто материть в интернете, но и убивать, — делится с «Росбалтом» своим мнением независимый одесский журналист Александр Шатух. — Что изменилось? Украинская власть, и до того не отличавшаяся повышенным чувством ответственности, окончательно «потеряла берега». Вы можете себе представить министров Кучмы, Кравчука, Януковича бросающимися бутылками на заседании кабинета министров?»

По мнению Александра, постепенное ухудшение на всех возможных «фронтах» — экономическом, социальном, культурном — продолжится: «Строго говоря, у страны украдено будущее. И что характерно, это понимают все. И говорят об этом тоже все, включая бывших «революционеров» и сторонников нынешней власти. Единственные, кто не говорит — это сами власти и их непосредственная обслуга».

«Несмотря на то, что война нам обходится дорого и в материальном плане, и в людских ресурсах, я считаю, что Россия — агрессор и враг. Донбасс и Крым — наша территория. И никогда не будет по другому. Слава Украине!» — горячо высказывается житель Полтавы Борис Клутько.

«Я не знаю, как правильно, — говорит пенсионер из Каменского Лидия Николаевна, — но знаю, что если каждый, кто находится на передовой, знал бы и помнил, что там с другой стороны находятся реальные люди, знакомые ему, и они его «не поймут», если он выстрелит, то война уже давно прекратилась бы».

«Почему-то все говорят о коррумпированности власти и никто не говорит о коррумпированности самого общества. Жизнь украинца сплошная коррупция от взятки за укол в роддоме в первый день жизни, до взятки за место на кладбище в последний день. Вот с чем нужно бороться, с собой. И тогда все получится», — считает водитель-дальнобойщик из Днепра Сергей.

Президент Порошенко, выступая на торжественном мероприятии по случаю Дня достоинства и свободы призывал соотечественников потерпеть еще чуть-чуть: «Есть одно очень существенное, главное, я бы сказал, препятствие, которое не дало пока что большинству украинцев возможности почувствовать наше очевидное сближение с Европой. Европеизация пока не коснулась уровня жизни украинцев. Это единственная сфера, где мы за три года не приблизились к европейским стандартам». Впрочем, по его словам, «произошло это в силу объективных факторов».

Согласно недавно проведенному Центром «София» опросу, если бы сейчас на Украине прошли досрочные выборы в Раду, то наибольшей поддержкой среди выявивших желание принять участие в выборах могут заручиться ВО «Батькивщина» — 9,7% (5,68% на выборах 2014 года), «Оппозиционный блок» — 8,5% (9,43%), «Блок Петра Порошенко «Солидарность» — 8% (21,82%), «Самопомич» — 6,4% (10,97%), Радикальная партия Олега Ляшко — 5,9% (7,44%).

Получается, что более 50% голосов пока приходится на долю «политических карликов», в которые теперь угодил и «Народный фронт» Яценюка (было 22,14%), и неопределившихся избирателей. Заметим, что, несмотря на обрушение рейтингов «партий власти», «пророссийская оппозиция» также не рванула вперед семемильными шагами.

Для самого Петра Порошенко все тоже не очень радостно. Киевский международный институт социологии выяснил, что деятельность действующего президента отрицательно оценивают 69% опрошенных. Будет ли и дальше меняться картина политических симпатий украинцев и какой она станет в «дописанном» виде, видимо, зависит о того, сколько еще «чуть-чуть» осталось терпеть.

Валентин Корж