Posted 22 декабря 2016,, 10:45

Published 22 декабря 2016,, 10:45

Modified 31 марта, 00:47

Updated 31 марта, 00:47

Сухум: кофе-брейк вместо революции

22 декабря 2016, 10:45
Спецслужбы Абхазии «раскрыли» план ликвидации президента и захвата власти. «Восстание» провалилось, и «путчисты» теперь посиживают в кафе на набережной.

В политической жизни государств, даже развитых и крупных, бывают разные периоды — преступные, трагические, абсурдные, анекдотичные и прочие. Но трудно, наверно, найти страну, претендующую на суверенитет, цивилизованность и демократию, у которой четверть века была и остается одна навязчивая идея — смена власти. Таковой является Абхазия — отколовшаяся от Грузии территория, на которой проживают до 240 тысяч человек, и признанная только Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру.

Единственное, в чем абхазы были единодушны — в изгнании из «Страны души» грузинского населения, чего они и добились в начале 90-х годов с помощью тех, кто, в принципе, не имел к Абхазии никакого отношения. От некоторых вооруженных до зубов добровольных «помощников» абхазам удалось избавиться, и теперь республика считает себя самостоятельным суверенным государством. А Россия дислоцировала здесь свои военные базы и подписала с Абхазией соглашение об объединенной группировке войск для адекватного реагирования на вооруженное нападение и другие угрозы безопасности в отношении любой из сторон. Командование фактически общим пространством обороны и безопасности возложено на представителя военного ведомства РФ.

Но ни частичное признание, ни изгнание 300 тысяч грузин, ни полное содержание Россией Абхазии и гарантия ее защиты от «внешних врагов» не повлияли на страсть «Страны души» к постоянному созданию «революционной ситуации» и внеочередной замене одного президента на другого. В республике в канун Нового года царит «политический сюрреализм»: Рауля Хаджимба, который в результате многолетней и тяжелой борьбы все же получил президентский пост, в очередной раз попытались с него скинуть, не дожидаясь очередных выборов. Абхазия разделилась на два лагеря — сторонников Хаджимба и его ярых противников. Последние созвали всенародный сход в Сухуме с требованием немедленной отставки президента.

Заметим, что власти на требование оппозиции отреагировали «адекватно», то есть постарались не допустить большого скопления протестного электората довольно затасканным способом, распространив «прослушку», компрометирующую оппозицию и сулящую «большую кровь», которую абхазы, как правило, стараются между собой не проливать — в больших объемах, во всяком случае.

Конкретнее, Служба государственной безопасности (СГБ) Абхазии распространила сообщение о наличии «радикально настроенных» сторонников оппозиции, намеренных «захватить власть силовым путем и физически устранить президента». В тот же день СГБ проинформировала сограждан об обнаружении в одном из домов в Сухуме схрона оружия и боеприпасов. Оппозиция, некоторые члены которой имеют опыт работы в органах безопасности, назвала обе информации «уткой»: ее насторожило, в частности, то обстоятельство, что СГБ сослалась на «наводку» на схрон со стороны «неустановленного анонима» за пару дней до всенародного схода.

Что же касается замышляющих убийство президента, Блок оппозиционных сил и партия «Амцахара» потребовали назвать их имена. Просьба была удовлетворена на экстренном заседании парламента Абхазии, где СГБ обнародовала записи телефонных разговоров, свидетельствующих, по ее мнению, о том, что на митинге оппозиции планировалась «силовая акция с поджогами и физическим устранением президента». В записи на соответствующую тему фигурируют, в частности, некий Абик Миквабия и сопредседатель партии «Амцахара» Рамаз Джопуа.

Опуская нецензурные выражения в адрес Хаджимба, вкратце сообщим, что в представленной беседе говорилось о том, что «люди все сожгут», и президент «там сгорит», а труп его «спустят без проблем». Говорилось также и о том, что для задуманного криминального сценария завезено оружие, а недостатка в зажигательных смесях нет.

Видимо, такое развитие событий — о подлинности соответствующих намерений судить сейчас невозможно — отпугнуло многих противников Хаджимба. Сход с требованием его отставки («Никому не расходиться, пока Хаджимба не уйдет!»), с трудом наскреб около тысячи человек — Сухум помнит более многочисленные и устрашающие акции протеста. Параллельно проходил митинг в поддержку президента и действующей власти. Особой многочисленностью он тоже не отличался.

Участники схода выдвинули президенту массу претензий. В частности, сопредседатель Блока оппозиционных сил Аслан Бжания поинтересовался: «Кто в ответе за провал бюджета в 2015 и 2016 годах? Кто несет ответственность за то, что Абхазия недополучила инвестиции в размере двух годовых бюджетов?». «Вместо того, чтобы дать конкретные ответы, президент обвиняет оппозицию в том, что она планирует свергать силой законную власть и, тем самым, пытается разрушить нашу государственность», — заявил политик.

