Posted 27 декабря 2016,, 16:30

Published 27 декабря 2016,, 16:30

Modified 31 января, 13:19

Updated 31 января, 13:19

Банк за одну гривну: или Коломойскому переплатили?

27 декабря 2016, 16:30
Национализацию крупнейшего на Украине «Привата» называют окончательной победой Петра Порошенко над олигархами, а эксперты говорят о «гениальной афере».

На фоне новости о переходе «ПриватБанка» в собственность государства с целью предупреждения обвала всей финансовой системы Украины долгожданное утверждение Верховной радой госбюджета на 2017 год оказалось лишь блеклым событием предпоследней недели года. Немудрено: на Украине повсюду толкуют о приватизации с целью наполнения казны, а тут вдруг разворот на 180 градусов.

Версия, согласно которой государство «отжало» у олигархов Коломойского и Боголюбова крупнейший банк Украины, не представляется правдоподобной многим финансовым специалистам. Большинство украинцев готово расценивать вынужденную национализацию «ПриватБанка», скорее, как прибыльную многоходовую операцию, теперь уже бывших акционеров флагмана украинского банковского сектора. Бульдожья хватка, напористый характер и возможности «Бени», как здесь называют Коломойского за глаза, уже не раз доказали, что просто так, если это ему не будет выгодно, гражданин сразу трех стран мира своего не отдаст.

Напомним, что Игорь Коломойский отнюдь не «просто банкир», а его роль на Украине в период Революции достоинства и сразу после нее трудно переоценить. Именно благодаря усилиям одиозного основателя «Привата» была остановлена мощная волна сепаратизма, и Центральная Украина не вспыхнула боевыми действиями подобно Донбассу в 2014 году.

Олигарх был главой Днепропетровского региона до тех пор, пока Петр Порошенко не уволил его в 2015 году в результате борьбы за контроль над государственной нефтяной компанией, которая частично принадлежала Коломойскому. Тогда эксперты считали, что экс-губернатора лишили контроля над «Укрнафтой» с целью взыскания дивидендов, но он не отступит и использует все доступные средства, чтобы давить на государство.

Нынешняя национализация «ПриватБанка» внешне выглядит как окончательная победа президента Украины над олигархами в банковском секторе — отныне более 50% финучреждений принадлежит государству. Но, возможно, что все это блестящий интеллектуальный реванш «Бени» и за отобранный контроль над «Укрнафтой», и за унизительное отстранение от должности.

«К сожалению, это было плохое решение, но лучшее из возможных. Государство проиграло. Оно потратит 116 миллиардов гривен на капитализацию за счет увеличения своего госдолга», — заявил в интервью «Укринформу» заместитель главы Национального банка Олег Чурий. По его словам, подсчеты экономистов показали, что сумма госдолга в расчете на каждого украинца теперь увеличилась на 3 тысячи гривен.

Переходный период в «Привате» длился всего 72 часа. В понедельник, 19 декабря, председатель Национального банка Валерия Гонтарева заявила, что «ПриватБанк» отнесен к категории неплатежеспособных. По ее словам, дефицит капитала банка составил 116 млрд грн, а 97% корпоративного кредитного портфеля было роздано компаниям, связанным с акционерами. Эту «дыру» Нацбанк планирует закрыть выпуском облигаций госзайма. Первый транш ценных бумаг на 43 млрд гривен будет выпущен до конца года. 21 декабря «ПриватБанк» официально перешел в государственную собственность всего за одну гривну, а вот размеры «дыры» к концу недели, по уточненным подсчетам, увеличились почти до 150 млрд, хотя бывшие руководители банка это отрицают.

«ПриватБанк» стал жертвой произвола НБУ. У нас был сбалансированный обеспеченный кредитный портфель, подтвержденный международным аудитом. Однако НБУ, постоянно меняя свои собственные нормативы, придумывал все новые и новые способы искусственного снижения капитализации банка, — после продолжительного молчания прокомментировал ситуацию в письменном заявлении агентству УНИАН Игорь Коломойский. — Нормальные центробанки помогают банкам в тяжелое время, такое как экономические кризисы, оккупация или война. Наш же регулятор использовал все возможные приемы, чтобы додавить «ПриватБанк». И, к сожалению, у него это получилось».

Экс-владелец «Привата» поблагодарил правительство и лично Владимира Гройсмана за непростое решение, не позволившее обрушить финансовую систему государства и учитывающее интересы клиентов банка. «Речь идет о 3 млн пенсионеров, 500 тыс. студентов, 1,6 млн социально незащищенных граждан, плюс 3,5 млн зарплатных счетов, 500 тыс. частных предпринимателей. Своим решением мы защитили 20 млн клиентов банка и финансовую стабильность нашего государства», — сказал журналистам глава правительства Владимир Гройсман.

Вспоминая об «истории успеха» «ПриватБанка», необходимо отдельно отметить, что его основатели в период становления банка, делая его «народным и национальным», действительно проявили себя не только хорошими стратегами, но и грамотными тактиками. Сначала Коломойский и Боголюбов несколько лет устанавливали по всей стране новые терминалы и банкоматы, открывали тысячи новых отделений — в каждом городе, в каждом районе, иногда по несколько штук на одной улице, буквально через дом. И все это для расширения банковской сети и для удобства конечных пользователей — то есть для населения. Благодаря этому «ПриватБанк» и стал доминирующим на рынке, создавая иллюзию мощи и стабильности.

Параллельно люди активно вовлекались в интернет-банкинг, обращение наличных денег переводилось в электронную сферу. Налево и направо раздавались карточки, украинцев приучали платить ими через свои интернет-сервисы, а через некоторое время в кассах банка без карточки обслуживать и вовсе перестали.

