Posted 12 декабря 2016,, 10:32

Published 12 декабря 2016,, 10:32

Modified 31 марта, 00:55

Updated 31 марта, 00:55

Чего боятся Москва и Тбилиси?

12 декабря 2016, 10:32
В Грузии открывают совместный с США центр боевой подготовки и вводят обязательный воинский призыв. Россия пока молчит, но копит «обиды».

Грузия и Соединенные Штаты оформили рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на 2016—2019 годы. Подписи под ним поставили министр обороны Грузии Леван Изория и помощник заместителя министра обороны США Майкл Карпентер. Документ стал продолжением меморандума «Об углублении сотрудничества в сфере обороны и безопасности между Грузией и США», который в июле текущего года был подписан госсекретарем США Джоном Керри и грузинским премьер-министром Гиоргием Квирикашвили.

Как пояснил Изория, реализация соглашения усилит обороноспособность Грузии и повысит уровень совместимости ее армии со стандартами НАТО. Он также проинформировал, что Грузия и ее «стратегический партнер — США» создадут учебный центр боевой подготовки. Карпентер, в свою очередь, отметил, что США не только помогут Грузии в подготовке ее военнослужащих для миссии НАТО «Решительная поддержка», но и в усилении обороноспособности самой страны. «Это важная часть нашего сотрудничества, Грузия является надежным партнером США и в Ираке, и Афганистане», — подчеркнул он.

В какую сумму американцам обойдется создание учебного центра боевой подготовки, не уточняется. Но, вероятно, он будет готовить военнослужащих не только для участия в международных операциях, но и для службы в регулярной армии. Отметим, что Грузия в скором времени планирует вернуться к системе обязательной воинской повинности. В рамках соглашения акцент, по информации Изория, будет сделан на совместных учениях: двусторонних, то есть Грузия — США, и многосторонних — в формате НАТО.

На создание совместного грузино-американского центра боевой подготовки России пока никак не отреагировала, но этому не стоит радоваться: скорее, в данном случае правильнее было бы исходить от обратного и огорчиться, хотя Тбилиси и Вашингтон не считают, что их военное сотрудничество направлено против третьих стран.

Но тут стоит напомнить, что летом прошлого года в пригороде Тбилиси открылся совместный учебный и оценочный центр Грузия — НАТО. На торжественной церемонии присутствовал генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. Тогда Москва расценила это как «провокацию».

Представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что открытие совместного с НАТО военного центра происходит на фоне отказа Грузии подписать соглашение о ненападении на Абхазию и Южную Осетию. «Те, кто в этой ситуации продолжают активно тянуть Тбилиси в НАТО, должны осознавать меру своей ответственности. Безусловно, имея в виду тот печальный опыт, который был в регионе в 2008 году», — сказала она.

В Тбилиси напоминание о четырехдневной августовской войне восприняли как подтверждение того, что «Россия пошла на военные действия с тем, чтобы не допустить вступления Грузии в НАТО». Грузинские эксперты задались вопросом: уж не пригрозила ли Москва новой войной?

И действительно: после 2008 года энтузиазм европейских членов Альянса принять Грузию в свои ряды пошел на убыль. К тому же Россия, после открытия центра Грузия-НАТО, создала общее военное пространство обороны и безопасности (по сути, единую армию и другие силовые структуры) с Арменией, Абхазией и Южной Осетией. То есть в настоящее время Грузия окружена российскими военными базами со всех сторон, кроме Азербайджана и Турции.

Проблема укрепления боеспособности Грузии понятна — она боится нападения со стороны России. С другой стороны, какой бы квалифицированной и оснащенной ни была грузинская армия (с военной техникой есть проблемы), защититься от российской армии она не сможет, даже имея в виду восстановление обязательного призыва и подготовку, как сказал Изория, «большого количества персонала для резерва».

Но чего остерегается Россия? Разумеется, она не верит в то, что Грузия может напасть либо на нее саму, либо на Абхазию и Южную Осетию, начиненные российскими военными базами. Тут, видимо, дело в принципе и влиянии: раз в Грузии не дислоцирован ни один российский военный, значит, в ней должно быть ни американских, ни натовских экспертов. Ну и, соответственно, не должны проводиться учения НАТО. Они, кстати, завершились на днях, и на них МИД России как раз отреагировал довольно жестко.

