Posted 23 ноября 2016,, 14:23

Published 23 ноября 2016,, 14:23

Modified 31 марта, 01:07

Updated 31 марта, 01:07

Сирию спасут «мощные идеи» Трампа?

23 ноября 2016, 14:23
Войска Асада стремятся занять Алеппо, а ЕС — помешать им в этом, потому что после прихода нового президента США в Белый дом правила игры на Ближнем Востоке могут резко измениться.

Избранный президент США Трамп в беседе с журналистами The New York Times рассказал, что недавно общался с сенатором-республиканцем Линдси Грэмом из Южной Каролины, который критикует его за слишком мягкую позицию по отношению к России. «Он призывал атаковать Сирию, из его слов выходит, что, получается, надо атаковать Россию, атаковать Иран, постоянно атаковать, — посетовал Трамп. — А куда мы придем? Что мы получим от этого?» После этого новый глава американского государства сообщил, что атаковать — это не его путь, нужны другие способы, чтобы остановить страдания, разрушения и смерть в Сирии, и у него есть на этот счет «очень мощные идеи». Правда, какие именно, он не уточнил, сообщив лишь, что высказывал их в телефонном разговоре с российским коллегой Владимиром Путиным.

Но у международных экспертов немало предположений на этот счет. В частности, велик шанс, что при Трампе к сирийскому урегулированию будет подключен Израиль. По крайней мере, на встрече Трампа с израильским премьером Беньямином Нетаньяху сирийский вопрос точно будет обсуждаться. При этом не стоит забывать, что подключение Израиля одновременно усложняет политическое решение конфликта и облегчает военное, на чьей бы стороне не выступил ЦАХАЛ (израильские вооруженные силы).

Например, с участием Израиля можно создать большую коалицию против террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ). И это будет личный внешнеполитический успех Трампа. Причем неизбежное при этом «выпадение» из антиигиловской коалиции Ирана не будет играть никакой роли. Избранный президент США и так, судя по его предвыборным заявлениям, не намерен продолжать политику Барака Обамы по отмене санкций против Тегерана. Так что и без подключения Израиля иранцы точно не будут при этой администрации Белого дома поддерживать ни одно действие США.

Американцы также могут окончательно «сдать» сирийских курдов, против которых ведет открытую войну турецкий режим президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Восстановление прежних, в полной мере союзнических отношения с Турцией, которая остается в НАТО, позволит значительно быстрее решить «сирийскую проблему» военными средствами.

Наконец, многие предполагают, что администрация Трампа признает, как того хотела бы Россия, Башара Асада законным президентом Сирии и поддержит именно его, «сдав» так называемую сирийскую оппозицию: как исламистскую, так и светскую. Ее лидерам предоставят возможность уехать куда-нибудь в Европу, а восстановлением территориальной целостности Сирии займется именно асадовский режим. Кстати, в Дамаске официально в очередной раз заявили, что власти не намерены допустить дробления страны после победы над исламистами и оппозицией. Это, скорее всего, ставит крест на возможности дальнейшего сотрудничества США с курдами, зато облегчает установление партнерских отношений с Турцией, если, конечно, Эрдоган и Асад сделают вид, что забыли о долгой взаимной неприязни.

В Москве наверняка видят все эти и ряд других, куда менее выгодных для Кремля и его сирийских союзников, возможностей — ведь Трамп может в итоге прислушаться и к сторонникам ужесточения военных действий против Асада. Поэтому Россия торопится, и вице-премьер Дмитрий Рогозин обсуждает с министрами Асада экономическое восстановление Сирии так, будто боевики «Исламского государства» уже разгромлены, а ключевой бастион оппозиции — второй по величине город страны Алеппо — уже взят.

Ну, а европейские партнеры США, в первую очередь Франция, которая первой выступила с требованием смещения Башара Асада с поста президента в самом начале гражданской войны в Сирии, — стараются помешать потенциальному соглашению Трампа с Кремлем. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель эмоционально утверждает, что сирийская и российская авиация намеренно бомбят в Алеппо больницы, а руководство Франции в начале декабря хочет, по словам министра иностранных дел Жан-Марка Эйро, «собрать в Париже представителей стран, которые являются друзьями сирийской демократии и демократической оппозиции», в том числе из США, Великобритании, Германии, Италии, Турции, а также ряда арабских стран, таких как Саудовская Аравия и Катар.

Таким образом, все стараются предвосхитить решения Дональда Трампа и склонить его на свою сторону. Избранный же президент США явно выбирает, какую позицию ему выгоднее занять.

Иван Преображенский