Таким образом, «Приватбанк» собрал у себя колоссальную базу данных на всю деловую активную часть населения Украины, и сейчас он имеет у себя данные обо всем движении их средств за последние годы: кто и что от кого получал, куда и сколько перечислял. Так что теперь государство будет знать все источники доходов граждан, по которым они не торопились сдавать отчеты и платить налоги.

Теперь о «дыре», вдруг возникшей в «Привате». Предоставляя населению действительно качественные услуги с тарифами на порядок ниже, чем у конкурентов, банк обрел имидж крепкого и надежного. И где еще хранить свои вклады, как не здесь? Кредитные же программы при этом оставались скромными и ограниченными. Собирая с 6 миллионов украинцев их сбережения одной рукой, «Приват» тихонечко выдавал из этих денег гигантские кредиты другой — но не населению, а дочерним компаниям Коломойского и Боголюбова. В общей сложности «ПриватБанк» выдал невозвратных и беззалоговых кредитов своим же собственным доверенным коммерческих структурам на 148 миллиардов гривен — то есть на 6 млрд долларов США, сообщает украинское издание «Полiтолог».

«Иными словами, — считает эксперт «Полiтолога» Сергей Наколенко, — «ПриватБанк» — это гигантский мыльный пузырь, который создал иллюзию своей мощи и стабильности, собрал у населения деньги, все дал в долг своим же компанием, ничего под залог не взял, таким образом украл все деньги и убежал… И пока вы видите этот банк на каждом шагу и думаете, что он стабилен, он на самом деле просто банкрот».

«Что с этого будет иметь Порошенко? — задает сам себе вопрос Наколенко. — А ему все-равно, не он же должен лично влить в «Приватбанк» эти деньги, чтобы он не лопнул! Порошенко уже обо всем договорился: он получит очередной кредит от МВФ на сумму порядка 5,5 миллиарда долларов на то, чтобы погасить эту колоссальную задолженность банка и чтобы революции не было. При этом безумный долг нашего государства увеличится с 155 миллиардов до 160 миллиардов долларов. Что в принципе тоже давно уже всем безразлично — нам все равно конец, у нас весь резерв 24 миллиарда. Мы давно уже сидим в неоплатных долгах и долговом рабстве у МВФ».

В общем, поясняет Сергей Наколенко, бывшие хозяева «Привата» собрали с населения около 6 млрд долларов, положили их себе в карман, но чтобы не было очень больно вкладчикам, перекредитовали такую же сумму посредством государства у МВФ и мягко разделили ее на всех жителей страны — с каждого по три тысячи грн. Ловкость рук и никакого мошенничества! Ну, а в качестве бонуса за приобретение банка государству, а точнее его кредиторам, бывшие хозяева, как уже говорилось, передали подробную информацию о всех транзакциях и клиентах, отмечает эксперт.

С национализацией «ПриватБанка» практически завершилась очистка банковской системы. Ранее закрылись уже больше 80 банков. Самый активный банкопад был в 2015-м, в этом году банки лопались реже, но с громким треском. У государства в активе теперь крупнейшие «Ощадбанк», «Укргазбанк», «Укрэксимбанк» и «Приват». А это — 53% всего рынка и 60% денег украинцев.

Что касается отрицательных последствий национализации «Привата», то, справедливости ради надо сказать, что клиенты банка их не ощутили (о «расшифровке» их данных пока не говорим), кроме тех, кто с завидным упорством опустошал банкоматы. Правда, около полутора суток не работали терминалы в супермаркетах, создавая нервную суету и снижая продажи в предпраздничные дни, счета юридических лиц были заблокированы всего на несколько часов для проведения технического аудита. Все IT-сервисы банка, пользующиеся большой популярностью среди украинцев, будут все так же доступны.

Корреспондент «Росбалта» проверил работу 24-х банкоматов в Днепропетровской области 22 декабря, спустя три дня после объявления о национализации. В 20 денег не было, только светились адреса ближайших банкоматов. В одном была наличность только купюрами по 500 грн. В трех — весь ассортимент. «Это не от того нет, что не заправляем, народ просто испугался и выгребает. Но уже меньше, чуть поуспокоились», — пояснили тогда в банке. А если бы все клиенты при этом знали, что снять наличные по карте «Привата» без комиссии можно было в терминале любого (!) банка Украины, то ажиотажа, наверняка, не было бы вообще.

Однако большинство клиентов «Привата», пожалуй, все же расстроено переходом банка под крыло государства, считая, что качество услуг, действительно высокое при прежних хозяевах, ухудшится — пример тому обслуживание в «Ощадбанке» и других госбанках. «Самый плохой коммерсант в мире — это государство, государство надо отлучать от коммерции. Там, где государственный чиновник сталкивается с частным коммерсантом, возникают непонятные схемы, непрозрачность, я бы даже сказал — мутность, и коррупция», — поделился с «Росбалтом» своим мнением финансовый эксперт, в прошлом руководитель отделения банка «Надра» Максим Радченко.

К тому же, на уровне слухов муссируется вероятность слияния «Привата» с тем самым «плохим» «Ощадбанком». Народ уже придумывает этому симбиозу новое название. Кажется, что «Объединенный банк» или «Национальный Единый Банк» звучит достаточно обычно, без изюминки, но вот в сокращенном виде — даже чересчур «весело», почти нецензурно. Так что вслух эти варианты, пожалуй, в приличном месте и не произнесешь, но нельзя при этом не отметить, что природный юмор у украинцев никуда не девается в любой экономической ситуации.

Валентин Корж