В частности, российское внешнеполитическое ведомство распространило комментарий, в котором говорится, что военные маневры НАТО в Грузии с участием 250 военнослужащих из 13 стран представляют серьезную угрозу миру и стабильности в регионе. «В текущем году это уже третье многонациональное учение такого рода на территории Грузии — после „Noble Partner“ в мае и „Agile Spirit“ в сентябре», — подчеркивается в документе.

МИД РФ также придерживается мнения о «планомерном наращивании масштабов и интенсивности оперативной подготовки вооруженных сил Грузии по натовским стандартам с активным подключением командно-штабных структур Альянса», а также информирует об «озабоченности» Абхазии и Южной Осетии этим «наращиванием». На Смоленской площади, кроме того, выразили уверенность в том, что именно «посулы» членства в НАТО подтолкнули Тбилиси к «преступному нападению на российских миротворцев и мирных жителей Цхинвала в августе 2008 года».

Как заявил МИД РФ, в НАТО не скрывают, что нынешнее военное партнерство с Тбилиси рассматривается как часть политики «сдерживания» России. «Роль, которую Грузия берется играть в данном контексте, осложняет позитивный процесс оздоровления российско-грузинских отношений», — сказано в комментарии.

И тут вот практически сразу после столь гневного заявления России соседняя Грузия и далекие США открывают центр боевой подготовки. Что из того, что это не очередной натовский центр? Ведь «говорим США — подразумеваем НАТО». И наоборот.

В общем, несмотря на некоторое «оздоровление» грузино-российских отношений, стороны продолжают действовать друг другу на нервы. Но, как показывает история, Россия отвечает на грузинские «провинности» несоразмерно. То есть с применением излишней силы. Каким будет ее ответ на сей раз, тем более, что Евросоюз уже этой зимой обещает ввести визовую либерализацию для Грузии, которой очень не желает Москва, остается только гадать.

Но Россия беспокоится понапрасну. США обещают Грузии членство в НАТО аж с печально известного 2008 года, и это обещание во многом стало причиной августовской войны — Россия сыграла на опережение. Но Старая Европа вовсе не жаждет видеть Грузию в Альянсе. Во-первых, эта небогатая страна повиснет у него ярмом на шее, во-вторых, отношения России с НАТО испортятся окончательно. Стоит ли игра свеч? Как пишет Forbes, НАТО не получит от вступления Грузии никаких преимуществ, и участие этой страны в военных операциях в Афганистане и Ираке хоть и приветствуется Вашингтоном, но не обязывает его предоставлять Грузии военные гарантии.

Американское издание подчеркивает, что «Грузия даже не отвечает минимальным требованиям НАТО по части расходов на оборону в размере 2% от ВВП». Так стоит ли рисковать и идти на конфликт с Россией? Как подытожило американское издание, НАТО устарело (во всяком случае, пока во главе его стоят США), и должно остановить свое расширение.

Это в некотором роде созвучно тому, что говорит избранный президент США Дональд Трамп. Но каким, в итоге, реально будет его, а, значит, и натовский подход к расширению альянса, сказать трудно. Вероятно, это тоже беспокоит Россию в контексте Грузии и постсоветского пространства в целом, поскольку в окружении Трампа, который пока зарекомендовал себя не самым большим поклонником НАТО в том системно-финансовом выражении, в котором этот блок находится сейчас, есть и проводники «ястребиной политики».

Так, The Washington Post указывает на то, что один из кандидатов на должность госсекретаря США Боб Коркер ратует за расширение НАТО — недавно он поддержал ратификацию договора о принятии в Альянс Черногории. И вообще у него, как и у многих других политиков из команды Трампа, наличествуют серьезные расхождения с избранным президентом по ключевым вопросам внешней политики — особенно в отношении России.

Так что «медовый месяц» Путина и Трампа может вообще не начаться, и самым большим камнем преткновения в отношениях между ними будет, в таком случае, продолжение политики расширения Альянса: в натовских дверях, помимо Черногории, стоят также Грузия, Македония, Босния и Герцеговина.

Но вернемся к собственно грузино-американскому центру боевой подготовки. На данном этапе это всего лишь «политическая химера», которая никак не должна испугать Москву. Но ее раздражает сам факт появления американской «учебки» у границ России и то, что НАТО и Грузия все же посмели поступить по-своему на том пространстве, которое Россия считает сферой своего влияния.

Поэтому в перспективе пострадают не Россия, не США и не НАТО, а Грузия, на которой Москва непременно отыграется под каким-нибудь надуманным или незначительным, для ее безопасности, предлогом.

Ирина Джорбенадзе