По его словам, требование досрочной отставки президента, не способного эффективно руководить страной, есть законное и неотъемлемое право граждан Абхазии. Бжания также обвинил президента в том, что в 2014 году он «незаконно захватил власть», поскольку за него из 140 тысяч избирателей проголосовало чуть более 50 тысяч человек

И теперь эта власть, развил политик свою мысль, «покрывает преступления, совершаемые ее сторонниками»; президент не является гарантом Конституции; не реагирует на нарушения конституционных прав граждан, включая судебную защиту и исполнение решений суда; поощряет увольнения людей с работы по политическим мотивам. Бжания также обвинил президента в искусственном разобщении абхазского народа: «Главным виновником этого раскола является Рауль Хаджимба».

Последний вышел к своим сторонникам и заявил: «Мы должны отстоять свою страну и свой народ. Другого выхода у нас нет». Уходить в отставку он категорически отказался.

Погода в Сухуми, назло оппозиции и на радость властям, стояла промозглая. Проведя на улице почти 15 часов и ничего не добившись от власти, кроме обещаний назначить представителей оппозиции на кое-какие высокие посты, не рассчитывая, что народу на сходе прибавится, оппоненты Хаджимба попыталась «сохранить лицо». То есть власти, которые, видимо, все же сильно перепугались, и оппозиция подписали соглашение, в котором их общей целью названо «достижение согласия в обществе, как важнейшего фактора стабильного развития государства».

Стороны также исключили возможность решения возникающих проблем путем насилия и сошлись на том, что «общие интересы выше групповых и партийных»; что конституционная реформа коснется перераспределения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти.

«Документом» также подтверждается, что вице-премьер Абхазии будет назначен президентом по предложению Блока оппозиционных сил — последний также представит на рассмотрение парламента две кандидатуры судей Конституционного суда. Генеральный прокурор Абхазии тоже будет назначаться из числа лиц, предложенных Блоком оппозиционных сил. Представителей последних назначат и в Центральную избирательную комиссию.

«Блок оппозиционных сил берет на себя обязательство не требовать досрочной отставки действующего президента Республики Абхазия. В случае, если Блок оппозиционных сил выдвинет требования о досрочной отставке президента Республики Абхазия, настоящее соглашение прекращает свое действие», — сказано в этой «филькиной грамоте», именуемой соглашением, которое подписать власти могли лишь с сильного перепуга, а оппозиция — для получения теплых местечек и выигрыша времени для распределения местечек очень теплых. Словом, создается впечатление, что речь идет не о политических событиях и договоренностях в нормальной стране, а «терками» между «семьями» с весьма сомнительной репутацией, делящими сомнительные сферы влияния.

Как тут говорить о государстве с его институтами, верховенстве закона, попытке вывода «маленькой, но гордой республики» из системного кризиса, возрождении экономики и серьезной борьбе с коррупцией? И где сейчас находятся фигуранты состряпанных или реальных «подслушек» по ликвидации президента и смене власти — отвечают на вопросы в СГБ или попивают кофе на сухумской набережной? Второй вариант реалистичнее, иначе об их «злой участи» оппозиция трубила бы по всем направлениям. А так, о чем трубить-то? Ведь договорились уладить дело миром, поделить должности (до поры, до времени), закрыть глаза на все грехи президента — ведь открыв их, лишишься престижного (денежного) поста. А он в Абхазии ценнее жизни.

В общем, говоря политкорректно, власти и оппозиция достигли «консенсуса». Но проблема остается, и не только для Хаджимба с его не завершенной первой легислатурой, а для всей Абхазии, отличительной чертой которой является постоянная мятежность, далекая от политического романтизма. Мятежность эта имеет совершенно иные истоки и предопределена, преимущественно, ментальными проблемами абхазского образа жизни: клановостью, коррупцией, иждивенчеством, желанием иметь все, но за чужой счет и без всяких обязательств перед дающим. А также комплексом «избранной свободолюбивой нации» при полной зависимости и отсутствии международного признания; непониманием международного и исторического контекста и нежеланием вникать в тонкости любого права.

Поэтому главными «правилами» политической жизни Абхазии всегда будет шантаж, подсидка оппонентов, борьба за влияние — даже самое ничтожное, и, соответственно, перманентно неэффективная власть, которую продолжит корректировать-координировать руководство России с большим или меньшим успехом.

Самым большим ее успехом станет, пожалуй, срыв революционных сценариев в Абхазии и приучение республики к легитимной передаче власти. И это все. Показать на деле, что новое «самостоятельное» образование, отторгнутое от территории другой страны, может стать образцовым с точки зрения устойчивой модели государственного устройства, не получится. А бунты и перевороты в мандариновой республике продолжатся.