Posted 28 ноября 2016,, 15:25

Published 28 ноября 2016,, 15:25

Modified 31 марта, 01:04

Updated 31 марта, 01:04

При Трампе может ничего не измениться

28 ноября 2016, 15:25
Эксперты не ожидают прорыва в урегулировании ситуации в Сирии из-за «отчаянных» усилий госсекретаря Керри договориться с Россией.

Глава Госдепартамента США Джон Керри прикладывает сегодня максимум усилий для того, чтобы под занавес своей работы в этой должности добиться соглашения с Москвой по ситуации вокруг Алеппо. Об этом, в частности, сообщает The Washington Post. По данным издания, Керри «прилагает отчаянные, если не невероятные усилия, чтобы достичь сделки с Россией по прекращению осады Алеппо», названивая главе российского МИДа Сергею Лаврову по два раза в неделю и пытаясь подключить к переговорам с Кремлем представителей Саудовской Аравии, Катара, Турции и даже Ирана.

Однако похоже, что Москва, в отличие от Вашингтона, сейчас явно не торопится. Мяч на ее стороне, поскольку войска поддерживаемого Россией президента Сирии Башара Асада шаг за шагом продвигаются в Алеппо, захватывая там квартал за кварталом.

По мнению одного из сотрудников Госдепа, слова которого приводит The Washington Post, Россия умышленно тянет время на переговорах, чтобы обеспечить Асаду военную победу в Алеппо. Что неудивительно, ведь администрации Барака Обамы осталось отработать считанные дни, и на какие-либо серьезные подвижки в переговорах или демарши с ее стороны рассчитывать уже не приходится.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, что может измениться в Сирии за предстоящие полтора месяца до инаугурации избранного президента США Дональда Трампа, и готов ли он решить вопрос Сирии с РФ на удобных для нее условиях.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин почти убежден в том, что последняя миссия Джона Керри провалится.

«Все что пытается сегодня делать Керри, предпринимается для того, чтобы просто „сохранить лицо“. Сейчас он для этого делает вид, что противится гуманитарной катастрофе в Алеппо. Однако, вероятнее всего, стороны не смогут ни о чем сейчас договориться, потому что сегодня решаются вопросы арьергардных боев, завершения задуманного, возвращения Алеппо под контроль президента Башара Асада», — отметил эксперт. По его словам, «мы видим, что сейчас с российской стороны делается ставка на менее скандальный и относительно мягкий вариант захвата восточного Алеппо. Уже запущена сухопутная операция, которая доминирует над воздушными ударами. Ясно, что она будет завершена и тем самым будет создана ситуация преобладания силы, /удобная/ для начала торгов с Трампом».

По мнению Шумилина, «очевидно, что Трамп готов поделить Сирию с Кремлем, но никто не знает, готов ли он к этому по непониманию или по глубокому убеждению. Дело в том, что делать это должен будет (новый) госсекретарь, а все кандидатуры на этот пост, кроме Дана Рорабахера, исповедуют другие взгляды и придерживаются других позиций».

Схожего мнения придерживается и другой специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид. Он также убежден, что попытки действующего госсекретаря США за оставшиеся полтора месяца договориться о чем-то серьезном с Россией, вероятнее всего, ни к чему не приведут.

«Думаю, никаких принципиальных изменений по Сирии сейчас не будет, во всяком случае, вероятность этого очень мала. Во-первых, я не вижу никаких особых перемен в позициях сторон и в самой ситуации в Сирии. Если до сих пор не было фундаментальных прорывов, какие основания думать, что они будут теперь? Во-вторых, главное, что и в России, и в Сирии, и в самих США ждут новую администрацию. С учетом того, что позиция Трампа и его будущий курс по Сирии (да и по России) непредсказуемы, ожидать каких-либо серьезных перемен сейчас сложно», — сказал Магид.

По его словам, «все зависит от курса новой администрации. Можно допустить, что Трамп предложит России какие-то сделки. Но так как о нем известно, что он — довольно циничный человек и сложный переговорщик, любящий вести переговоры с партнерами агрессивно, мне трудно поверить в то, что он кому-либо, в том числе и России, сделает серьезные уступки даром. Миллиардеры ничего просто так не отдают, даже чайную ложку».

В то же время эксперт отмечает, что «с другой стороны, возможности Трампа тоже ограничены. Ему придется договариваться с Конгрессом, а у него не только с демократами, но и с собственной Республиканской партией отношения не слишком хорошие. Значит, он пойдет на какие-то сделки и уступки им. При этом ни демократы, ни республиканцы не испытывают больших симпатий к российской политике в Сирии. Поэтому может быть и такое, что в позиции США вообще ничего не изменится принципиально. Одно дело — предвыборные баталии, совсем другое — реальная политика».

Александр Желенин