Posted 21 декабря 2016,, 16:32

Published 21 декабря 2016,, 16:32

Modified 31 марта, 00:47

Updated 31 марта, 00:47

Брюссельский «дуст» для киевской коррупции

21 декабря 2016, 16:32
Обычные украинцы воспринимают жесткие условия ЕС по ассоциации и «безвизу» как средство в борьбе со злоупотреблениями власти и реальный шанс выйти из кризиса.

Украинцы, вероятней всего, получат «безвиз» и евроассоциацию скоро, возможно, в следующем году — точнее теперь никто не решается сказать. Усеченные, исправленные и мало соответствующие тем радужным представлениям, за которые вышли три года назад на Майдан, но все-таки получат. При этом часть европейских политиков называют проволочки в этом процессе «слишком щедрым новогодним подарком для России».

Преодолевая препятствия на пути ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и введения безвизового посещения Европы гражданами Украины, документы вдруг потеряли первоначальную привлекательность для активных украинских сторонников интеграции. Собственно, никаких особенных привилегий, кроме общих заверений о готовности «дружить домами», они теперь не содержат. Ну, а теоретическая возможность породниться и стать членами одной семьи гарантирована Лиссабонским договором от 2009 года любой стране Европы, уважающей общие европейские ценности.

Последний в году саммит глав государств и правительств ЕС состоялся на прошлой неделе в Брюсселе. Украинский вопрос неожиданно стал главным в повестке. Его итоги можно описать в двух словах: Украина — не Европа. Украинцам напомнили, а некоторым впервые доступно объяснили, что само соглашение об ассоциации и не было обещанием со стороны Евросоюза принять их в свои ряды. Соглашение и «безвиз» это только начало пути, которые не предоставляют Украине перспективу членства в ЕС, они не означают, что украинцы получат какие-то особые права на работу и жительство в Европе, а также, и это очень существенно, не подразумевает какой-либо военной или финансовой помощи из Брюсселя.

Несмотря на всю жесткость и унизительность дополнительных условий с ограничениями для страны-претендента, европейские союзники дали понять: главная задача украинцев — успеть прыгнуть в уходящий в 2017 год поезд. А несет этот год европейским политикам много забот, связанных с выборами, устройством отношений с новым руководством США и решением других важных внутренних проблем Союза, которые могут привести к изменению устоявшихся правил миропорядка и внешней политики, в том числе в отношении Украины и России.

Спешили еще и потому, что принимать окончательное решение и подписывать документы по Украине в новом году уже придется обновленному Европарламенту, среди членов которого может не оказаться нынешних «евродрузей» украинцев. Проявив чудеса расторопности, в рекордные сроки подготовили механизм приостановки действия «безвиза» и утвердили поправки к Соглашению, устраивающие Нидерланды.

Действительно, несмотря на изначально непримиримую позицию ряда европейских государств, таких как Польша и страны Балтии, все члены ЕС в итоге согласились с требованиями нидерландской стороны. Оговорки, о которых сообщалось ранее, были закреплены в итоговом документе. Согласно новой редакции договора, Киев не может гарантированно рассчитывать на членство в Евросоюзе ни сейчас, ни в будущем, а украинцы — на работу на территории ЕС. Также документ не содержит коллективных гарантий безопасности и финансовых обязательств, но и не ограничивает право каждой страны Евросоюза определять объемы индивидуальной помощи самостоятельно.

От договора осталась лишь «техническая» часть (в ней речь идет о гармонизации стандартов) и экономический блок, предусматривающий взаимную отмену сборов и пошлин при торговле. Причем с 2014 года ЕС и так не облагает пошлинами украинские товары (зато ввел квоты на их экспорт). Когда же соглашение вступит в силу, на аналогичный шаг придется пойти уже Киеву. Решение ЕС ничего не меняет в юридическом плане, но существуют опасения, что меняет в политическом.

«Дополнение хоть и не противоречит Соглашению об ассоциации, меняет положительно двусмысленную формулировку в преамбуле СА, — заявил Facenews украинский дипломат Василий Филипчук, возглавляющий Международный центр перспективных исследований. — Теперь теоретическая возможность подать заявление в соответствии со статьей 49-й Договора о ЕС исчезла». Хотя когда-то, напоминает он, Киев сам согласился на то, чтобы СА было принято без упоминаний о европейской интеграции и перспективе вступления Украины в Евросоюз.

А вот другой дипломат, экс-руководитель Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции секретариата Кабмина Вадим Трюхан считает, что в минувший четверг наконец найден выход из тупика, в который Украину и ЕС завели нидерландские политики, действовавшие в угоду своим политическим амбициям. «В документе, который принял Европейский Совет, по сути, констатировано то, что есть в Соглашении об ассоциации или чего там и так нет… Если идти четко по пунктам, которые отражены в выводах, четко бросается в глаза компромиссность формулировок, — объяснил „Апострофу“ Трюхан. — Например, ЕС, выступая за мобильность граждан, вместе с тем утверждает, что Соглашение об ассоциации не содержит положений, которые бы трактовались как такие, что дают украинцам право приезжать и работать… С этими выводами премьер Нидерландов Рютте получит инструмент, который поможет ему сохранить лицо: он подымет это на флаг, и пойдет к своим депутатам и избирателям».

Марк Рютте ранее предупреждал, что если консенсус в Брюсселе не будет найден, закон о ратификации будет отозван. Но Украине и ЕС пока удалось избежать худших сценариев: текст Соглашения об ассоциации не претерпел изменений, и Гаага не отказалась его принять. Теперь парламент Нидерландов, последней, 28-й страны ЕС, должен повторно ратифицировать главный европейско-украинский документ. Только после этого принятое на саммите дополнение будет считаться действительным, в противном случае — аннулируется. Предполагается, что Рютте хватит одобренной на саммите декларации как аргумента, чтобы убедить оппозиционных парламентариев проголосовать положительно. Хотя вероятность все же не стопроцентная.

По мнению же экс-министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, эта процедура приведет к очередной отсрочке «безвиза». «ЕС теряет свою способность демонстрировать последовательность и придерживаться своих обязательств. Это влияет на имидж Евросоюза в глазах украинцев, но гораздо важнее вероятности, что Украине могут предоставить безвизовый режим на 3-4 месяца позже», — сказал он на встрече с журналистами. Однако другие эксперты видят в принятом в Брюсселе решении и кое-что позитивное.

«Украинцы получили в Брюсселе вполне реальную надежду на просветление своего будущего. Принятие „хромого“ соглашения об ассоциации содержит один важный пункт. Впервые не в рекомендательной манере, а на документальном уровне сказано, что борьба с коррупцией занимает центральное место в укреплении отношений между Украиной и ЕС, — сказал „Росбалту“ независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Вопрос коррупции украинской власти уже давно на слуху, но, похоже, из разряда разговоров он переходит в стадию действий. Количественные критерии, 144 условия ЕС, принятые к исполнению Украиной, имеют только декларативный характер — законы не работают. Теперь пришло время показать качество. На основании этого пункта от украинских политиков имеют право требовать результатов. Европа хочет реальных „посадок“. Пока не будут доводиться до приговоров суда громкие дела, не будет полноценной ассоциации и помощи. Аналогичные сигналы прозвучали и от новой администрации США».

«Ограниченное количество людей привыкло использовать эту страну в качестве банкомата, обеспечивая себе богатство и процветание за счет всех людей, — отметил глава представительства Европейского Союза на Украине Хьюго Мингарелли во время представления исследования „Аудит внешней политики“, проходящем на этой неделе в Киеве. — Люди привыкли брать и давать взятки. Подумайте, возможно ли изменить это за одну ночь? Возможно ли это изменить, только приняв новое законодательство? Ментальность должна измениться!»

Как знать, возможно, нынешние украинские руководители, подталкиваемые уже порядком разозленными гражданами, готовыми к очередной революции, и лишенные политической и финансовой поддержки извне, хоть как-то да «очистятся» или уступят место у руля более порядочным персоналиям. А Украина может в лице ЕС получить «оперативного управляющего», и, судя по общественным настроениям, украинцы готовы выбрать этот вариант как меньшее из зол.

Валентин Корж